-Я что, так и буду сидеть голодным? –пыхтел Роман.
-Мы тоже ничего не ели, потому что было не до этого. Сходи в забегаловку напротив и купи нам всем еды, -жена протянула ему крупную купюру.
-Но я устал, сама сходи, -пробовал спорить мужчина, но Юля не дала ему такой возможности.
-Я устала больше твоего, разбирая этот бардак после потопа. Так что иди или не мечтай об ужине.
Роман в отместку остался поужинать в кафе. Еду он взял только для дочек, а жене демонстративно передал пустой контейнер.
-Разве денег не хватило? –устало спросила Юля.
-Нет. Надо было больше дать. Я ведь проголодался, вот и поел хорошенько, -ухмыльнулся мужчина. Он не видел, что девочки разделили свои порции с матерью. Наутро его ожидал сюрприз: старшая дочь упаковала его вещи в дорожную сумку.
Рядом стояла младшая и строго сказала:
-Папа, если ты и дальше планируешь себя вести, как козел, то лучше уходи. Мы с мамой без тебя сумеем прожить.
Юли не было рядом: она была на кухне и готовила всем завтрак. Увидев, как муж стоит в ступоре посреди прихожей, сухо сказала:
-Мне надоело, что от тебя никакой помощи и участия нет. Можешь позавтракать с нами, но после этого собирай свое барахло и проваливай на фиг из моей жизни.
-Ты еще пожалеешь, -бросил мужчина и вышел. Ему не хотелось, чтобы они видели, что он готов снова устроить эффектную истерику. Почему? Как они посмели сказать, что он ничего не делает? Домой приходит? Приходит. Чужих баб не водит? Не водит. Что ей еще надо? Что?!
Деваться было некуда. Роман знал, что у Олега –отца Влада –есть квартирка в частном секторе. Надо было узнать, свободна она или нет.
-Привет. Ты ту квартиру еще не сдал? Очень надо, моя грымза меня выставила, -отрывисто бросил Роман в трубку. Ответ его обрадовал: значит, ему есть, где жить. Возвращаться домой к родителям Роман не хотел, потому что мать, как он знал, начнет кудахтать и переживать за него.
Влад узнал, что отец его одноклассницы Лики теперь живет в их старом доме, и решил, что этим обстоятельством можно унизить девочку. А чтобы до нее быстрее дошло, он ударил Лику в живот, когда она проходила мимо него на перемене. Девочка остановилась, задержалась возле него на несколько секунд и…класс подпрыгнул, когда раздался истошный визг Влада: Лика ожесточенно била его чужим учебником по спине.
-Я тебе ничего не делала, дурак, что ты ко мне прицепился? – кричала девочка.
Классная руководительница с трудом навела порядок в классе. Влад ожидал, что Лику накажут, но ничего подобного не произошло. И он еще долго переживал нанесенное ему, как он считал, оскорбление, обзывая Лику по любому поводу.
Однако его старания были напрасны: девочка могла посмотреть и ответить так, что от ее слов все свидетели катались со смеху над незадачливым Владом, показывая на него пальцев.
-Она тебя сделала, лох! –кричали мальчишки, доводя беднягу до исступления.
Влада бесило и другое – он почему-то выбрал Лику своей соперницей по успеваемости и все ее успехи воспринимал крайне болезненно. Он считал, что это несправедливо, что какая-то дурочка, у которой нет настоящей семьи, как у него, посмела обойти его по отметкам. Влад сходил с ума от злости, услышав, что Лика была единственной, кто входные контрольные написал на «отлично» по всем профильным предметам. Поэтому, когда другой лидер класса –Артем – объявил, что собирается проучить Лику, мальчишка только обрадовался.
-Наконец-то эту дуру умоют, -сообщил он матери. Лина не стала уточнять, что это означает. Она готовилась к родительскому собранию, на котором в очередной раз хотела показать, что ее сын –самый лучший. Женщина в упор не замечала, что ее выступления на эту тему вызывают насмешливые улыбки у остальных участников собрания. Но, поскольку Лина была председателем родительского комитета, ее никто не перебивал. Оно и понятно –все-таки человек старается, столько усилий прикладывает, чтобы показать себя в лучшем свете.
Классная руководительница пригласила предметников, чтобы те рассказали об основных проблемах в учебе детей.
Лина с довольным видом слушала, как учительница математики ругает класс:
-Вы уж меня простите, дорогие родители, но у меня такое впечатление, что в этом классе только один человек понимает, о чем речь. И контрольные пишет на пятерки, и с домашними заданиями нет вопросов. Просто золотой ребенок, прямо хочется сказать спасибо за воспитание. Упорства и ума этому человечку не занимать.
Лина приосанилась и скромно ответила:
-Ой, вы знаете, сколько времени мы с Владиком тратим на репетиторов, это просто ужас. У мальчика вообще ни одной свободной минутки нет. Он все время рвется узнать что-то новое и жалуется, что ему другие дети не дают нормально слушать объяснения учителей.
-Владик? –удивленно переспросила математичка. – Наверное, вы не так меня поняли. Я не имела в виду Владика. Речь о Лике, это она вытягивает весь класс на уроках. Владик...он ничем не отличается от всех остальных, не слушает и мешает всем, кто работает у доски. Прямо не знаю, что с ним делать, так любит умничать и выкрикивать.
Лицо Лины стало пунцового цвета:
-Вы ошибаетесь, мой сын не может так себя вести. Наверное, его спровоцировали, а вы увидели, когда он ответил.
-Если бы, -усмехнулась учительница. – Кстати, он без ума в плохом смысле слова от Лики. Недавно порвал ей тетрадь для контрольных работ, потому что у него была двойка, а у нее –пятерка. Причем, единственная в параллели. Поэтому в целях воспитания я поставила ему вторую двойку –чтобы неповадно было делать гадости за спиной.
Лина потеряла дар речи. Она была уверена, что говорить что-то хорошее могут только про ее ненаглядного Владика, но здесь что-то пошло не так. Другие родители с нескрываемой насмешкой смотрели на Лину, затем начали перешептываться. После собрания Лина, собрав волю в кулак, подошла к Юле и любезно поинтересовалась:
-Оказывается, ваша девочка очень хорошо пишет контрольные. Лика, ты же сама все решаешь, у Владика ведь не списываешь?
Лика засмеялась:
-Извините, вы что-то путаете. Это Владик постоянно у меня пытается списать и все время меня обзывает, когда получает плохую оценку. Он сегодня мою куртку чуть в окно не выбросил, потому что обиделся на кого-то, а сорвать злость решил на мне.
Лина побагровела, когда Юля вопросительно посмотрела на нее:
-Получается, ответить тому человеку ему не хватило смелости, а отыграться на Лике было нормальной реакцией? Это как понимать?
Лине пришлось извиняться за поведение сына, и она ушла с собрания в крайне мрачном настроении. Придя домой, она увидела Влада, который беззаботно играл в игры на планшете, не обращая внимания на крики младшей сестры, просившей его помощи с домашним заданием.
-Заткнись, мелочь, -бросил мальчишка, не отрываясь от планшета.
-Влааад! – раздался крик Лины. Владик вскочил с места, побежал к прихожей и настороженно стал вглядываться в лицо матери.
-Мам…-осторожно начал он, - как прошло собрание? Ты сказала учительнице, что мне все мешают?
Лина бросила на него такой выразительный взгляд, что у мальчишки коленки затряслись от страха. А уж когда она объяснила ему, почему не считает, что нужно было что-то спрашивать у учительницы, Влад принялся громко реветь. Он размазывал слезы по лицу и умолял:
-Мама, прости. Я не хотел, это все Лика подстроила. Она мне всегда завидовала.
-Почему? –холодно спросила мать, выбирая прутик, который она собиралась использовать для телесного наказания сына.
-Потому что у меня есть папа, а у нее –нет, -нагло соврал Влад. Правда, от воспитательного мероприятия его это не спасло.
Когда глава семейства явился домой, его встретил старший сын, который не посмел жаловаться. Потому что в их семье все равно главной оставалась мама Лина – невысокая и худенькая, она умела кричать так, что быстро загоняла мужа в угол. Поэтому он предпочитал сразу соглашаться с ней во всем, чтобы иметь возможность тихо заниматься своими делами.
Лина сухо сообщила, что ей пришлось поговорить с Владом, чтобы он понял кое-какие важные моменты. В частности, что надо отвечать за свои слова и перестать использовать ее материнскую любовь как прикрытие для своих проступков. Правда, на следующий день Лина как следует поразмыслила и пришла к выводу, что переусердствовала в своем рвении. Более того, она решила про себя, что больше не будет реагировать на жалобы учителей, детей и родителей, если те будут выражать недовольство поведением и учебой ее сына. Потому что Влад – ее первенец, которому она посвятила себя целиком. Значит, он не может быть плохим…
Мальчишка быстро почувствовал перемены в настроении матери, чем воспользовался незамедлительно. В тот же день ему разрешили прогулять школу в качестве моральной компенсации, купили гору сладостей и позволили сидеть за планшетом почти до двух часов ночи. Влад решил, что надо отыграться на Лике за то, что ему пришлось пережить неприятные минуты в обществе собственной матери…
Когда Влад появился в школе, Лика повторяла материал по математике – на следующем уроке должна была состояться контрольная. Весь класс был в нервном ожидании, потому что предыдущие классы написали работы практически все на двойки и никто ничего хорошего не ждал. Влад, подумав, занял место сразу за Ликой.
-Если что, поможешь, да? –с надеждой спросил он, но ответа не дождался.
Едва начался урок, как учительница пересадила Лику за свой стол и раздала листочки с заданиями. Класс начал возмущаться:
-Почему она отдельно сидит? Так нечестно, пусть работает вместе со всеми.
Особенно усердствовал Влад, который заявил, что Лике дали самое простое задание, чтобы все остальные получили двойки. Учительница вместо ответа принесла ему листок, который до этого получила Лика:
-Раз ты так уверен, что у нее самый простой вариант, тогда решай сам. Посмотрим, как справишься.
Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять – Владу такое не осилить. Он смущенно пробурчал, что предпочитает выполнять те же задания, что у остальных ребят, и его просьба была удовлетворена. Он тихо надеялся, что Лика опозорится с заданиями повышенной сложности, но этого не произошло.
-Я вообще не понимаю, чем вы думаете во время контрольных, -возмущенно гремела учительница, объявляя на следующий день результаты контрольной. – Как можно было допустить столько глупых ошибок? Вы разучились переводить обыкновенные дроби в десятичные и наоборот? Что за бредовые фантазии перед административной контрольной?
Она еще долго высказывала свое недовольство, но затем решила, что пора переключаться на новую тему после объяснения допущенных ошибок. Влад с грустью смотрел на размашистую двойку на своем листочке и вздыхал:
-Мама точно не обрадуется, когда увидит…
Лина платила за его занятия с репетиторами по математике и иностранному языку большие деньги, потому что с Владом занимались индивидуально. Но мальчишка ходил на занятия только ради того, чтобы от него отстали родители, и практически ничего не выполнял из домашних заданий. Результат от всего этого был аховый: знаний не прибавилось, оценки желали лучшего.
Однажды Лина позвонила Юле и предложила встретиться:
-Я же родительский комитет представляю, давайте обсудим текущие вопросы. Я имею в виду успеваемость и посещаемость детей.
-Но у моей дочери с этим нет проблем, -удивленно ответила Юля, на что в трубке послышался легкий вздох:
-Вот об этом и нужно поговорить. Не хочу по телефону, давайте встретимся после работы.
Юля ответила согласием. Через несколько часов женщины сидели в кофейне напротив школы, ожидая, когда закончатся уроки у детей. Лина сразу перешла к сути:
-Хотела узнать, вы на какие курсы водите Лику?
-Ни на какие, -ответила Юля. – Она сама занимается.
-Да? –недоверчиво спросила Лина. –Но каким образом? Как вы добились того, чтобы ребенок сам занимался?
-Я не совсем понимаю смысла ваших вопросов, -мягко ответила Юля. – Что вас беспокоит?
Лине пришлось мысленно досчитать до десяти, прежде чем она смогла ответить на вопрос собеседницы.
-Понимаете…я с первого класса вожу Владика по разным курсам и кружкам. Мальчик он умный, но усидчивости не хватает. Вот и сейчас оплачиваю ему занятия с разными репетиторами, а он даже не открывает учебник. Вот откуда у нас низкие баллы.
-Что в этом такого? –подняла бровь Юля. Она поняла, куда клонит Лина, но хотела, чтобы та высказалась полностью.
-Видите ли…-Лина заерзала, -я слышала, что от вас ушел муж…Наверное, в семье сложная обстановка, и дети должны себя чувствовать не лучшим образом. У моей знакомой после того, как ушел муж, дети резко скатились по учебе, потому что остро переживали уход отца и скучали по нему. Разве ваша дочь…не скучает по папе?
На лице Юли появилось холодное, отчужденное выражение.
-Пусть это не ваше дело, но…Муж не уходил от меня. Я его сама выставила, и дети были не против такого решения. Потому что его присутствие создавало для всех нас больше проблем, чем преимуществ. Во-вторых, дети понимают, что они сами отвечают за свою успеваемость и стараются учиться сами. Я могу лишь помочь с какими-то вопросами, но никогда не тащу на себе их учебу. Да, я легко решаю задачи, владею двумя иностранными языками, но за своих дочек ничего не делаю. И вам тоже нужно понимать, что вы не можете закрывать собой ребенка со всех сторон, он вырастет с ощущением, что его успехи и неудачи –исключительно ваша заслуга. Это вы проявляете инициативу, чтобы он учился лучше, но мальчик видит, что это нужно больше вам, чем ему. Поэтому и относится таким образом к тому, что делаете вы или он сам.
Лина опустила голову и вздохнула.
-Но как тогда быть?
-Не знаю,-просто ответила Юля. – Я не стараюсь воспитывать в детях дух соперничества. Потому что единственный человек, с кем они могут соревноваться, это они сами. Они должны быть лучше самих себя в прошлом. Тем более, что, если, например, вашему ребенку не дается математика или русский язык, это не значит, что надо костьми лечь, чтобы у него были самые высокие баллы по этим предметам. Такое произойдет, если он сам захочет поставить перед собой такую задачу –стать завтра лучше самого себя, лучше того, какой он сегодня.
Лина ушла с неприятным чувством, что она не поняла ничего из слов Юли. Влад тем временем стал чаще жаловаться на одноклассников, говоря, что они мешают ему учиться.
-Они так шумят, что я ничего не слышу и не понимаю из объяснений учителей, -твердил мальчик. – А Лика вообще, так загордилась, что перестала со всеми общаться. Никому ничего не хочет объяснять, даже списывать не дает.
-В наше время таких заносчивых отличников быстро ставили на место, объявляя им бойкот, - проговорила Лина. Ей было обидно за сына и за себя: она тратит кучу денег на услуги репетиторов без особого успеха, а эта девчонка из неполноценной семьи, не потратив ни рубля, ни минуты на подобные занятия, продолжает носить корону лучшей ученицы класса.