Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

"Ростовская "Аврора""или на каких "тральщиках" севастопольские "братишки" на Дон добирались.

Ну, а теперь мы "вышли на след" той самой "Колхиды", которая стала "Ростовской "Авророй"".

В 1898 году с верфи завода «Вильям Крейтон и Компания» в Або (ныне Турку, Финляндия) сошла яхта. Её владельцем стал великий князь Михаил Александрович. Только звалась эта яхта в ту пору "Тамара" в честь своей предшественницы, на которой князья великие охотиться на крокодилов ходили (о другой "Тамаре"-"Колхиде"-"Лукулле" мы рассказывали в предыдущей статье). В общем-то, есть данные о том, что корабль не с нуля строился, а, был куплен пароход 1870-го года постройки, и звался он "Леди Торфрида", но информация сия требует перепроверки. В принципе, может быть.

Пят­надцать лет императорский дом владел яхтой «Тамара», но в канун Первой мировой войны (июнь 1913 года) великий князь Алексей Михайлович за весьма солидную сумму продал её морскому ведомству. Судно переименовали в «Колхиду» (в связи с чем предыдущая "Колхида" стала "Лукуллом"), перебазировали в Севастополь. "Колхида" (имея мощную радиостанцию) числилась судном связи. Вооружение составляли две 47-мм пушки Гочкиса. Скорость 14 узлов, водоизмещение 998 тонн (длина 67 метров).

Судно участвовало в нескольких операциях на Черном море в качестве связного, но в 1916 вновь встало в ремонт в Ростове. Цитирую статью из АиФ: "«Здесь, на Дону, яхту застали эпохальные исторические события: грянула революция, - рассказывает старший научный сотрудник Ростовского областного музея краеведения (отдел истории Дона) Вера Голошубова. – Экипаж судна состоял в основном из большевиков, поэтому матросы тут же отправили своего представителя в местный Совет рабочих и солдатских депутатов и стали поддерживать радиосвязь с Петроградом.

25 октября 1917 года радист «Колхиды» первым принял радиограмму крейсера «Аврора» с сообщением о свержении Временного правительства. Почти сразу же при помощи экипажа «Колхиды» большевики организовали митинг у здания ротонды в городском саду. Власть в городе официально перешла к рабочим и крестьянам, но это было только началом кровопролитной борьбы".

Правда, дальнейшая судьба этого корабля (равно как и многих других кораблей ЧФ) была трудной. Из эмигрантского журнала "Часовой"

"«В конце октября 1917 г. начали стекаться на Дон все русские люди, которым честь России была дорога и которые не пожелали склонить свои головы... Среди пришедших на Дон начали появляться и морские офицеры... Первым доблестным делом моряков была экспедиция из Старочеркасска на рыбачьих лодках вниз по Дону для захвата яхты «Колхида» и бронированной баржи с одним 6-дюймовым и одним 120-мм орудиями Канэ. Впоследствии эти оба орудия были сняты с баржи и поставлены на железнодорожные платформы. Захват яхты и барж выразился в высадке на них с лодок групп морских и сухопутных офицеров. Никакого сопротивления им оказано не было, поскольку яхта и вооружённые баржи стояли на мели и были оставлены экипажами».

Так в ноябре 1918 года судно было захвачено казаками, став атаманской яхтой "Пернач", а в 12.1918 - англо-французскими интервентами. С 4.1919 бывшая яхта вновь входила в составе белого флота, использовалось в качестве заградителя, потом судно стало канонеркой К-18 ("Колхида"). И именно это судно нашли болгарские водолазы в районе Варны в 1960-м. на глубине 6 метров. Судя по всему, бывшая яхта налетела на обломки судна, затонувшего в этом районе ранее. Окончательно порезали судно болгары в 2002 году.

Но вернемся в "красный" Ростов в ноябре 1917 года. Под боком у него был опасный сосед.

Приказ А. М. Каледина войску Донскому о подчинении частей,

расположенных в Ростове и его окрестностях,

генерал-майору [Д. Н.] Потоцкому185

№ 964 9 ноября 1917 г.

г. Новочеркасск

Ввиду объявленного военного положения для поддержания порядка в Ростове, Нахичевани (имеется в виду Нахичевань на Дону) и объединения командования войсковыми частями, расположенными в Ростове и его ближайших окрестностях, подчиняю все войсковые части гарнизонов Ростова, Нахичевани, Батайска, станиц Аксайской, Александровской, Гниловской и Кизитеринки и хутора Синявского генерал-майору Потоцкому (штаб – гор[од] Ростов) с правами командира корпуса по военному времени.

Подписал: войсковой атаман генерал от кавалерии Каледин.

Верно: старший адъютант войсковой старшина Мягков

Сверял: помощник его подъесаул Луковский.

Радиостанция "Колхиды" передает в Севастополь и Петроград просьбу о помощи.

интересны настроения войск, которые Каледин двинул на "красных". Вопрос достаточно важный. Почему юнкера? Других войск не было? Были. Но воевать со своими не хотели. С юнкерами проще, с них спросить проще. Юнкерский батальон — первая часть Добровольческой армии, сформированная в начале ноября 1917 г. в Новочеркасске. Его формировал и командовал им штабс-капитан Лейб-гвардии Измайловского полка Б.Д. Парфенов. Уже через два-три дня после начала формирования в Новочеркасске собралось 250 кадет и юнкеров. Вскоре батальон был разбит на две роты: 1-я юнкерская и 2-я кадетская. Во вторую роту четвертым взводом вошли все моряки. Половина взвода состояла из кадет приема 1916 г., т. е. подростков в возрасте 15–17 лет. Командовал ротой Лейб-гвардии Волынского полка штабс-капитан М.В. Мезерницкий, взводным командиром стал поручик Зотов, а взводным унтер-офицером — старший гардемарин Отдельных Гардемаринских классов Н. Дьяков.

Командиры частей жалуются Каледину, что местные жители разобрали ж\д пути между Ростовом и Нахичеванью. Две сотни отказались выступать против "красных". Атаман Филимонов обратился за помощью к Каледину, потому, что на него шла 39-я дивизия, поддержавшая "центр". Население явно не поддерживало эту смуту. Из донесений: "В Батайске жители встретили казаков враждебно. Было постановлено дать ночлег до 8 ч[асов] утра 20-го, и с этого времени настаивали на скорейшем уходе. Казаки волнуются. Положение всех офицеров отчаянное, даже трагическое". И как вывод из донесения (автор полковник Цыганков) : "Необходимо прибытие в Кагальницкую станицу военного следователя". Ну, да, раз население не поддерживает, его нужно наказать.

На вокзале в Севастополе на стене у перрона была прикреплена неприметная табличка (я не уверен, что она сохранилась после ремонта, и в сети ее нет) в память об отправке "Первого революционного черноморского полка, сформированного в условиях подполья". О чем речь?

Цитирую работу "Краснознаменный Черноморский флот" (Воениздат 1987 год)

"12 ноября из Севастополя в Ростов вышла флотилия в составе эскадренного миноносца «Капитан Сакен», двух тральщиков, нескольких мелких судов и десантного отряда моряков. Флотилией командовала избранная Общечерноморским съездом «комиссия пяти» во главе с матросом большевиком В. Е. Драчуком. 24 ноября она, совершив заходы в порты Бердянск, Мариуполь и Таганрог, прибыла в Ростов. Эсминец «Капитан Сакен» остался в Таганроге для связи. Рабочие Ростова и трудовое казачество окрестных станиц горячо приветствовали революционных моряков. Получив такую поддержку, Ростовский Совет потребовал от Каледина отменить военное положение в городе, отказаться от власти и освободить арестованных. Мятежники не вняли этим требованиям. В ночь на 26 ноября юнкера и казачьи офицеры разгромили Ростовский Совет, редакцию большевистской газеты «Наше знамя», комитет большевиков и заняли станцию Ростов-Главная. В связи с этим «комиссия пяти» 26 ноября обратилась с воззванием к населению Донской области, в котором призвала к немедленной организации сил для разгрома контрреволюции. В тот же день моряки вступили в бой с калединскими войсками. На запрос В. В. Роменца о дальнейших действиях Черноморского флота в связи с выступлением Каледина Совнарком телеграфировал: «Действуйте со всей решительностью против врагов народа, не дожидаясь никаких указаний сверху. Каледин, Корнилов, Дутов — вне закона... На ультиматум отвечайте самым сильным, смелым революционным действием. Да здравствует революционный Черноморский флот! Совет Народных Комиссаров». Эти четкие ленинские указания воодушевили черноморцев на решительную борьбу с контрреволюцией. Упорные бои развернулись в районе Нахичевани. Город трижды переходил из рук в руки. В ночь на 28 ноября он был окончательно взят революционными войсками. Юнкера отступили к Новочеркасску. Утром 28 ноября калединцы были выбиты со станции Ростов. В связи с этими успехами 29 ноября в Севастополь поступила телеграмма: «От имени Военно-революционного комитета Ставки и всей революционной армии передайте привет товарищам черноморцам, первыми вставшим на защиту завоеваний революции и власти рабочих и крестьян против покушения Каледина. Заслуги революционных черноморцев никогда не будут забыты революционной Россией...».

Ладно, это все патетика (в советское время тоже очень любили "улучшать" историю).

Об этих событиях есть книга, ставшая Василия Сабинина ныне ставшая библиографической редкостью (наша семья его хорошо знала до его загадочной гибели) . Очень хорошее описание событий содержится в работе Константина Владимировича Колонтаева:

"25 ноября (по новому стилю) 1917, из Севастополя вышел отряд кораблей составе: эсминцы «Гневный», «капитан Сакен», тральщики «Феофания» и «Роза», а так же два сторожевых катера. На борту кораблей находился десант численностью 150 человек. Основные силы морской пехоты ЧФ — «1 — й Черноморский революционный отряд» численностью 2500 человек, под командованием матроса А.В. Мокроусова отправился в Ростов по железной дороге. Руководство этой операцией в Севастополе взял на себя «Совет трех» в дальнейшем «Совет пяти» во главе с матросом Е.В. Драчуком.

30 ноября 1917 черноморцы прибыли в Мариуполь, где сразу же вступили в бой с казачьими частями и выбив их города установили в нем власть местного Совета. На следующий день 1 декабря, они провели аналогичную операцию в Таганроге, выбив оттуда казачьи части генерала Назарова. 4 декабря 1917 отряд кораблей прибыл в Ростов.

Протесты атамана «Всевеликого войска Донского» генерала Каледина «о недопустимости вмешательства Черноморского флота во внутренние дела Дона», остались без ответа, и генерал решил нанести удар первым. В ночь с 5 на 6 декабря 1917 отряды казаков, офицеров и юнкеров под общим командованием генерала Потоцкого захватили здание Ростовского Совета и арестовали ряд его руководителей.

Эта энергия генералов, объяснялась тем, что им стало известнозз о том, что главные силы черноморцев в лице отряда Мокроусова, отправленного на Дон, со станции Синельниково были повернуты на север, в район между Харьковым и Курском на перехват крупного соединения ударных частей Западного фронта, которое под командованием генерала Корнилова и его ближайших сподвижников генералов Деникина, Лукомского и ряда других, в этот момент, выйдя из Могилева пробивалось на Дон.

После этого десантный отряд сошел с кораблей, занял ростовский порт и вечером 6 декабря, присоединив к себе немногочисленных ростовских красногвардейцев при поддержке огня корабельной артиллерии начал наступать в направлении центральной части Ростова. Спустя сутки на помощь десантникам из Севастополя прибыли дополнительные силы: эсминцы «Поспешный», «Пронзительный», «Дерзкий» и авиатранспорт (тогдашний прообраз нынешних авианосцев) «Румыния». Благодаря этому с утра 8 декабря наступление морских пехотинцев при поддержке уже не только корабельной артиллерии, но и гидросамолетов было возобновлено и продолжалось без перерыва два дня. В результате после разгрома своих главных сил днем 12 декабря капитулировал окруженный со своим штабом в здании железнодорожного вокзала генерал Потоцкий. Однако уже 14 декабря к Ростову подошли свежие казачьи части и бои вновь возобновились. Израсходовав почти все боеприпасы, и опасаясь из — за начинающегося ледостава быть отрезанными от моря корабли 15 декабря 1917 взяв на борт десантников и красногвардейцев покинули Ростов и затем вернулись в Севастополь.

Более удачно складывались дела у морских пехотинцев из отряда Мокроусова, которые отправились на перехват группировки генерал Корнилова общей численностью около 5 тысяч человек.

Бои с корниловцами начались 8 декабря 1917 на подступах к Белгороду в районе села Томаровка, где их остановил сводный отряд морских пехотинцев Балтийского флота и харьковских, тульских и белгородских красногвардейцев общей численностью около 1500 человек, под командованием матроса Н.А.Ховрина.

Поняв, что дальнейшее движение через Белгород невозможно корниловцы выгрузились из эшелонов и двинулись пешим маршем в обход Белгорода. Спустя три дня 11 декабря, в 45 верстах севернее Белгорода в районе станции Сажное и села Крапивное дорогу корниловцам преградили черноморцы отряда Мокроусова. После двадцати дней боев корниловцы были либо уничтожены, либо рассеялись.

На Дон к Каледину, в середине января 1918 прибыл только сам Корнилов со своими ближайшими соратниками, бросив перед этим свой разбитый отряд и переодевшись в штатскую одежду".

Ладно, это тема отдельного рассказа, мы пока говорим о кораблях. С эсминцем "Капитан Сакен" все просто.

Проект разработан специалистами завода "Наваль", которые руководствовались спецификацией и чертежами минного крейсера типа "Всадник". В отличии от прототипа эсминец имел увеличенные размеры корпуса, большие запасы топлива и соответственно - большую дальность плавания. Также были установленные более совершенные (по мнению Морского Технического комитета) котлы системы А.Нормана (хотя, объективно, котлы были... одноразовыми, они имели низкую ремонтопригодность).

-2

Откровенно говоря, проект... так себе. Обводы носовой оконечности- топором рубленные (зато строить легко). Резкий переход от очень высокого бака к низкому надводному борту по миделю. Плюс переделка корпуса с целью установки дополнительного вооружения. Ещё не "Новик" но уже не угольщик.

Водоизмещение: 648 т.

Размеры: длина - 74,14 м, ширина - 8,3 м, осадка - 3,05 м.

Скорость полного хода: 24 узла.

Дальность плавания: 1700 миль при 12 узлах.

Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 7310 л.с.

Вооружение:

1 120 и 5х1 75 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения;

с 1909 года: 2х1 120 и 4х1 75 мм орудий, 2х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения;

с 1914 года: 2х1 120 мм орудия, 2 47-мм зенитки, 2х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 50 мин заграждения.

Экипаж: 94 человека.

-3
-4
-5

29 марта 1906 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 16 сентября 1906 года заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и верфей в Николаеве, спущен на воду в сентябре 1907 года, вступил в строй 13 октября 1909 года.

До 10 октября 1907 года классифицировался как минный крейсер. Входил в состав 2-го дивизиона минной бригады Черноморского флота. Прошел капитальные ремонт корпуса и механизмов в 1915 году.

В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, нес блокадную службу у берегов Турции, обстреливал береговые укрепления и портовые сооружения, прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота, высаживал разведывательно-диверсионные группы и конвоировал транспорты с войсками Кавказского фронта. В январе 1915 года совместно с другими кораблями потопил в Синопе турецкий пароход "Георгиус" и 3 парусника. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. Но еще до этой "официальной" даты действовал по в интересах Советов. (судьба его традиционна, был он и немецким R-04. 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими интервентами и вскоре уведен в порт Измир на Мраморном море. С октября 1920 года входил в состав белогвардейских морских сил Юга России. Дни свои он закончил в Бизерте)

С тральщиками все чуть сложнее. Только у двух участников в воспоминаниях удалось найти имена этих "тральщиков". Речь идет о шаландах "Роза" и "Адольф" (во всяком случае, именно они указаны в воспоминаниях) В работе К.В. Колонтаева указана "Феофания". Такой тральщик, действительно встречается в воспоминаниях. Вероятнее всего, имеется в виду "Афансий Феофани" (Т-237), шаланда, о которой мы уже писали.

-6

Паровая двухмачтовая винтовая шхуна «Роза»

В 1916 году приписана в п. Бердянск № 245

Судовладелец Г. Кролевич

Построен 1910 году в г. Мидлсбро на заводе Смита и К

Позывной сигнал ( М. Ж. А. В. )

Корпус стальной, ординарный

Размеры 192,00 х 31,40 х 10,10 английских футов

Вместимость полная 510,31 брт

Чистая 290,41 нрт

Осадка без груза 5 1\2 футов

Осадка в полном грузу 8 футов

Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта

Мощность 540 индикаторных сил

Скорость 8 миль в час

Грузоподъемность 38000 пудов

15.10.1916 мобилизована, переоборудована в тральщик и зачислена в состав Черноморского флота.Т-234.

Про "Адольф" мы расскажем чуть позже, в связи с другой историей.