Одной из причин распространения легенд о шлеме Александра Невского или сабле Дмитрия Пожарского, якобы хранящихся в нашем музее, были изданные в XIX веке «путеводители» по Оружейной палате.
Десятого марта 1806 года вышел указ императора Александра I «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей». В указе в том числе оговаривалась важность составления исторического описания древностей. Этой работе придавалось государственное значение, книги издавались на средства Кабинета его императорского величества.
Одну из первых работ, посвященную историческому описанию древностей Оружейной палаты, составил Алексей Федорович Малиновский (1762–1840) — главный управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел (1814–1840), сенатор, историк, археограф, писатель и переводчик, брат первого директора Царскосельского лицея. Несомненной его заслугой является активное участие в переводе и первом издании рукописи «Слова о полку Игореве» в 1800 году.
По всей видимости, археограф приступил к работе над историческим описанием древностей Оружейной палаты задолго до того, как был подписан императорский указ 1806 года. Спустя всего год, в 1807, вышла первая часть труда А.Ф. Малиновского, содержавшая тридцать гравюр с изображениями регалий. Главная цель, по словам составителя, была в том, чтобы «Российские древности, пребывавшие несколько веков в неизвестности, явить пред целым светом».
В первой части «Исторического описания» главным образом говорилось о символах царской власти. Их происхождение автор связывал с именами определенных правителей, причем многие предметы были атрибутированы как «присланные с прочими регалиями от греческого императора к российскому великому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху в 1116 г.». Легенду о «Мономаховых дарах» читайте в этой статье.
А. Ф. Малиновский планировал издать вторую часть своего труда, но, к сожалению, работа так и не была закончена и опубликована. Непростая судьба сложилась и у первой части издания, большая часть ее тиража, как и типографские гравированные доски, погибли в московском пожаре 1812 года. Поэтому Малиновскому было поручено подготовить ее переиздание. Однако комитет, созданный в 1835 году по высочайшему повелению для проверки труда Малиновского и включавший профессоров Московского университета, указал на ряд некорректных датировок и атрибуций.
Мифотворческая тенденция, проявившая себя в трудах А. Ф. Малиновского, получила развитие в сочинении писателя и первого издателя журнала «Отечественные записки» Павла Петровича Свиньина (1787–1839). В 1826 году он издал «Указатель главнейших достопамятностей, сохраняющихся в Мастерской оружейной палате». Павел Петрович, как и А. Ф. Малиновский, служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел и был почетным членом Оружейной палаты, но пользовался довольно сомнительной репутацией у своих современников. Писатель и переводчик Викентий Вересаев писал, что «в жизни и в писаниях своих Свиньин был феноменальным вралем и форменным Хлестаковым».
Павел Петрович во введении к «Указателю главнейших достопамятностей» писал, что «при составлении сего руководства… пользовался известными трудами почтеннаго Историографа Оружейной палаты А. Ф. Малиновскаго». Свиньин творчески изменил и дополнил его текст своими выводами. Повторяя тезис о том, что Иван Алексеевич и Петр Алексеевич венчались на царство в двух специально изготовленных для этого коронах, он считал их алмазными венцами, которые назвал «совершенно похожими одна на другую». А подобие Шапке Мономаха в их форме видел в том, что алмазные венцы выполнены «глухими, в виде конусной шапки».
Последующие публикации XIX века, посвященные собранию Оружейной палаты, зачастую опровергали легенды, созданные предыдущими авторами, но при этом сами вводили в оборот довольно фантастические атрибуции.
В 1834 году, вышло «Краткое описание московской Оружейной палаты» Павла Михайловича Евреинова (1784–1845). В 1831 году П. М. Евреинова назначили на должность помощника директора Московской Оружейной палаты Федора Александровича Ушакова. П.М. Евреинову поручили составление краткого каталога всех вещей и древностей, хранившихся в Оружейной палате. Согласно высочайшему повелению, экземпляры такого каталога должны были быть изданы в виде небольшой книги, удобной для использования посетителями.
В «Краткое описание» вошли государственные регалии, царская утварь, коронационные принадлежности, достопамятные одежды и другие предметы, принадлежавшие российским государям, а также золотая и серебряная посуда. Работа П. М. Евреинова подверглась серьезной критике. Автора упрекали в том, что он бездумно скомпилировал труды своих предшественников, неудачно систематизировал вещи музейной коллекции по разделам и плохо владел литературным слогом.
Через 10 лет, в 1844 году, вышел новый «путеводитель» по музею — «Московская Оружейная палата». Его составил Александр Фомич Вельтман (1800–1870) — романист, поэт, археолог, участник Русско-турецкой войны 1828–1829 гг., подполковник; с 1831 года вышел в отставку, стал известным литератором. В 1844 году Александр Фомич занимал пост помощника директора Московской Оружейной палаты. Современники называли Александра Фомича человеком энциклопедических знаний. Друзья и знакомые отмечали в его характере романтическое, живое, пылкое, часто необузданное воображение, «которое не знало никаких преград».
«Московская Оружейная палата» содержала «отчетливое описание сокровищ» этого древнейшего русского музея. Фактически этот труд стал первым относительно подробным описанием «остатков большой казны», где автор взялся не только перечислить хранившиеся в Оружейной палате сокровища, но позволил себе, опираясь на выписки из описей и приходно-расходных книг, истолковать предназначение и принадлежность древних предметов, хранившихся в Оружейной палате, снабдив свою книгу пояснительным словарем. Выход в свет «Московской Оружейной палаты» благоприятствовал распространению и закреплению среди публики популярных легенд о шлеме Александра Невского, саблях Дмитрия Пожарского, Кузьмы Минина и других.
В 1860 г. было опубликовано второе «вновь составленное» издание «Московской Оружейной палаты» А. Ф. Вельтмана. Там многие предположения автора об исторической принадлежности вещей были пересмотрены. Возможно, этому способствовала его работа в качестве члена комитета по изданию «Древностей Российского государства», где А. Ф. Вельтман стал автором отделений, посвященных древнему царскому чину, утвари и одежде, броне и оружию, столовой и домашней утвари, а также более тщательное знакомство с историческими предметами и документами Оружейной палаты.
Последний музейный путеводитель, выпущенный в предреволюционные годы — «Путеводитель по Оружейной палате» 1914 года. Его составили хранители музея Юрий Васильевич Арсеньев и Владимир Константинович Трутовский. Помимо описания предметов по полкам и витринам в экспозиции, издание содержало словарь старинных терминов и названий. Книгу украсили иллюстрации, выполненные на основе фотографических снимков. Вместе с кратким описанием каждого экспоната в тексте путеводителя в скобках указывался номер, соответствующий этому предмету в Описи Московской Оружейной палаты, изданной в семи частях и десяти книгах в 1884–1893 гг.
Увидеть эти экспонаты вы можете на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата», которая проходит в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца с 13 октября 2023 по 14 января 2024 года.
Статья подготовлена по материалам каталога к выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата». Авторы материалов: Светлана Костанян, Лидия Карнаухова, Ольга Коршунова, Александр Ковалев, Федор Панфилов