Найти в Дзене

18 июня 1942 г. родился Сэр Джеймс Пол МакКартни, главный мелодист XX века

О личностях такого уровня сложно судить объективно, особенно если он сильно повлиял на твои музыкальные вкусы. Да чего там повлиял, он сформировал вообще мою любовь к музыке с самых пелёнок. Именно его песни, его мелодии, как потом выяснилось, "слепили" мои вкусы. А потому, как всегда, я не буду подробно расписывать всем и так известные вещи из Википедии, а просто расскажу, что лично для меня всегда значила фигура Пола МакКартни. Я с двух лет умел напевать голосом песни битлов, ибо родился в 86 году, соответственно когда издали официально у нас все их альбомы на пластинках, и все они были у нас дома. Я бегал по квартире и накрикивал "бип-бип! песня про машинки!" - и не предполагая, что первая моя самая любимая песня в жизни от битлов, Drive My Car, по сути была полностью заслугой МакКартни, и на её примере лучше всего можно было вообще понять его вклад в музыку как с точки зрения композиторского таланта, так и бас-гитарно-аранжировочного. Потом вообще выяснилось, что все основные мои л
Оглавление
Источник: i.redd.it
Источник: i.redd.it

О личностях такого уровня сложно судить объективно, особенно если он сильно повлиял на твои музыкальные вкусы. Да чего там повлиял, он сформировал вообще мою любовь к музыке с самых пелёнок. Именно его песни, его мелодии, как потом выяснилось, "слепили" мои вкусы. А потому, как всегда, я не буду подробно расписывать всем и так известные вещи из Википедии, а просто расскажу, что лично для меня всегда значила фигура Пола МакКартни.

1. Композитор и мелодист

Источник: imgnews.beatles.ru
Источник: imgnews.beatles.ru

Я с двух лет умел напевать голосом песни битлов, ибо родился в 86 году, соответственно когда издали официально у нас все их альбомы на пластинках, и все они были у нас дома.

Я бегал по квартире и накрикивал "бип-бип! песня про машинки!" - и не предполагая, что первая моя самая любимая песня в жизни от битлов, Drive My Car, по сути была полностью заслугой МакКартни, и на её примере лучше всего можно было вообще понять его вклад в музыку как с точки зрения композиторского таланта, так и бас-гитарно-аранжировочного. Потом вообще выяснилось, что все основные мои любимые песни битлов были авторства МакКартни, хотя в детстве моим любимым битлом был Харрисон.

Когда я сам стал музыкантом уже в школьные годы, стало предельно ясно, чем меня в первую очередь зацепили битловские песни Маки: мелодиями. Именно они заставили меня полюбить вообще музыку больше всего на свете: когда я едва только учился разговаривать, музыка уже жила во мне в самой глубине именно благодаря битлам и Полу. И по сей день моей самой любимой песней в принципе с самой лучшей мелодией является Let It Be. Банально это, не банально, но хоть ты тресни, почти всю мою сознательную жизнь ни одна другая композиция не может сдвинуть её с первого места.

Мелодика, которая шла от МакКартни, во многом сформировала и не только мой музыкальный вкус по жизни, но и вообще стала одним из главных ориентиров для всей популярной музыки второй половины XX века. От Пола это шло изнутри, на чём бы он песню ни придумывал: на фортепиано, на бас-гитаре, на гитаре - мелодии всегда выходили идеально как в плане композиционного построения, так и вокальной линии.

2. Бас-гитарист, перевернувший вверх дном значение бас-гитары

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Потому что Пол и придумал классический стереотип бас-гитаристов: басистами становятся вынужденно из-за того, что больше ими становиться некому. Да, ведь всё в битлах по сути так и было, если судить примитивно. А Полу, такое ощущение, без разницы было, на чём сочинять песни. Если изначально он их сочинял на простой гитаре, то в процессе даже уже первого периода существования битлов по многим песням его авторства уже слышно, что мелодии некоторых песен строились сугубо на бас-гитарной линии. То есть, инструмент в его руках был не в классическом понимании части ритм-секции, а средством для создания песен и мелодий. А потому его басовые партии для тех времён звучали достаточно по-новаторски. Взять ту же Drive My Car - в ней опять же самый лучший пример того, что Пол придумал совершенно случайно и вынужденно уникальные басовые ходы, которые стали использоваться потом как основы. Он их придумал, потому что в руках оказалась бас-гитара, и нужно было просто сочинять песни. Ну, вот Paperback Writer ещё как пример.

3. Человек, у которого музыка стояла всегда на первом месте, что бы ни случилось

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Сейчас Сэр Пол уже давно один из богатейших людей планеты, когда-то долго держался на первом месте среди богатейших людей в мире музыкального шоу-бизнеса (по рейтингам на 2021 год, кажется, его с 1 места сместил его соотечественник, великий композитор Эндрю Ллойд Уэббер). Но к этому он прошёл очень долгий путь и по сути добился своего состояния одним только - музыкой. И, самое главное, упорной верностью музыке, даже когда случались такие катарсисы, что могли существенно подорвать веру в музыку любого заслуженного её деятеля.

Изначально обвинённый в развале битлов МакКартни (в связи с нелепым стечением обстоятельств, когда он первым заявил о распаде на публику) явился по факту единственным из группы, кто на момент уже полностью разрозненности среди её участников хотел делать только музыку. И ничего другого. Ни политику, ни влезать куда-то в сторонние проекты. Он просто хотел сочинять и играть. Это отлично ощущается по последнему огромному документальному фильму Питера Джексона про сессии к последнему альбому Let It Be: в кадрах может показаться, что Пол слишком напорист, слишком агрессивен и много требует от того же Харрисона. Но, с другой стороны: Леннону уже реально неинтересно, он головой в своих альбомах и своей политике, и он просто спокойно с улыбкой приходит к компромиссам, Харрисон едва ли выдерживает прессинг со стороны согруппников, и видно, что он мечтает уже о покое, возможно, своем творчестве, и чтобы его никто не трогал.

Именно потому мне творчество Пола с группой Wings - самое близкое из всех постбитловских проектов. Неоднозначное и волнообразное творчество Харрисона меня всегда трогало частично. А провокационные песни и альбомы Леннона, строившиеся в основном на политике и социальщине - не совсем моё в общем. Хотя, чего судить, только Леннон мог писать реальные гимны своего поколения наподобие Imagine. Но это были у него единичные выстрелы, на таком в целом не сделаешь творчество. В то время как Мака что с Wings, что без после 1980 года добивался такой стабильности в популярности только за счёт того, что был непревзойдённым конвеером-пулемётом отличных мелодий, заходивших во все времена вплоть до 90-х годов. Ему даже не нужно было подстраивать как-то сильно аранжировки под то или иное музыкальное поколение. Ну, ладно, разочек сыграл с Wings диско.

Ну, ладно, разочек вписался в родившуюся поп-музыку начала 80-х вместе с Майклом Джексоном.

Но в моём уже сознательном возрасте в начале 90-х я уже отлично помню, как его Hope Of Deliverance блистала по телевизору наравне с другими поп-хитами своего времени от той же Уитни Хьюстон или же того же Майкла Джексона.

Ну и последний великий альбом Пола 97 года Flaming Pie тоже это отлично доказал. Особенно тот факт, что популярен он стал из-за того, что Пол просто вернулся в нём к битловским аранжировкам - в момент популярности битловщины в Великобритании, а именно - брит-попа. Логично же! Всё когда-нибудь воздаётся и возвращается на круги своя.

Именно потому Сэру Полу всегда сопутствовал всякий успех - что моральный, что коммерческий. Потому что он до самого конца остаётся искренним человеком, который просто и скромно делает то, что больше всего любит на свете - просто музыку. И ничего другого более.

Долгих лет жизни, Пол!

Источник: imagesvc.meredithcorp.io
Источник: imagesvc.meredithcorp.io

Другие статьи про Пола МакКартни, The Beatles и их участниках:

30 января 1969 г. состоялся концерт The Beatles на крыше Apple Corps, последнее живое выступление группы
История музыки/музыкальный календарь, заметки Питерского писателя и рок-музыканта30 января 2023

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.