Вы наверняка видели хотя бы один фильм этого режиссера. Наверное, обратили внимание, что его кино состоит из штампов и ложных стереотипов. Если он показывает девятиэтажную панельку, то у него там обязательно живут алкоголики и тунеядцы. Если снимает про чиновников, то все они как один взяточники и казнокрады. Вот и нашумевшая в свое время драма «Левиафан» тоже собрана из штампов как из детского конструктора. Попробуем разобраться, что же с этим фильмом не так.
Зайду немного издалека. Представьте себе ситуацию. В вашем городе построили новый микрорайон. Счастливые жители получили квартиры, детвора пошла в новые садики и школы. В микрорайоне тут же расцвел малый бизнес. Город получил еще один импульс для развития и новые налоговые поступления в бюджет. Все правда, не так ли?
Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Микрорайон заселили сотни «понаехов». Создали дополнительную нагрузку на социальную инфраструктуру. Обострили конкуренцию на рынке труда, обваливая и без того низкие зарплаты. При этом разогрели цены на жилье. А ставки по ипотеке взлетели до небес. Город окончательно задохнулся в пробках и выхлопных газах. И вроде бы это тоже правда, верно? Но на самом деле и то, и другое – чистая манипуляция. Подача ситуации под нужным углом.
Вот именно манипуляцией и занимается в своих поздних кинокартинах Андрей Петрович Звягинцев. Сюжет «Левиафана» основан на вполне реальной истории. Когда маленький человек пошел против системы и в неравной борьбе проиграл. Только эта история произошла в США. Но умелыми руками режиссера сюжет был перенесен на благодатную российскую почву. Для убедительности дополнен чисто российскими деталями. И вот вам пожалуйста. Готова драма про то, как чиновники и священники пытаются отобрать землю у честного работяги.
Могла ли произойти у нас такая история в реальности? Конечно же, могла. Но то же самое могло быть и в любой другой стране. Ибо люди везде одинаковы. Человеческие пороки и добродетели универсальны. Для всех стран, времен и народов. И даже в государствах с развитой демократией тоже существует коррупция. Напомню, сюжет основан на реальных событиях, случившихся в США.
Однако режиссер специально сделал акцент на том, что это якобы именно наша, чисто российская неприглядная действительность. Что, конечно же, далеко не так. Пока Звягинцев воплощал на киноэкране абстрактные сюжеты обо всем и ни о чем – вопросов к нему не было никаких. Но потом Андрей Петрович вдруг ощутил себя совестью нации и решил показать всем нам, «кто мы есть». Правду жизни. И из художника превратился в искусного манипулятора.
Каждый видит то, что хочет увидеть. Один – зеленую траву и голубое небо. Другой – колдобины на дорогах и ухабы. Ведь ту же историю с «Левиафаном» можно было бы подать совсем иначе. Оставить надежду, вселить в зрителя оптимизм. Но за это, видать, не дают премий на престижных европейских фестивалях, столь любимых нашими режиссерами на экспорт. Такая вот правда жизни.
А что по этому поводу думаете вы, друзья? Смотрели «Левиафан?» Буду рад вашим мнениям в комментариях.
Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, репосты, комментарии приветствуются.