Я не буду здесь описывать его биографию, писать и так всем известные факты, я просто спонтанно постараюсь вылить поток мыслей, что для меня значил этот музыкант, считающийся одной из самых влиятельных личностей в культуре и искусстве XX века. Буду писать жёстко, напрямик, но честно и откровенно.
1. 1/4 составляющая моего счастливого детства
Расшифрую подзаголовок: 1/4 - это четверть битлов. А битлы в формировании моих музыкальных вкусов в детстве играли главную роль, чего говорить. Я родился в 1986 году, и в этот же первый год Перестройки в нашу квартиру хлынули массово покупаемые родителями впервые изданные пластинки "Мелодии" доселе неразрешённых западных исполнителей. Само собой, были скуплены абсолютно все альбомы The Beatles. Как результат: я едва только говорить учился, а уже бегал по квартире мог напеть любую мелодию битлов.
2. Это не мой кумир. Это не "мой" исполнитель. Он всегда был мне "чужим".
В детстве я не разбирался, кто из битлов какую песню написал, где какая особенность музыки/аранжировки и т.д. Я разве что мог отличить песни Джорджа Харрисона с его голосом, и то, только начиная с 66 года эдак, когда у него "индийские замашки" начались, потому что песни выделялись сильно. Может, потому Харрисон был моим любимым битлом в детстве. А голос/музыку Леннона я не отличал, битлы были для меня единым целом - до последнего альбома Let It Be.
Касательно сольного творчества. По телевизору часто крутили видеоальбом-видеопередачу Леннона и Йоко оно с песнями с их альбома Imagine. Заглавная песня меня тогда сильно цепляла, но я маленький тогда понятия не имел, какую гигантскую смысловую нагрузку несёт такая вроде бы простенькая в аранжировочном смысле композиция. Однако когда в передаче шли дальнейшие песни и безумные дикие психоделические выкрики Йоко Оно, я пугался и убегал, не мог смотреть дальше - так у меня стало формироваться впечатление о Ленноне в негативную сторону.
Позже, чем больше я начинал знакомиться с Ленноном, тем больше его, с одной стороны, стал уважать, а с другой - понимать, что в музыкальном смысле и идейном - это далеко не "мой" человек.
Знаете, если Вы - меломан, то у Вас в арсенале любимых исполнителей наверняка есть какая-нибудь группа или исполнитель, которые прям настолько "Ваши", что Вы их готовы назвать "родными". У меня такие есть тоже, безусловно.
Но вот Джон Леннон никогда таким для меня не мог стать, он всегда где-то в стороне от меня находился. Разъясню, почему.
3. Родоначальник "британской нуднятины". И вообще это не "моя" мелодика.
Когда я, наконец, стал понимать, что авторский дуэт Леннон/Маккартни - это просто коммерческий ход, который нельзя было разрушать, а по факту Леннон и Маккартни писали сами песни, и каждый сам пел на своей песне, то я принял "сторону" Пола МакКартни. Из песен битлов именно он писал песни с "моей" мелодикой - та, которая вообще повлияла на мои музыкальные вкусы. Вот прям всё, что он писал, было "моё".
Касательно песен Леннона выяснилось, что я оказался далеко не фанат большинства песен битлов, написанных им и исполненных им. Конечно, не всех. Но когда у каждого из битлов сформировалось собственный "жанр" внутри музыки группы, когда они уже перестали быть по факту единой группой, а просто командой из четырёх отдельных творческих личностей, которые сами себе писали песни, а остальных подряжали на аранжировки и бэк-вокалы, я услышал минорную и мрачную составляющую мелодики Леннона. Местами сильно депрессивную, давящую на твоё сознание и будто преднамеренно понижающую твоё настроение. В отличие от всегда поднимающих настроение даже лирических композиций МакКартни. Впрочем, было одно великое исключение, гибрид ленноновской депрессии и маккартниевского позитива, вставленного прямо внутрь песни:
В середине 2000-х годов произошёл последний массовый бум британского рока, инди-рока, если быть точным. Когда английский рок-группы вновь стали главными в мировом рок-мэйнстриме. Но я поначалу не очень любил их музыку и движение в целом, потому что мне они все казались по своей музыке "занудными". Я называл их в своё время "британской нуднятиной". Travis, Coldplay, к примеру, самые такие яркие. Многие из них признавали, что пытались в очередной раз возродить настроение и суть британских классических 60-х годов. И в голове у меня сразу провелась параллель: а ведь эту "нуднятину" в настроении и мелодике создал в своё время никто иной, как Джон Леннон!
Конечно, у таких даже сольных песен Леннона, как коронная Imagine, есть большой плюс в такой депрессии - но только когда понимаешь хотя бы, о чём песня. В этом следующее "не моё" в Ленноне - смысловая и текстовая составляющая...
4. Бунтарь, политик, хиппи, пацифист... а музыка?
Первым обвинили Пол МакКартни в развале битлов, поскольку он первый объявил об этом. По факту же МакКартни был единственным, кто хотел их спасти, единственным, у кого на первом месте стояла музыка, единственный, кто хотел делать только её, а больше ничем другим не заниматься. С 1968 года что мы видим, судя по интервью, по многочисленным исследованиям и, в конце концов, по многочасовому последнему документальному фильму Питера Джексона, составленному из всех плёнок записи репетиций и попыток создать "живой" альбом в 1969 году, в результате которых уже после распада группы была "выжата" финальная работа Let It Be?
А мы и видим, что энтузиазм был только у МакКартни. Джон Леннон спокойно и с улыбочкой приносит свои песни, а помимо них, беспрекословно делает всё, что просит МакКартни. Джордж Харрисон на грани срыва, будучи под прессингом от первых двух с постоянными укорами, что он не может сыграть ту или иную партию, а также со смешками над его новыми песнями. А есть ещё Ринго Старр, которому, как всегда, по барабану на всё было (во всех смыслах))). А что значила эта милая улыбочка Джона и его тихое спокойствие?
А что он уже с 68 года ударился с головой в своё собственное творчество, ему давно уже не были нужны Beatles, он первый выступил неожиданно без битлов на концерте, организованном группой The Rolling Stones в составе супергруппы вместе с Китом Ричардсом, Эриком Клэптоном и Митчем Митчеллом:
Он ударился в политику вместе со своей жёнушкой Йоко Оно, он же всё время таскал её на репетиции группы, немного раздражая остальных участников. Он поддерживал хиппи, устраивал с супругой голодовки в постели в знак протеста, кричал об этом, скандировал пацифистские лозунги против войны во Вьетнаме, в конце концов, первым ушёл из битлов, а до этого ещё и успел выпустить сольный альбом, а также первую свою гимновую песню в честь своих политических взглядов:
Короче, для меня он начал заниматься всем, чем можно, кроме музыки. Точнее, музыка, как я это вижу, для него осталась на втором плане. Я, честно, никогда не любил, даже когда мои любимых музыканты с маниакальностью, остервенением и с головой ударялись в политику. И Джон Леннон стал для меня таким эталоном подобного артиста. И подал ещё и многим другим пример так себя вести. И, моё мнение, это ударило по его музыке. А потому его уже сольное творчество мне сложно воспринимать.
Альбомы Леннона, входящие в топы величайших альбомов, входят туда по сути только из-за текстов и вызывающей тематики. И всё. Я же не перевожу никогда сходу английские тексты. Я слушаю музыку сначала всегда. И мне совершенно неинтересно слушать целиком его сольные альбомы - они, прямо скажу, в общем и целом мне совершенно неинтересны в музыкально-аранжировочном смысле. Особенно в контексте музыки 70-х годов. Да и вообще музыка там мало того, что потеряла какую-то фишку, нежели Леннон писал у битлов, но и стала совсем какая-то сухая. Конечно же, есть отдельные шедевры, которые я боготворю и в которых я вижу последние отблески положительных составляющих ленноновской депрессивной мелодики.
Но, увы, это я вижу уже в основном в последнем, посмертном альбоме Джона. Когда он уже давно ушёл от политики, когда с 75 года сделал пятилетний перерыв в творчестве ради своей семьи, отбросив и музыку, и политику. Может, это ему нужно было раньше сделать, а потом раньше вернуться?... Может, не нужно было переусердствовать и соблюдать какой-то баланс? И тогда, может, его не настигла бы такая участь в 1980 году...
Другие статьи про The Beatles и их экс-участников:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.