В 2007-м году британская рок-группа Status Quo случайно или намеренно создала свой самый шикарный альбом за все предыдущие 30 лет – «В поисках четвертого аккорда» («In Search of the Fourth Chord»). Но после его выпуска она все же почему-то так и не создала ничего подобного. Однако справедливости ради надо сказать, что практически на каждом из 33-х студийных альбомов группы за многие десятилетия с момента ее образования находилось немалое количество всяких шедевров, хотя полностью интересные альбомы у «Статусов» - это все же редкость. Ну, за исключением того, который я представляю ниже.
Группа Status Quo – это настоящая британская рок-группа, как минимум в том смысле, что в Штатах и Японии она никогда популярной не была, хотя ее диски выпускались во всех странах мира, даже в Зимбабве. А вот на Европейском континенте популярность «Статусов» всегда была высокой, несмотря на то, что она постоянно играла в одном ключе, или, как выразился один мой знакомый по поводу других классических рок-британцев Motorhead – «музыка одна и та же, только слова разные» (с).
Однако, невзирая на все свои негативы, Status Quo очень авторитетны. За 55 лет своей музыкальной деятельности группа записала 33 полноформатных студийных альбома, выпустила 26 официальных сборников и издала 12 таких же официальных концертных дисков. Где-то когда-то я прочитал, что по этому параметру «Статусы» получили много всяких наград, а также многочисленные почести им присуждались и по многим остальным заслугам на ниве рок-н-ролла.
Правда, за все эти годы в группе произошло несколько смен составов, и сегодня ее тянет только один оригинальный участник – основатель, вокалист, соло-гитарист и композитор Фрэнсис Росси. В принципе группа имела все шансы сохранить еще одного оригинального участника – Рика Парфитта, по оценкам многочисленных номинационных структур, «лучшего ритм-гитариста за всю историю рок-музыки». Но Рик Парфитт, к сожалению, умер в конце 2016 года от совершенно случайного осложнения после опеерации на плече. Кстати, он тоже был неплохим композитором, сочинил целый ряд хитов группы и во многих спел как лидер-вокалист.
…Группу Status Quo я слышал давно, еще в середине 70-х, но музыка группы на меня тогда впечатления не произвела. Слишком, на мой взгляд, она была пресная и без какого-либо «изюма», свойственного, например «Назаретам», «Квинам», «Флойдам» и многим другим рок-группам, которыми я тогда заслушивался день и ночь, и ради которых был готов тратить все свои студенческие стипендии и первые заработные платы.
Только в начале 80-х я услышал альбом Status Quo «Blue for You» 1976 года, а позже – «Just Supposin'» 1980-го – эти альбомы мне вдруг, вопреки ожиданиям, очень понравились, ну, как минимум наполовину каждый. Однако при переслушивании других произведений SQ я опять-таки не нашел в них ничего интересного, и снова про группу забыл довольно надолго, особенно когда я услышал их два первых альбома конца 60-х – я пришел просто в ужас.
Но вот грянули 2000-е, с музыкой благодаря Интернету стало полегче, и я решил скачать все альбомы Status Quo на комп, чтобы их перешерстить, выкачать из них все хиты и сделать годный сборник. Эта группа не давала мне покоя, потому что у нее были прекрасные диски, о которых я упомянул выше, а раз были прекрасные диски, то и на плохих дисках должно быть хотя бы по одной песне найти, которые не западло было бы втиснуть на создаваемый мной сборник.
В общем, начал я переслушивать всё, что «Статусы» создали за предыдущие 30 с лишним лет, и вдруг обнаружил, что у них шикарных дисков гораздо больше, чем я думал, а на тех, которые мне сначала показались не интересными, была как минимум треть шикарных песен. И я накачал этих песен столько, что получился не один сборник, а целых 10, если брать стандартный виниловый вариант.
И понял я, что надо поступить иначе.
Тогда у нас винил на «тучах» и барахолках стоил копейки, я зарабатывал прилично, к тому же уже тогда я начал собирать свою виниловую коллекцию. Пошел я на «тучи» и барахолки и скупил всё, что Status Quo выпустили на винилах до конца эпохи «старого винила» середины 90-х, для этого потребовалось всего несколько месяцев. И теперь у меня на полке стоит почти полня виниловая коллекция Status Quo, правда, два первых альбома оказались настолько редкими, что мне до сих пор не удалось их отыскать в оригинале, а в коллекции у меня только двойной «Greatest Hits» 1976 года типа «два в одном», то есть в альбоме на двух пластинках вкатаны эти два первых альбома группы. Конечно, они мне не нравятся и сегодня, но коллекция – это дело такое, любая коллекция должна быть полная невзирая ни на что.
Но короче, дело не в моей виниловой коллекции. При переслушивании творчества «Статусов» с 80-е по 2000-е годы я понял, что все свои «изюмы» музыканты группы написали в 70-х, а потом пошла-поехала сплошная «белиберда». Нет, не та белиберда, которая в прямом смысле слова, а применительно к рок-музыке – это сплошной самоплагиат и попытка американизировать все свое творчество в расчете на заокеанские плюшки.
Конечно, даже на этих «белибердовых» альбомах были шикарные песни, но полностью шикарного альбома за предыдущие 30 лет (80-е, 90-е и начало 2000-х) я среди них так и не обнаружил. Исключение составлял только альбом «Heavy Traffic» 2002 года, он был очень хорош, я о нем написал публикацию (ссылка – внизу).
Но вот полностью ударного, наподобие «Blue for You» или «Just Supposin'» не было.
И тут наступил 2007 год, и вдруг «Статусы» выскочили как черти из табакерки, преподнеся на публику свой новый альбом «In Search of the Fourth Chord» («В поисках четвертого аккорда»). Правда сначала я, увидев альбом, не поверил, что внутри него есть что-то выдающееся, и даже хотел отложить прослушивание на неопределенный срок. Но обратив внимание на обложку, я все же скачал альбом – как минимум по оформлению он был посвящен Индиане Джонсу, моему самому любимому на тот момент киноперсонажу.
И что же я услышал на этом альбоме?
А я услышал как раз тот шик и блеск, которого у «Статусов», честно говоря, я вообще никогда не слышал. Этот альбом так сильно отличался от всего того, что Status Quo записали за предыдущие 40 лет, что мне стало ясно – группа в ударе!
Да, альбом и на самом деле получился ударным, причем настолько ударным, что я сразу же записал его в лучшие произведения группы.
Правда, я понадеялся, что «Статусы» станут развивать успех и дальше, и создадут еще что-то более ударное, но мои ожидания не оправдались. За последние 15 лет группа записала еще несколько студийных альбомов, но удар иссяк. Музыканты снова возвратились к своей обычной рок-н-ролльной манере, и снова превратились в тех Status Quo, которые нам известны вот уже 55 лет подряд.
Ну ладно, не буду тянуть кота за хвост, лучше перейду к рассмотрению бриллиантов, которые содержатся в этой самой настоящей шкатулке с музыкальными драгоценностями. В дополнение скажу только, что автором основной части песен был Фрэнсис Росси, что-то написал Рик Парфитт, а что-то - остальные участники группы. Интересно, что почти все песни для альбома Росси написал в соавторстве с неким Бобом Янгом, который еще с конца 60-х подыгрывал в группе на гармонике, и попутно написал для Status Quo совместно с Росси основное количество всех песен.
Трек-лист:
1). Beginning of the End (4:23) «Начало конца». На первый взгляд – вполне себе заурядная «открывашка» супер-хитового альбома, однако в случае со Status Quo это уже хит, несмотря на то, что внутри альбома скрыты хиты еще более крутые, причем гораздо.
2). Alright (4:12) «Хорошо». Еще один как бы «номер для разогрева», и тоже вполне себе шикарен.
3). Pennsylvania Blues Tonight (3:44) «Пенсильванский блюз сегодня вечером». А вот с этого момента альбом начинает раскрывать всю свою убойную сущность. Эта песня – шедевр, не иначе. Отмечу только, что и тут, и в других песнях играет на гармошке тот самый «внештатный участник группы» Боб Янг, который написал тексты для множества песен SQ, начиная с 1969 года.
4). I Don't Wanna Hurt You Anymore (4:00) «Я больше не хочу причинять тебе боль». Типичный для Status Quo рок-н-ролл, ну куда ж без этого? Однако соло на гитаре просто шикарное. Кстати, тут на клавишных играет не Энди Баун, штатный клавишник группы, а приглашенный музыкант Кевин МакАли.
5). Electric Arena (5:25) «Электрик Арена». Шикарнейший блюз в виде баллады, комментарии не требуются.
6). Gravy Train (3:23) «Кормушка» («Доходное место», «Легкий заработок»). А это тоже шикарный номер, только уже не баллада, а наоборот – мощнейший боевик, как-то вообще не в стиле Status Quo. Написал музыку бас-гитарист Джон Эдвардс, спел Рик Парфитт.
7). Figure of Eight (4:08) «Восьмерка». Это уже не баллада, не боевик, а какая-то гимноподобная пьеса с оркестром, впрочем, сделана так бесподобно, как «Статусы» никогда такие вещи до этого не делали. Написал песню единолично штатный клавишник (по совместительству и гитарист) группы Энди Баун. Кстати, может кто не знает, но этот Энди Баун в 1983 году записывал альбом Pink Floyd «The Final Cut» - он там играл на органе вместо ушедшего Рика Райта. А участником Status Quo он был с начала 70-х, но до 80-х официально в штат войти не мог по контрактным обязательствам с другой компанией, и поэтому был как бы 5-м внештатным членом группы.
8). You're the One for Me (3:30) «Ты для меня». Еще один хит – закрученный хардовый рок-н-ролл, совершенно бесподобный, один из бриллиантов альбома. Музыку и слова написал барабанщик Мэтт Летли.
9). My Little Heartbreaker (3:50) «Мой маленький сердцеед». А это какое-то буги-вуги совершенно в стиле старых Status Quo, песня интересна только самым яростным поклонникам группы.
10). Hold Me (4:33) «Держи меня». Еще один шедевр альбома, написал Рик Парфитт и две каких-то неизвестных мне личности.
11). Saddling Up (3:42) «По седлам». Я бы назвал этот номер «уставшим рок-н-роллом», что, впрочем, не умаляет его высочайших достоинств. Это еще один бриллиант альбома.
12). Bad News (5:05) «Плохие новости». А эту песню написал бас-гитарист Джон Эдвардс, он же ее и спел, на соло-гитаре (возможно, и вообще на всех гитарах, кроме отцовского баса) сыграл его уже взрослый сын Фредди.
13). Tongue Tied (4:21) «Связанный язык». Довольно неплохая баллада, в качестве бонуса к альбому пойдет, хотя это совсем не бонус. Это просто «закрывашка», а бонусы – две следующие песни.
14). I Ain't Wastin' My Time (3:36) «Я не трачу свое время». Вот это и есть бонус к английскому изданию, представляет собой обычный рок-н-ролл из прошлой реальности, в которой Status Quo начинали работать еще с конца 60-х.
15). One by One (4:12) «Один за другим». Этот бонус, появился на всех европейских изданиях, кроме Франции. Шикарная баллада, один из бриллиантов альбома.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Status Quo» - рок-группа, у которой за 50 лет не было ни одного падения, а только сплошной взлет
«Heavy Traffic», 2002 г. ~ убойное возвращение Status Quo на рок-музыкальный Олимп
Judas Priest «Sin After Sin» 1977 г. ~ первый успех группы, который определил ее дальнейшее бытие
Единственная видеозапись участия Тони Айомми в составе Jethro Tull в 1968-м, зато цветная