Вампиры, оборотни, ожившие мертвецы – ещё лет тридцать назад этот потусторонний ужас мог напугать даже взрослого, не искушенного отечественными киноужасами. Сейчас фильмы-страшилки перестали нас удивлять. Воспринимаются с экранов как повседневное явление.
Но стоит ли погружать в эту повседневность детей?
Фильмы ужасов – «взрослое видео». Цель таких фильмов дать необходимую разрядку, взбудоражить кровь частыми выбросами адреналина, встряхнуть зрителя. Человек испытывает мелкие повседневные стрессы, которые накапливаются в организме. Фильм ужасов в данном случае действует по народной поговорке «клин клином вышибают». Пережив более большой, но не настоящий стресс от происходящего на экране, мелкие стрессы на фоне пережитого – кажутся микроскопическими.
Как на войне люди, испытывающие глобальный для своего организма стресс думают – лишь бы выжить, а остальные несчастья – это сущая ерунда.
Нужны ли такие встряски детской психике? Повсеместный допуск детей к экранам с «ужастиками» породил во взрослом сознании успокоительные мифы. С этими мифами, практикующему детскому психологу приходиться сталкиваться часто в коррекционной работе.
Миф первый: «Ему же не страшно!»
Ребёнок, подражая «храбрым» взрослым, спокойно смотрящим на экран, где в это время слюнявое звероподобное чудовище пожирает очередную жертву, сидит, улыбается и говорит «Да это совсем не страшно!».
Не обольщайтесь – в это время ребёнок пытается спасти свою потрясённую психику, ставя рациональный психологический барьер – уговаривая себя, внушая себе те слова, которые он раньше слышал от взрослых. От так же может говорить: «Это в кино», «Это компьютерная графика», «Это переодетые актеры».
Родитель может согласно кивать и радоваться – какой у него умный ребенок.
Но в детском восприятии, киношная и окружающая реальность сливаются воедино, и даже если ребёнок знает, что вампиров на самом деле нет, всё равно он не обладает достаточными знаниями об окружающем мире, чтобы самому себе это доказать. «А вдруг есть?», «Вдруг они придут ко мне?» – такие вопросы часто задают дети в кабинете психолога в процессе работы.
Наивно было бы считать, что дети должны верить в выдуманного деда Мороза и не должны верить в мифического монстра.
Миф второй: «Ребёнок сам любит смотреть фильмы ужасов, ему интересно»
Задайтесь вопросом, а здоровый ли это интерес? Загипнотизированный кролик перед удавом и не моргающий ребёнок перед лицом экранного ужаса – практически одно и то же. Ребёнок ещё не владеет приёмами рефлексии и не может определить для себя степень опасности. Он понимает, что с ним происходит что-то не то, но оторваться от экрана в этом момент ещё страшнее.
У ребёнка есть потребность досмотреть страшный фильм до конца, чтобы узнать, чем всё это может кончиться, чтобы увиденный ужас был для него завершенным действием.
Лёжа ночью в своей кроватке, он будет прокручивать не благополучный конец фильма (если конечно таковой ещё имеется), а самые страшные эпизоды.
Миф третий: «Современные дети играют в вампиров и оборотней, их радуют эти игры»
Радуют. Потому что только в игре средь бела дня, да ещё со сверстниками можно безопасно в игре «пережить» увиденный ужас.
Но ночью или в одиночестве он будет возвращаться к пережитому страху страху. Даже при психологической коррекции не всегда сразу удается «вытянуть наружу» те ужасы, которые ребёнок всё больше загоняет в глубь себя.
Сейчас популярны фильмы о добрых вампирах, нашедших общий язык с людьми – «Сумерки», «Дневники вампиров», «Вампиры средней полосы». Но если попросить дошкольников пересказать сюжет этих фильмов, то становиться понятно, что дети концентрируют своё внимание не на глубине нежно-дружественных чувств вампира и человека, а на чём-то страшном, разрушительном, мучительно-пугающем.
В этих фильмах есть и отрицательные мистические персонажи. Просто для нас взрослых – эти «злые» вампиры только фон, на котором развивается неплохой сюжет фильма, а для детей это важные пугающие лица.
Или правильнее выразиться «рожи»?
Миф четвёртый: «Мы живём в эпоху суровой реальности, пусть ребёнок привыкает не бояться. Фильмы ужасов закалят его»
Следуя такой логике можно выгонять детей на 30 градусный мороз – пусть закаляются, привыкают к холоду. Или заставлять их прыгать с парашютом или с моста без страховки – вот где "воспитание мужественности"!
С какого же возраста можно всё-таки разрешать ребёнку смотреть фильмы ужасов? Точного ответа на этот вопрос дать не могу – есть индивидуальные особенности. Но, приходилось вести коррекционную работу после просмотра фильмов ужасов с детьми от 4 до 10 лет.
Дети детсадовского возраста и младшего школьного не должны подвергаться мистическому психологическому насилию.
Взрослым важно не только не сажать детей перед экраном, но и исключать их пассивное присутствие в комнате, где идёт просмотр фильмов ужасов.
Однажды пятилетняя Вика в ходе коррекционного занятия начала мне подробно пересказывать сюжет фильма «Ожившие мертвецы». От её рассказа брала оторопь. Как ребёнок вник в сюжет?! У самой девочки в это время дрожал подбородок и в глазах застыл тихий ужас, хотя она старалась говорить будничным голосом.
– Вика, тебе же мама не разрешает смотреть фильмы ужасов?
– А я и не смотрю! Это мама смотрит, а мне говорит, чтобы я отвернулась к стенке и спала.
Получается, ребёнок даже не видел фильма, который он только что так красочно описал.
Если ребёнок:
- стал кричать и вскакивать во сне;
- боится засыпать один;
- жалуется на то, что ему снятся кошмары или за ним кто-то гонится во сне;
- у него дрожат руки;
- он не может без заикания произнести начало фразы;
- проигрывает агрессивные сюжеты с монстрами в главных ролях;
- становиться расторможенным, неуправляемым;
- в темное время суток он боится выйти на улицу или зайти в любое тёмное место.
Это признаки невроза связанного с испугом. Подумайте, не является ли это результатом просмотра взрослого «ужасного кино»?
Обычно дети находят в себе силы самостоятельно справится с этими страхами. А чаще – загнать их в глубь своего бессознательного и худо-бедно жить с ними.
Если вы чувствуете, что ситуация с детскими страхами выходит из-под контроля, не затягивайте – обращайтесь за психологической помощью. Скованная страхом детская психика теряет много внутренних ресурсов, а они могут быть направлены на более полезные дела для детского развития.
Еще для охраны детской психики: