Найти в Дзене
Пена дней

Наталья Гундарева: 4 мужчины по двум сценариям нелюбви

Оглавление
Наталья Георгиевна Гундарева
Наталья Георгиевна Гундарева

«У нас, чтобы к тебе хорошо относились, нужно по крайней мере… умереть, – как-то посетовала Наталья Гундарева. – Тогда все начинают страдать и говорить, какая ты была хорошая».

Кто бы что бы ни говорил, но каждый раз я натыкаюсь на ситуации, которые предопределены детскими травмами. Судьба Натальи Гундаревой не исключение.

Недостаток внимания

Когда человеку не хватило в детстве внимания родителей, то вырабатываются определённые модели поведения.

1. Человек не верит, что его могут любить просто так. «Ты хоть мне сто раз скажи про любовь, хоть на коленях ползи и будешь говорить, что любишь меня, я никогда не поверю, что кто-то любит меня по-настоящему», — делилась Гундарева.

2. Ощущение себя ненужной и убеждение, что любовь нужно заслужить, кого-то обязательно нужно спасти. «Был период, когда истошно начинала помогать другим. Казалось невероятно важным почувствовать себя нужной». Она на деле помогала многим людям: выбивала квартиры, госпитализацию в хорошую больницу, трудоустраивала. Наталья помогала детским домам и домам для пожилых актеров.

3. Страх одиночества. «Кого Бог хочет проклясть — того он награждает одиночеством». Несмотря на огромное количество поклонников и присутствие любящего мужа ощущение одиночества и ненужности не покидало актрису никогда: «Я думаю, что внутри все мы несчастливы и одиноки...».

4. Запрет на радость и счастье. «Я не люблю состояние счастья. Когда я счастлива, то становлюсь такая сытая, даже толстею. Мне становится всё равно, а я ненавижу себя в состоянии «всё равно». Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла».

5. Самоедство. «А я себя поедом ем, с утра до ночи, вот и похудела». «В некоторых случаях начинала ненавидеть себя, жрать с хвоста, как саламандра».

6. Болезнь и проблемы как способ получить любовь и внимание: «Люблю, когда меня жалеют. Искренне, по-настоящему. В такие моменты кажется, что тебя все любят...».

7. Неумение просить о помощи и принимать её и, как следствие, рассчитывать только на себя:

— «Моих слёз никто не видит и не слышит. Они достаются подушке».

— «Когда мне задают вопрос: «Наталья, как ты можешь быть такой сильной?» — я отвечаю: «Потому что я слабая. У меня иного выбора нет, как оставаться сильной. Нужно как-то удерживаться внутри себя. Жизнь — это трагедия».

— Всё сама, всё на себе: «Если мне не везёт, я впрягаюсь и везу сама».

8. Склонность к зависимостям:

·— Трудоголизм. «У меня папа был трудоголиком, жил работой, и этим, видимо, я удалась в него. По-настоящему отдыхать не умею. Если впереди маячит работа, сижу с костылем в голове: отпуск превращается в подготовку к очередному прыжку, сама себе напоминаю пантеру в засаде».

Курение. Наталья начала курить в тринадцать лет только из-за того, что мама не расставалась с сигаретой. Хотелось быть как мама, пристрастилась на всю жизнь. Всегда много курила, пыталась бросить и не смогла.

С чего бы это, куда делись родительские внимание и любовь?

Наталья Гундарева родилась 28 августа 1948 года, в коммунальной квартире на Таганке в Москве. Когда девочка пошла в пятый класс, родители развелись. Отец, Георгий Макарович создал новую семью. А Елена Михайловна с дочерью переехали в Кривой переулок, и заняли комнатку на верхнем этаже, под самой крышей. По воспоминаниям актрисы: «Мы поднимались туда по длинной винтовой лестнице. Дома у нас не было часов, подходя к окну и глядя на Спасскую башню Кремля мы узнавали время».

Первая любовь как Травма отвержения

Уход отца из семьи часто становится травмой либо покинутости, либо отвержения. Кроме того, за любовь отца девочка начинает конкурировать сначала с матерью, затем с мачехой, работой или бутылкой... Судя по событиям в жизни Натальи Гундаревой, первая любовь как результат травмы отвержения и конкуренция за место в сердце любимого.

В восьмом классе Наталья Гундарева пришла в Театр юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. На сцене ТЮМа Наташа с упоением играла Смеральдину, которую самозабвенно отвергал Король (Владислав Долгоруков). За кулисами же Владик нежно ухаживал за партнёршей по сцене. В сердце расцвела первая любовь….

Но против отношений восстали родители Владислава. Долгоруковы пришли к руководству ТЮМа, чтобы те «повлияли на Наталью». Такое отношение к дочери Гундаревым не понравилось. Они тоже высказались против дружбы подростков. Для Владислава с Натальей это стало трагедией. Их любовь угасала мучительно и долго, они продолжали тайно встречаться. Но после поступления в разные ВУЗы постепенно их пути разошлись.

Первый брак: Спасённый Маменькин сынок не годится на роль Отца

Спасательство:

Режиссёр Леонид Хейфец обратил внимание на актрису во время съёмок телеспектакля «Обрыв». После окончания съёмок они поженились.

Почему-то мать Леонида решила, что Гундарева стала причиной распада семьи: «Мой сын был женат на прекрасной женщине из интеллигентной семьи. Ее мама — герой войны, грудь в орденах. Мне нравилась сноха, все было замечательно, если бы не встреча Лени с Гундаревой. Из-за нее Лёня развелся».

Но сам именитый режиссёр описывает это иначе: «Слишком на многое я, Тоня (театральный режиссёр Антонина Пипчук) и тёща Лидия Федоровна смотрели по-разному. Моя мать, приезжающая погостить, только усугубляла ситуацию. Чаще всего мама, Тоня и тёща спорили на тему воспитания малышки. Между свекровью и невесткой редко встречается взаимопонимание, а что говорить о еврейской среде, где связь между детьми и родителями значительно сильнее, чем просто кровная. Мне не доставало мужества и сил всё поставить на свои места и после очередного скандала я решил уйти».

Так Леонид Хейфец в 1973 году стал жить в театральной гримёрке, откуда его «спасла» влюблённая Наташа.

Инфантильный Маменькин сынок

Как признаётся сам режиссер: «Мой отец рано ушёл из жизни, я был маминым мальчиком, её сыночком, её всем». Такие мужчины и в жёнах ищут не равноценного партнёра, а новую мать.

По воспоминаниям друзей, каждый вечер дом Хейфеца наполняла весёлая компания, которая расходилась по домам далеко за полночь. В то время, пока Леонид развлекался с коллегами и друзьями, Наталья валилась с ног от усталости, стараясь накормить всю толпу и убрать за всеми. В отличие от Алфёровой, Гундаревой хватило «всего» на 6 лет: «Я так устала от хозяйских забот. Не могу больше! Все, кончилась моя любовь»!

Старший ребёнок в семье – Маменькин Сынок. И это место он никогда никому не уступит. Он не хотел детей ни в первом браке, ни во втором, ни в третьем. Но, к счастью, первая жена его не послушалась и родила. «Я увидел свою дочь Олю через два месяца после её появления. Только сейчас понимаю, до какой степени не был готов к отцовству. Растить ребенка нам помогали Тонина мама Лидия Федоровна и ее сестра Алла, на каком-то этапе они полностью взяли Оленьку на себя, оказав нам неоценимую помощь».

Но когда Наталья оказалась беременной, то Леонид оказался вновь «не готов», а Гундарева не стала настаивать на рождении ребёнка. Карьера актрисы шла в гору и набирала обороты. После успеха в роли «Сладкой женщины» у Натальи Георгиевны был напряжённый график: постоянные репетиции и съёмки. Актриса сделала аборт и обрекла себя на бесплодие.

Ежедневно, ежечасно во всём мире женщины делают аборты, некоторые многократно, и им всё нипочём. Почему же Наталье всего за один случай – такое наказание?

Для верующих людей – аборт является грехом убийство. Маленькую Наташу родители покрестили. Много позже актриса сделала для маленького нательного крестика из меди специальный медальон, который носила не снимая.

Отец, который не отец. Девочки, оставшиеся рано без отцовской любви, ищут ему замену. Поэтому они выбирают мужчин старше себя по возрасту. Леонид был старше Натальи на 14 лет. Но Маменькин сынок в принципе мало пригоден для брака, а уж на роль отца совсем не годится.

Финал: Отношения между супругами разладились и в 1979 году они развелись. «Она больше не могла иметь детей. Всю жизнь горевала из-за этого. Сколько плакала… В этом была самая большая боль и трагедия, которую она переживала всю жизнь», — вспоминала преподавательница актрисы Евгения Галкина.

Чужой муж. Увести можно, обратно не вернуть…

«Она не играла, она жила на сцене. В ней угадывались огромный темперамент и глубина, но самым главным качеством была беспощадная честность», — говорил о Гундаревой режиссёр Леонид Хейфец.

— В этом же 1979 году, переживая любовь главной героини спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» Наталья Гундарева перенесла эти чувства на сценического партнёра Виктора Корешкова.

— Театр поехал с гастролями в Ленинград. Одна из ночей гастрольного тура для Корешкова стала судьбоносной – он провёл её в номере у Натальи Гундаревой.

— По возвращении в Москву, Виктор оставил вещи у своих родителей. Приехал к жене, чтобы проститься навсегда.

Наталья Хорохорина считает, что: «Наташа натворила много бед. Он ей был не нужен. Главное, что мы расстались, и наша жизнь была сломана. Мы с ним из одного теста. Мы не встречались после их развода, он понимал, что мне будет тяжело с ним общаться… Столько лет прошло, столько десятилетий, а мне до сих пор больно. Больше мы не виделись, нигде не пересекались».

«Я всё перепутала, мне нужен был ребёнок, а я выбрала тебя»

Евгения Васильевна Галкина, руководительница ТЮМа вспоминала, что Наталья Гундарева «ещё в подростковом возрасте стремилась обогреть каждого мальчишку из коллектива. Штопала друзьям дыры на одежде, находила для них нужные слова и всегда замечала, когда они были расстроены или им элементарно не в чем было ходить». То есть актриса выбирала мужчин на то место в структуре семьи, которое предназначалось для ребёнка.

Неизвестные сыновья Ирины Хакамады
Пена дней3 января 2022

— Виктор был младше Натальи на шесть лет. По словам коллег актеров, Гундарева заботилась о молодом муже, а он принимал это как должное. На фоне всенародной славы жены, Виктора никто не замечал. Корешков сильно переживал фиаско. Возможно, что пытаясь хоть как-то самоутвердиться завёл роман на стороне.

Однажды предавший, предаст вновь

Когда Наталья Гундарева играла Белину в фильме «Мнимый больной», в картине снималась и певица Валентина Игнатьева. Виктора Корешкова задействовали в эпизодической роли. Пока Наталья пропадала на съемках, Виктор оказывал чрезмерное внимание исполнительнице песен в картинах «Дни хирурга Мишкина» и «Маленькие трагедии». После развода Корешкова с Гундаревой Игнатьева стала новой женой актера.

А Наталья подтвердила своё убеждение: «Ты хоть мне сто раз скажи про любовь, хоть на коленях ползи и будешь говорить, что любишь меня, я никогда не поверю, что кто-то любит меня по-настоящему».

Для Гундаревой: «Предательство это значит, что ты остаешься без тылов, что построил свой замок на зыбучих песках. И у тебя в жизни ничего не остается». Но при этом она вновь выбирает чужого мужа...

Первая страсть и повторения сценария: молодой мужчина — чужой муж

— Сергей Насибов был младше Натальи Гундаревой на 10 лет.

— Началось всё на сцене. Так бывает, когда актёры путаю реальную жизнь с жизнью на сцене. Насибов заменил в спектакле приболевшего Корешкова.

— Во время гастролей в Болгарию отношения Сергея и Натальи стали особенно близкими.

— По возвращении с гастролей Сергею предстоял тяжелый разговор с женой Екатериной Дуровой. Насибов собрал вещи и ушёл от жены с маленькой дочерью. Больше они никогда не общались.

В течение трех лет между актерами кипела страсть. «Мы безумно любили друг друга. До исступления, — делился Сергей Насибов позже. — Талант делал её одинокой, несмотря на то, что она хотела быть, как все. Мы всё время понимали, что это безысходные отношения, которые не ведут ни к чему. Она говорила: «Да, я хочу от тебя детей. Но когда я спрашивал: «Ты готова бросить театр и сидеть дома?» Она отвечала: «Нет».

Но влюблённость длится не более трёх лет. Страсти утихли. Насибов ушёл работать в Театр на Таганке. Некогда бурный роман погас. Сергей считает себя виновным в расставании со знаменитой актрисой: «Просто молодой был, ветер гулял в голове, не ценил своё счастье, показывал любимой характер».

Новый роман и очередной облом

Футболист московского «Динамо» Александр Минаев был младше актрисы на 6 лет. Наталье Гундаревой было 36, когда в кафе Александр Фатюшин познакомил её с футболистом. Она переживала расставание с Сергеем Насибовым, и Александр удачно отвлёк её от грустных мыслей.

«Нам было легко и хорошо вместе, — вспоминал Минаев. — И разница в возрасте — не самое главное. Наташа призналась, что не сможет иметь детей. А я детей хотел. К тому же её матушка Елена Михайловна настроила Гундареву против меня. Она сказала дочери, что я с друзьями ездил к тёлкам пока Наташа с театром была на гастролях в Венгрии. Та ей поверила и перестала со мной общаться».

Лучшая доля

«Жизнь меня измордовала, я столько превозмогла, что выстрадала право на лучшую долю», — как-то высказалась актриса. Лучшей долей для Натальи Гундаревой стал брак с Михаилом Филипповым в 1986 году. Отношения начались по привычному сценарию: нужно было спасать чужого мужа.

Михаил Филиппов, вспоминая о своих отношениях с Наташей, пишет: «Иногда в жизни случается так, что человек чувствует себя раненой птицей с перебитым крылом. Взлететь не может, а лежит на перепутье дорог и уже ничего не ждет. Вдруг нежные, тёплые руки поднимают его, окружают заботой и лаской, выхаживают и вновь учат летать. Так бывает не только в сказках».

Актёр работал с Гундаревой в одном театре. Он был женат на Ирине Андроповой, дочери Генерального секретаря ЦК КПСС. Брак Филиппова был несчастливым. Ирина Андропова была неврастеничкой и находилась в состоянии хронической депрессии. Так на ней отразилось то, что её мать была психически больна, и отец, воспитывая детей сам, держал их в ежовых рукавицах. Ирина влюбилась в красавца актёра, и свадьба состоялась. Для молодого актёра противостоять настойчивости дочери такого всесильного человека было делом рискованным. В браке родился сын. Андропова жутко ревновала мужа и даже просила отца устроить за ним слежку. Но после смерти Юрия Владимировича Андропова Филиппов развёлся и ушёл к Гундаревой. Он окружил возлюбленную заботой и вниманием.

Болезнь и смерть как выбор

«Так хочется, — говорила Наталья Гундарева, — остановить этот бег, увидеть, как идёт дождь, шевелится листва, поднимается туман».

Ещё первый муж, вспоминая о Гундаревой говорит, что она не переносила не востребованность и отсутствие ролей. Но пришло время и актрису перестали приглашать на съемки, давать новые роли в театре. Чтобы не отменять лишний раз спектакли по причине гипертонического криза у примы, искали замену. И в 1999 году актриса решается на отчаянный шаг: она сильно худеет, делает пластическую операцию и... теряет себя.

Такую перемену никто не оценил, новых ролей не появилось. Тамара Семина вспоминает, что не узнала в сухой незаметной женщине прежнюю царицу театра и кино Наталью Гундареву.

Наталья Гундарева после похудения и операции
Наталья Гундарева после похудения и операции

«Болезнь хороша тем, что душа может поговорить с Богом. Стоит задуматься о вечном, забыв о текучке и бытовых мелочах, как сразу становится легче. Я живу с постоянным чувством долга, от этого никуда не деться, и лишь больничный лист иногда выручает. Так проще, чем объяснять каждому, что устала и хочу передохнуть. — Разве обязательно для этого бюллетенить? Не проще ли, как все нормальные люди, взять отпуск? — Значит, я ненормальная. Словом, болезнь — единственный способ перевести дух». Считала актриса.

Вот и перевела дух… В аномально жаркий июль 2001 года у Натальи случился первый инсульт. Состояние было крайне тяжёлое. Актриса находилась в коме. Её мама этого не пережила и умерла. Но Гундаревой об этом не сказали.

«Инсультом Бог просто меня остановил, ведь долгие годы я не жила, а просто существовала в режиме безумной гонки. Через силу вставала каждое утро с постели, накачивала организм кофе и никотином, а дальше — нескончаемая карусель репетиций, примерок, кинопроб, телесъемок», — признавалась актриса.

Спустя год, 29 августа 2002 года актриса перенесла второй инсульт. Во время прогулки в декабре Наталья Георгиевна поскользнулась, упала и ударилась затылком. После этой травмы Гундарева уже не могла ходить и передвигалась только в инвалидной коляске.

Михаил Филиппов всегда старался быть рядом, пока 15 мая 2005 года его жена не скончалась по дороге в больницу. Тромбоэмболия лёгочной артерии прервала жизнь 56-летней актрисы. Ровно так, как она хотела: «Есть тихая надежда, что Бог не оставит своей милостью и всё произойдёт в одночасье. Ты не будешь висеть грузом на тех, кто останется рядом с тобой. А уйдешь, оттолкнувшись одной ногой от земли».

«Сумеречная» женщина, по словам сценариста В. Мережко «поражавшая и притягивающая к себе веселым оптимизмом, очень задорной женственностью, нескрываемым напором свежих, неизрасходованных творческих сил» ушла, не найдя применения в современном мире её неизрасходованных творческих сил. «Жизнь — это в неком роде трагедия, так как трагичен исход: мы умираем».