Найти тему
Шегарский музей

Переправа, переправа … О трудностях переправы в отсутствии моста

О трудностях переправы в отсутствии моста: о деревянном пароме, санном пути, об отсутствии сообщения между берегами в межсезонье, о переброске пассажиров через реку вертолётами и многом другом мы расскажем вам, уважаемые читатели, в этой статье.

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

«Василий Теркин» Александр Твардовский

В предыдущих статьях мы рассказали о транспорте, задействованном в перевозке пассажиров, в том числе и на рейсе Шегарка-Томск-Шегарка.

Ссылки на эти статьи будут в конце.

Дорога не всегда была комфортной, а главное препятствие до строительства Шегарского моста – река Обь.

До революции попасть в город селянам можно было зимой по льду санным путём, летом – на деревянном пароме. Во время осеннего ледостава и весеннего таянья льда сообщение между берегами прекращалось.

Деревянный паром, село Богородское (ныне Старая Шегарка). Фото из фондов Шегарского музея.
Деревянный паром, село Богородское (ныне Старая Шегарка). Фото из фондов Шегарского музея.

Деревянный паром представлял собой две большие широкие лодки с настилом, ограждением, рулевым веслом и двумя колёсами с лопастями. Механизм движения колёс в действие приводили лошади.

В 1937 году на Шегарской пристани появился второй паром – паровой. Оба парома трудились до 1950-х годов.

Наумов Роман Германович - механик парового парома.
Наумов Роман Германович - механик парового парома.

До конца 1950-х годов пассажирскую перевозку осуществляла Томская автобаза. В 1959 году было организовано Шегарское автотранспортное хозяйство «Сельхозтранс» (с 1967 года – Шегарское автотранспортное предприятие), которому передали транспортировку пассажиров на междугороднем рейсе.

Путешествие в те годы начиналось от автовокзала в Шегарке (Мельниково). Пассажиров автобусом доставляли на берег Оби, здесь они пересаживались на пассажирскую баржу и, буксируемые малым речным тягачом (позже на катере) отправлялись на правый берег. Далее они занимали место в автобусах или грузопассажирских такси Побединской автопассажирской колонны Шегарского АТХ (позже АТП) и отправлялись в Томск.

Но на этом приключения не заканчивались. Транспорт шёл только до Томи, а там «путешественники» по понтонному мосту перебирались на противоположный берег и уже, кто пешком, кто на автобусе Томской пассажирской автобазы, добирались до цели своего путешествия.

Понтонный мост через Томь, 1950-е гг. Фото из открытых источников.
Понтонный мост через Томь, 1950-е гг. Фото из открытых источников.

О сложностях пути Шегарка-Томск-Шегарка в 1950-60-х годах свидетельствует заметка В. Ивина «На маршруте Томск-Шегарка» на страницах местной прессы:

«Если поверить расписанию движения автобусов по маршруту Томск-Шегарка, то можно подумать, что на этой линии всё обстоит благополучно. К сожалению, это далеко не так.

Доехать до Шегарки из Томска не так-то легко. Автобуса на Набережной реки Ушайки приходится ждать не менее часа, но эта машина идёт только до понтонного моста. Пассажиры с чемоданами, с детьми на руках, обгоняя друг друга, устремляются на левый берег Томи, чтобы поскорее занять очередь к другому автобусу. Впрочем, занять очередь – ещё не значит сесть в машину.

На линии Томск-Шегарка курсируют три автобуса и несколько грузопассажирских такси. Этого количества машин явно не хватает. На остановке всегда скапливается много народа. Счастливцы попадают в автобус. Остальные обступают любую проходящую грузовую автомашину и, не считаясь со всеми неудобствами пути, до предела заполняют кузовы, едут стоя – лишь бы ехать.

А на противоположном, правом берегу Томи стоит такая же толпа пассажиров, приехавших из районов и ожидающих автобуса в центр города. Ни на той, ни на другой стороне нет даже примитивного павильона, где бы можно было отдохнуть в ожидании автобуса …

Томская пассажирская автобаза и Шегарская автоколонна в ущерб удобствам населения, во избежание «лишних» расходов, связанных с оплатой за пользование понтонным мостом, предпочитает доставлять пассажиров только до моста. Между тем, недавно пригородное автобусное сообщение осуществлялось одной Томской автобазой, и тогда пассажиры без пересадки доставлялись до Шегарки и обратно. Этот порядок надо восстановить».

Вот эта заметка

Заметка в газете 1957 г. Спасибо подписчику akli-santeri teresenko-luhtinen, именно он прикрепил эту заметку в своём комментарии!
Заметка в газете 1957 г. Спасибо подписчику akli-santeri teresenko-luhtinen, именно он прикрепил эту заметку в своём комментарии!

С появлением крупногабаритных паромов на Оби пассажиров стали переправлять вместе с автобусами.

Паром СП-5 переправляет автобусы через Обь. Старая Шегарка, примерно 1970 год. Фото из фондов Музея г. Северска.
Паром СП-5 переправляет автобусы через Обь. Старая Шегарка, примерно 1970 год. Фото из фондов Музея г. Северска.

Во время ледостава и ледохода пассажиров, по необходимости, перебрасывали через реку на вертолёте.

С наступлением стойких морозов через Обь устраивали ледовую переправу. Строили три дороги: две основные, каждая в одно направление, и одна резервная. Перед запуском переправы лёд специально намораживали. Для этого использовали пожарные помпы, позже - поливомоечную машину и водяные пушки.

После наморозки на переправу прибывал «десант» - более 200 человек из разных организаций райцентра, которые вместе с дорожниками выравнивали ледовое полотно. Переправу обслуживала бригада из 7-8 человек. В течение сезона рабочие следили за толщиной льда, намораживали полотно, заливали трещины, чистили дорогу от снега.

Синьков М.Г., мастер ледовой переправы, 1980-е гг.
Синьков М.Г., мастер ледовой переправы, 1980-е гг.

Автобусы шли по ледовой дороге пустыми, пассажиры перебирались через реку пешком. В середине 1980-х годов на переправе стали сооружать пешеходные деревянные мостики с перилами, что позволило переправляться даже весной, когда появлялись промоины на льду.

Ледовая переправа на фоне строящегося моста. Фото из открытых источников.
Ледовая переправа на фоне строящегося моста. Фото из открытых источников.

Но без трагедий не обходилось. Так, в конце ноября 1957 года под лёд ушли четыре грузовика Томского областного автотранспортного треста. К счастью обошлось без жертв, и машины быстро вытянули, благо затонули в прибрежной зоне.

Трудности переправы закончились в 1987 году с открытием Шегарского моста. Ещё раньше, в 1973 году понтонный мост через Томь уступил место Коммунальному мосту.

Кстати, на понтонной переправе регулировал движение старшина ГАИ Путинцев Николай Платонович, знаменитый дядя Коля, хорошо известный всем автомобилистам области старшего возраста. Родился он в 1930 году в Киреевске, когда село входило в состав Богородского (будущего Шегарского) района. Так что, земляк-шегарец.

Путинцев Н.П.
Путинцев Н.П.

Ссылки на статьи о транспорте, задействованном в перевозке пассажиров, в том числе и на рейсе Шегарка-Томск-Шегарка, ниже. Читайте, пожалуйста, если интересно.