Даже у начинающего фотографа количество оборудования, необходимое для создание и обработки фотографий, исчисляется десятками: тут и камера с объективом (иногда с двумя), и штатив, и запасные аккумуляторы, карты памяти и ноутбук, зарядки, средство по уходу за оптикой, пауэрбанки... О профессиональном фотографе даже и говорить не приходится. Стоит фотографу попытаться собраться в поездку или на небольшую фотосессию, начинается кромешный ад! Все нажитое великим трудом и так необходимое при съемке оборудование просто никуда не желает влезать, начинается настоящая игра в тетрис и едкие самокритичные замечания о том, что надо было купить фотокофр побольше.
Давайте исправим ситуацию и раз и навсегда решим эти вопросы признав, что фоторюкзак или сумка такой же важный элемент экипировки фотографа, как сама камера или объектив и выбирать их необходимо разумно.
Начинать стоит с систематизации всех видов сумок, рюкзаков и кофров, предназначенных для транспортировки фототехники.
1. Фотосумки-чехлы — минимальные по размерам, как правило, треугольной формы сумки предназначены для транспортировки камеры с одним объективом и пары небольших аксессуаров к ним, например, зарядки и вспышки (Tenba Skyline Top Load 9 или Lowepro Adventura TLZ 20 II).
2. Вставки-органайзеры — вариант защиты фото- и видеотехники,когда ее размещают в обычных сумках или рюкзаках. Имеют минимальное количество ручек или лямок и абсолютно гладкую поверхность без единого кармана снаружи. Весь органайзер находится внутри. Удобство ношение такой системы зависит от того, в чем вы ее носите, но техника защищена хорошо, а все объективы, камеры и аксессуары находятся на своих местах (Tenba BYOB 9 Slim Backpack Insert, Tenba Tools BYOB 10 DSLR Backpack Insert или Tenba Tools BYOB 13 Camera Insert).
3. Разгрузка — система из поясного и плечевых ремней с отдельно навешиваемыми на них индивидуальными чехлами и подсумками для камеры и объективов. Очень удобно снимать, особенно репортерам, наверно, одна из самых удобных и мобильных систем. Но абсолютно неудобно во всем этом передвигаться в транспорте, тем более в общественном (как пример кофров для разгрузки - Tenba Tools Lens Capsule 23x12 см).
4. Фотосумка — предназначена для ежедневного ношения рабочего комплекта фото или видеотехники и может вмещать в себя как минимальный комплект (камера, пару объективов и необходимые аксессуары) так и достаточно внушительный комплект фотооборудования (пару камер, 5-6 объективов и набор дополнительных аксессуаров). Правда стоит признать, что фотосумки максимальной вместимости долго носить не получится, слишком тяжело, но как органайзер и защита для техники они могут прекрасно выполнять свои функции находясь например на заднем сиденье автомобиля фотографа (Lowepro Nova 200 AW II, Vanguard VEO GO 18M или Tenba Axis v2 Tactical 6L Sling Bag).
5. Слинг — что-то среднее между фотосумкой и фоторюкзаком. Из главных преимуществ можно отметить удобство ношения, близкое к ношению рюкзака, когда обе руки фотографа полностью свободны даже в случае активного передвижения (например, Lowepro Slingshot Edge 250 AW). Из минусов — наличие только одной лямки, в результате чего весь вес слинга, как и вес обычной фотосумки, распределяется только на одно плече фотографа, что не подходит для длительного ношения большого комплекта техники.
6. Фоторюкзак — один из самых удобных вариантов при необходимости ношения большого количества фототехники. Вся нагрузка равномерно распределяется на два плеча, а в случае экстремально больших размеров - еще и на набедренный разгрузочный пояс. При этом фотограф остается максимально мобильным и обе руки остаются полностью свободными (Tenba Fulton v2 10L Backpack, Tenba Solstice Backpack 24, Vanguard Vesta Aspire 41).
7. Фотокофр — вместительная сумка для фото и видеотехники, оборудованная жестким каркасом и имеющая повышенную степень защиты от механических воздействий на технику. Фотокофр (Tenba Roadie Roller 21 или Manfrotto Pro Light Reloader Spin-55) не так удобен в ношении, как сумка или рюкзак, однако защита, которую он предоставляет, вполне компенсирует данный недостаток. Размеры кофров могут быть разными: от вполне носимых вариантов для одной или двух камер с комплектом и нескольких объективов до очень вместительных вариантов, оборудованных колесиками и ручкой для перевозки.
8. Жесткий кейс — очень защищенная конструкция, часто выполненная в полностью герметичном варианте исполнения. Носить такие кейсы не очень удобно, они больше напоминают классический чемодан и часто комплектуются колесиками для перевозки. Зато за сохранность техник можно не переживать, даже если ваш кейс упал в водопад Ниагары. Ни расколоть, ни утопить его и само содержимое не получится — настоящий бункер для дорогостоящей и хрупкой фототехники (примером может послужить Vanguard Supreme 53F или PGYTECH Mavic 3 Safety Carrying Case).
Теперь, когда все сумки, рюкзаки и кофры разобраны по видам и назначению, можно приступить к описанию единой системы транспортировки и хранения оборудования.
Первое, что необходимо фотографу - это ношение оперативного комплекта техники, того, чем он работает в данный момент. Тут очень хорошо подойдут небольшие фотосумки или даже сумки-чехлы, они будут оперативны и удобны в обращении, не будут сильно занимать руки, но в то же время все необходимое будет всегда рядом: сама камера, запасные аккумуляторы и карточки, один или два объектива, может быть вспышка. Но такой вариант подходит для решение только одной задачи, комфортной съемки буквально одного сюжета. Если фотограф оказался вдали от дома или гостиницы, то ему может понадобиться гораздо больше оборудования. Некое мобильное хранилище, из которого можно достать все необходимое, а лишнее, наоборот, туда сбросить, так сказать, обновить арсенал. Для таких целей понадобится уже фоторюкзак, а если фотограф перемещается на личном транспорте, то хорошим решением окажется большая фотосумка или даже кофр.
Если фотограф отправился в длительную командировку, то без полного арсенала своей техники ему будет очень тяжело. Для такой глобальной транспортировки и предназначены большие кофры и жесткие кейсы. Конечно, никто их не будет носить с собой постоянно, скорее всего, они будут находиться в машине или вообще в номере гостиницы (например, Vanguard VEO Select 55BT или Manfrotto Pro Light Reloader Tough-55 High Lid). Особое внимание стоит уделить сохранности оборудования при перевозке в транспорте. И если речь идет о экстремальных условиях в экспедиции, то для хранения оборудования лучше всего подойдет именно герметичный кейс.
Из всего выше сказанного можно сделать простой вывод: покупки одной сумки, слинга или рюкзака для даже небольшого комплекта оборудования явно недостаточно. Необходимо сразу рассматривать приобретение определенного набора средств хранения и транспортировки фото и видеотехники. Вот для примера несколько вариантов:
Вариант №1: сумка-чехол, рюкзак, пластиковый кейс.
Вариант №2: разгрузка, сумка-вкладыш, большой фотокофр.
Вариант №3: небольшая фотосумка, фоторюкзак, большой фотокофр.
Вариант №4: слинг, большая фотосумка (например в машине), фотокофр (в гостинице)
А вы рассматривали возможность выстроить систему перевозки и хранения техники или каждое приобретение очередной сумки происходит под настроение?
Что вам нравится больше - слинги или классические фотосумки?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2023 г.