На фото первое грузопассажирское такси для сельской местности ГАЗ-51Р. Машина выпускалась на Горьковском автозаводе с 1956 по 1975 год.
Грузопассажирское такси в Советском Союзе появилось в 1930-е годы, но развитие получило в послевоенный период. Росла подвижность населения, его благосостояние, нужен был транспорт для переезда на новое место жительства, перевозки крупногабаритных покупок, да и в условиях нехватки автобусов и плохих дорог просто доехать от села до села, до города и обратно. Незаменимым помощником в этих вопросах стало грузопассажирское такси.
Базой для такси послужил грузовик ГАЗ-51. Вместо обычного кузова устанавливалась бортовая платформа с высотой борта 89 см. В заднем борту по центру находилась дверь шириной 70 см с откидной железной лестницей для посадки и высадки пассажиров. Вдоль бортов имелись откидные скамейки на 12 человек.
В действительности же часто пассажиров бывало больше, и некоторые водители возили с собой дополнительные скамейки, которые устанавливали поперёк платформы. Грузоподъёмность такси составляла 2,5 тонны.
На платформе ГАЗ-51Р крепился каркас из 4 дуг и 5 продольных реек. На него натягивался тент с 10 окнами, вентиляционным клапаном спереди и откидным пологом над дверью. Окна располагались по два спереди и сзади и по три по бортам.
Как и обычное такси, грузопассажирское имело все специальные атрибуты: «шашечки» и надпись «Такси» на дверях кабины, зелёный сигнальный фонарь и таксометр.
Ещё в начале 1980-х гг. в Мельниково можно было встретить ГАЗ-51 с задней бортовой дверью, вероятно, это были бывшие грузопассажирские такси, приспособленные под грузовики.
А вы, уважаемые читатели, знали о существовании грузопассажирского такси? Или, может быть, помните такое и сами пользовались его услугами?