Найти тему
Шегарский музей

Советские ПАЗики

Автобусы Побединской автопассажирской колонны

На фото – работники Побединской автопассажирской колонны Шегарского АТП Томской области у своих «железных коней».

Судя по видимым элементам облицовки это – ПАЗы 652 серии.

Фото из открытой группы Шегарского АТП в социальной сети.
Фото из открытой группы Шегарского АТП в социальной сети.

Эти автобусы выпускались на Павловском автобусном заводе с 1958 по 1968 год, и пришли на смену устаревшим ПАЗ-651 (о них писалось в предыдущей статье).

Вот ссылка, если интересно.

«652»-е были предназначены для районных и пригородных маршрутов. Автобусы монтировались на базе грузового автомобиля ГАЗ-51 и имели вагонную компоновку (т.е. без капота), что позволило уменьшить длину кузова.

Машина получила две пассажирских двери, а в крутостях крыши – дополнительные окна, по шесть с каждой стороны. Двигатель установили внутри машины справа от водителя, радиатор расположили сбоку корпуса, прозрачная перегородка отделяла водительское место от салона.

Двери открывались при помощи вакуумного механизма, для отопления применялась калориферная система. Кузов автобуса был цельносварным в отличие от клёпанного «651»-й серии. Корпус собирался из крупноузловых элементов, каркасом для которых служили стальные профили.

В салоне находилось 23 места для сидения из губчатой резины. Всего же автобус был рассчитан на перевозку 42 пассажиров. Модель была новаторской для советского автопрома, и Павловскому заводу пришлось параллельно выпуску нового автобуса менять свои технологические процессы. Поэтому, без проблем не обошлось.

В 1963-1964 гг. на маршруты вышли усовершенствованные ПАЗ-652Б. От ранних моделей они отличались усиленными передним мостом и рулевым управлением, наличием шести люков в крыше (раньше их было два), новой конструкцией габаритных огней и форточками по всей высоте проёма. Именно такие форточки мы видим у автобуса на заднем плане фото. В конце 1968 года ПАЗ-652Б был заменён новой моделью – ПАЗ-672.

ПАЗ-652, иллюстрация из открытых источников.
ПАЗ-652, иллюстрация из открытых источников.

Автобус с парома

Фото из открытой группы Шегарского АТП в социальной сети.
Фото из открытой группы Шегарского АТП в социальной сети.

На фото – паромная переправа через реку Обь в районе посёлка Победа Шегарского района Томской области. Внимание привлекает автобус, «приютившийся» на носу парома. Это хорошо известный в своё время сельским жителям ПАЗ-672.

Автобус был разработан Павловским автобусным заводом для районных и пригородных маршрутов с учётом плохих дорог, но был нередок и в городе, и в качестве специализированного транспорта.

ПАЗ – автобус с непростой судьбой. Технический проект был готов ещё в конце 1958 года. Базой для автобуса служили шасси грузовиков ГАЗ-52 и ГАЗ-53.

В процессе работы над 672-й серией учитывались все недостатки ПАЗ-652 и новые наработки по базовым грузовикам. В 1964 году кузов машины был полностью переработан. В общем, в серию автобус вышел только в 1967-м. Но и после этого «672»-й прошёл несколько модернизаций. Окончательная версия получила название ПАЗ-672М.

Внешне новый автобус напоминал своего предшественника ПАЗ-652, но сильно отличался технически. У него так же были две пассажирские двери, дополнительные окна в крыше, 23 сидения, отделённое водительское место.

Пассажирская вместимость была немного больше – вместе со стоячими местами 45 человек. Правда, водители вспоминают, что порой в салон «набивалось» человек 60 и более. О технических отличиях говорить не будем, их было много. Автобус уступал по комфорту западным образцам, но был достаточно надёжен и прекрасно справлялся со своей задачей – доставкой сельских жителей в условиях плохих дорог. А иногда и мешков с картошкой)).

Производство ПАЗ-672 прекратилось в 1989 году с появлением новой модели ПАЗ-3205.

ПАЗ-672, иллюстрация из открытых источников.
ПАЗ-672, иллюстрация из открытых источников.
Фото из открытой группы Шегарского АТП в социальной сети.
Фото из открытой группы Шегарского АТП в социальной сети.

Въезд на территорию Шегарского АТП. На переднем плане справа - автобус ПАЗ-672. В корме виден люк (дверца), благодаря чему автобус мог быть переоборудован в санитарный автомобиль или грузовое такси. Кстати, такими дверцами могли похвастать и некоторые другие модели автобусов.

А вы, уважаемые читатели, помните советские ПАЗики?

Часто ездили из села в город или наоборот? Удобно было, тепло?