Актриса, сыгравшая роли в фильмах «Хождение по мукам» и ««Д’Артаньян и три мушкетёра», «С любимыми не расставайтесь» и «Предчувствие любви» неслучайно в них органична.
«Трагизм с детства стал частью меня… Очень страшно, когда в тебе пробуждается ощущение настоящего горя, беды и когда ты, маленькое существо, видишь, как маме плохо. Вся душа твоя рвётся к свету, к счастью, ты радуешься траве, солнцу, корове, телёнку, а в это время от родных людей идёт такой негатив», — вспоминает Ирина Алфёрова.
Детские травмы лучше проработать
Красивая женщина и прекрасная актриса трижды выходила «удачно» замуж. Предлагаю вам взглянуть на то, как проходит духовный рост и развитие личности женщины, как это отражается на выборе мужа.
В своей работе «Другим голосом» Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan "In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development") утверждает, что женщина в своём духовном, нравственном развитии проходит три этапа (или не проходит, застревая в одном из них). Интересно то, что автор считает, что переход с этапа на этап обеспечивают когнитивные способности и развивающееся у женщины чувство собственного достоинства.
Выживание или Безопасность
Находясь на этом уровне развития, и женщина сосредоточена на собственной безопасности и руководствуется своими интересами.
- На этих предпосылках и строится выбор брачного партнёра – нужен тот, кто улучшит благосостояние, повысит статус, гарантирует ощущение безопасности.
- На этой стадии женщина идентифицирует себя через своего мужчину. На вопрос: Кто ты? Отвечает: «Я жена бизнесмена, менеджера, юриста…».
- В этот период женщина впервые сталкивается с выбором: рожать или не рожать. Если женщина посчитает, что малыш подорвёт её безопасность, то выбирает аборт. Если она считает, что рождение малыша упрочит её положение в статусной семье, то выбирает рождение. А может с беременностью или появлением младенца перейти на следующий этап развития.
Двадцатилетняя Ирина познакомилась с болгарским бизнесменом и сыном дипломата. Бойко – типичный представитель золотой молодежи. Его отец Стоян Гюров был послом Болгарии в России с 1967 по 1973 год. Молодые красивые люди быстро влюбились и закрутили бурный роман. Но романтик закончился не романтично – беременностью. Пара с шиком поженилась и уехала в Болгарию.
Положение мужа обеспечили русской красавице жизнь в роскошной квартире в 350 кв.м в центре болгарской столицы и возможности неведомые для советских обывателей. «Я люблю красивые платья, курорты и заграничные поездки, комфортную жизнь. У меня было всё», — комментирует свой первый брачный опыт актриса. В 1974 году родилась дочь Ксения. Малышку обожал дедушка. Казалось бы, мечта любой девушки сбылась: обеспеченная жизнь. Живи и радуйся.
Но было несколько факторов, которые отравляли жизнь молодой матери.
- Конфликт с родственниками. Свекровь и сестра мужа посчитали Алферову охотницей за богатеньким мужичком и невзлюбили.
- Муж считал, что супруга должна отказаться от актерской карьеры и посвятить себя семье.
- Но именно отсутствие личного статуса позволило Бойко относиться к жене неуважительно. Ирина была просто начинающей актрисой. Она попробовала себя в роли Даши фильма «Хождение по мукам», съемки которого были приостановлены из-за болезни режиссера.
По факту, это был типичный брак «с незнакомцем», как и у певицы Зары
У актрисы было всё, кроме счастья. «Я жила в золотой клетке. Ничего не хотелось. Я плакала каждый день в течение целого года. И как ни старалась принять ту жизнь, ничего не получалось, — призналась Алфёрова и вернулась с ребёнком на руках в Московскую нищету. — «Для окружающих мой поступок выглядел полным безумием — бросить комфортную, благополучную заграницу!»
Ирина Алферова шагнула на следующий этап самоидентичности.Теперь на вопрос «Кто я? Она отвечает не «жена бизнесмена», а «Я – актриса»
Самопожертвование и бескорыстность
На этом этапе женщины сосредоточены на своих обязанностях, озабочены заботой о других. Осознают себя через социальные роли жены и матери. Сохранить семью и вырастить детей без того, чтобы в чём-то пожертвовать не только своими интересами, но и элементарным отдыхом, невозможно.
- Перед женщиной опять стоит выбор: рожать или не рожать.
- Ежедневно предстоит расставлять приоритеты: позаботиться о муже, детях, о пожилых родителях или, наконец-то, найти время для себя.
- При неблагоприятном климате в семье добавляется необходимость каждый раз принимать решение: сохранять брак или расставаться.
Женщине важно «найти необходимый баланс между требованиями окружающих и долгом перед самой собой. В конечном счете из мучениц не получается ни хороших матерей, ни хороших спутниц. За праведную жизнь женщине всегда приходится платить; за нее платит не только она, но и те, кто ее окружают». — Пишет Джеймс Холлис в книге «Перевал в середине пути».
К сожалению, многие женщины старшего поколения воспитаны в моделях созависимости, застревают в позиции Жертвы и навсегда остаются обслуживающим персоналом для своих мужей, родителей и детей.
Знакомство Александра Абдулова с Ириной Алфёровой состоялось в 1976 году. Ирина не смогла устоять перед настойчивым Александром, и они поженились.
За 17 лет совместных детей не появилось. Наверное, это было невозможно: «Саша же, как ребёнок неразумный: кто-то может в своих поступках отчёт себе отдавать, а он действительно рабом страстей был и ничего с собой поделать не мог», — вспоминает актриса. Но и без рождения детей, Алферовой пришлось многим пожертвовать.
- Актриса отодвинула собственную карьеру на второй план. «Саше просто-напросто совсем другая женщина нужна была — неработающая, без амбиций, без претензий… Абдулову нужна была не жена, а заботливая нянька, которая была бы рядом, опекала, кормила, поила и никаких претензий не предъявляла», — делится актриса трудностями совместной жизни.
- Ирина, приходя после работы домой, трудилась у плиты. Часть ночи уходила на то, чтобы убрать бардак, оставшийся после шумных посиделок с друзьями. Усталость и напряжение нарастали и выматывали Алфёрову. «Когда ты приходишь домой, и у тебя дома полно друзей и не только друзей, то извините, больше уже ничего не нужно в этой жизни»… и Ирина стала молча закрываться в своей комнате.
- «Мне нужно было внимание. Он мне его не уделял. Мне лично не доставалось ничего совсем. Я всё время плакала. — припоминает своё состояние актриса. — Хотя бы слова добрые говорил...».
- Абдулов в семье недоговороспособен. «Саша вот дверь за собою закрыл и всё, что хочет, то и делает, — вспоминает Ирина — получилось, что мы с ним, прожив столько лет вместе, так ни о чём не поговорили…». В таких отношениях нет места желаниям, удовлетворению потребностей, соблюдению границ другого партнера.
- Безденежье. Несмотря на звездные роли и хорошие заработки семейный бюджет, планы, воспитание Ксении летели в тартарары. Актриса рассказывала:
- бесконечные выпивки с друзьями «Саша, если так можно сказать, состоял из своих друзей»,
- казино «Спектакль играл и сразу после этого в какое-нибудь очередное казино отправлялся. Его только к шести утра в самолет привозили»,
- красивые жесты «Да, это было очень красиво. Пойти и купить цветы…»,
- «Саша был очень щедрый. Он везде платил за молодых актрис. У него никогда не было денег».
В 1993 году самая красивая актерская пара распалась. «Он ушёл и закрыл за собой дверь. Ушёл, а я осталась. Моя жизнь после развода претерпевала крах. Я абсолютно не знала, как строить её дальше. Ничего не хотелось: ни жить, ни работать. Я чувствовала себя стоящей на краю бездны». — Делится своим состоянием Ирина, которой на тот момент было 42 года. Все жертвы оказались бессмысленными. После развода с Абдуловым Алферова ушла и из театра «Ленком». Предстояло начать жизнь с чистого листа, шагнув на новый виток развития.
Если внимательно прочесть портрет Александра Абдулова, становится очевидным, что он не пригоден для брака. Почему же Ирина жила с ним 17 лет и после его ухода совершенно потерялась? Два момента:
- Родительский сценарий. Отец Ирины был алкоголиком, быстро спился и по пьяни стал инвалидом.
- Созависимость еще называют любовной зависимостью. Например, как у Агаты
По мнению Валентины Москаленко — это «семейная болезнь» и она лечится (ссылка на книгу в комментарии). В книге 12 упражнений по выходу из созависимости.
Самоактуализация
На этой стадии нравственного развития женщина умеет видеть себя, брать на себя ответственность за свои решения и управлять своей жизнью по собственному усмотрению.
У Ирины всегда были проблемы с самооценкой:
- «Я до сих пор не сильно в себе уверена: я из тех, кому надо постоянно комплименты говорить — только тогда я нравиться себе начинаю».
- Ещё живя с Абдуловым, актриса говорила: «Главное для меня – не роли, а родные люди. Если у меня что-то не получается, я не переношу этот негатив на весь мир. Это не значит, что мир плох и несправедлив, это значит только, что я в чём-то плоха».
- Много лет Алферова занималась самоедством и самокопанием, считая, что «Все вокруг актеры, а я – недоразумение».
Знакомство и брак с Сергеем Мартыновым всё изменило: «Он меня спас, когда я была на краю пропасти».
- Представление о себе. «Серёжа отогрел меня своей любовью, — откровенничала знаменитость — он смог внушить мне, что я самая лучшая, самая красивая, самая талантливая. Даже не внушить, а сделать меня такой. Я расцвела от любви, которую он мне дарит».
- Представление о роли жены и взаимоотношениях в браке. «Я всё по дому делаю сама, встаю рано. Серёжа много работает, — сообщила Алферова, но тут же уточнила, что если она чувствует себя усталой, то всё делает муж. — Не нужно делить обязанности. Всё должно быть органично. Кто что успел, тот то и сделал. Главное-то не в бытовухе. А в том, что люди друг другу дышать дают». «Я могу ему доверять. Рядом со мной есть близкий человек, перед которым я не боюсь показать слабость, — признается актриса. — Это моя защита, любовь и чудо в моей жизни».
- Ирина Ивановна состоялась как мать. Кроме родной дочери Ксении, она воспитала двоих детей Мартынова и своего племянника.
- Ирина Алфёрова состоялась как актриса. «Она очень серьезно выросла. И, мне кажется, в последние годы у нее начался новый творческий этап уже совершенно на другом, более высоком уровне. Алфёрова поверила в себя, в то, что она делает. Её искренность переходит через рампу в зрительный зал, завораживая публику», — считает Александр Збруев. Сама актриса говорит: «Мне чуть ли не каждый день предлагают по пьесе, но я отказываюсь. Деньги не заставят меня играть то, что я не хочу. В антрепризе можно играть исключительно такие роли, о которых мечтаешь».
Ежедневно, ежечасно, а порой и ежеминутно мы делаем свой выбор. У каждого выбора есть цена. У каждого решения – цель и выгода. Важно не потерять себя. Не оказаться на чужом месте или в качестве декорации в чужой жизни. У каждой из нас свой путь и ответы на вопросы: Кто я? Откуда я иду? Куда и зачем я иду? К чему, на самом деле, я приду по этой дороге? Ведь иногда вместо того, чтобы поменять маршрут, мы просто меняем способ движения по дороге ведущей в тупик.