Найти в Дзене
КиноМеломан

Явно переоцененный режиссер Андрей Звягинцев

Для нашего либерального пролетариата товарищ Звягинцев – непререкаемый авторитет и считается чуть ли не новым Тарковским. К качеству работ Андрея Петровича действительно претензий нет никаких. Красивая картинка, хорошая операторская работа, умелая актерская игра. Только вот его позднее кино никто не смотрит – залы на киносеансах пустуют. Режиссер снимает свои фильмы на экспорт. Для элитарных зрителей, где получает престижные фестивальные печеньки. Но это сегодня он известная фестивальная величина. А ведь когда-то был обычным артистом средней руки. Как говорят, крепким ремесленником. Еще в студенчестве играл в новосибирском ТЮЗе. Актерские способности проявил и в армии – был задействован в военном ансамбле как конферансье. А после дембеля отправился покорять Москву и поступил на актерский факультет ГИТИСа. Получив диплом, играл в антрепризах, снимался в проходных ролях в кино и сериалах. А заодно подрабатывал дворником, чтобы пользоваться служебным жильем. Сериалы «Горячев и другие», «К

Для нашего либерального пролетариата товарищ Звягинцев – непререкаемый авторитет и считается чуть ли не новым Тарковским. К качеству работ Андрея Петровича действительно претензий нет никаких. Красивая картинка, хорошая операторская работа, умелая актерская игра. Только вот его позднее кино никто не смотрит – залы на киносеансах пустуют. Режиссер снимает свои фильмы на экспорт. Для элитарных зрителей, где получает престижные фестивальные печеньки.

Но это сегодня он известная фестивальная величина. А ведь когда-то был обычным артистом средней руки. Как говорят, крепким ремесленником. Еще в студенчестве играл в новосибирском ТЮЗе. Актерские способности проявил и в армии – был задействован в военном ансамбле как конферансье. А после дембеля отправился покорять Москву и поступил на актерский факультет ГИТИСа.

Получив диплом, играл в антрепризах, снимался в проходных ролях в кино и сериалах. А заодно подрабатывал дворником, чтобы пользоваться служебным жильем. Сериалы «Горячев и другие», «Каменская», «Королева Марго», комедия «Ширли-мырли» – лишь небольшой перечень проектов, в которых он был задействован как актер. Но странная получается штука. Я хорошо помню все эти проекты. Но совершенно не припоминаю в них самого Звягинцева. То есть, в актерстве он ничем себя особо не проявил.

Зато в начале 2000-х годов стал пробовать свои силы как режиссер. Набивал руку на рекламных роликах и съемках для канала Ren TV. Помните на том канале сериал «Черная комната»? Несколько его эпизодов принадлежали молодому режиссерскому перу Звягинцева.

То есть, к моменту, когда случился фильм «Возвращение», Андрей Петрович в кинематографе был уже не новичок. Помнится, кино вызвало культурный шок и в среде профессионалов, и среди зрителей. В начале нулевых годов такие фильмы не снимали. Критики тут же нарекли режиссера новым Тарковским. Благосклонно отнеслись к нему и поклонники авторского кино. Вдобавок фильм явил широкому зрителю замечательного актера Константина Лавроненко, до этого не шибко блиставшего в кинематографе.

Константин Лавроненко. Кадр из фильма «Возвращение»
Константин Лавроненко. Кадр из фильма «Возвращение»

Интересно, что «Возвращение» многие считали абсолютно непрокатным кино. Не для кинозалов. И ошиблись. Фильм показал очень неплохие для авторского проекта сборы. Многократно оправдал производственные затраты. И, судя по данным портала Кинопоиск, оказался единственным фильмом Звягинцева, окупившимся в прокате.

Потом был хороший и глубокий фильм «Изгнание» с тем же Константином Лавроненко в главной роли. И вроде бы все у Звягинцева складывалось прекрасно. Пока режиссер воплощал на киноэкране абстрактные сюжеты обо всем и ни о чем конкретном, вопросов к нему не было никаких. Но потом Андрей Петрович вдруг переключился на остросоциальное кино. Назначил себя совестью нации и решил показать нам, кто мы есть.

Внимательный зритель наверняка заметит штампы и ложные стереотипы, которыми наполнены поздние фильмы Звягинцева. Если панельная девятиэтажка, то там обязательно живут тунеядцы и малолетние алкоголики («Елена»). Если мэр, то обязательно нечистый на руку, а священник – непременно продажный («Левиафан»). Забавно, что сюжет «Левиафана» основан на вполне конкретной американской истории. Но был перенесен на российскую почву.

Алексей Серебряков в фильме «Левиафан»
Алексей Серебряков в фильме «Левиафан»

Либеральная общественность тут же сделала режиссера своим кумиром. Нарекла пророком в своем выдуманном отечестве. Вот, мол, настоящий художник и гражданин. Не боится показывать жизнь такой, какая она есть на самом деле. Только никакой правды жизни в его фильмах нет. Есть лишь умелая подмена понятий и частные факты, выданные за абсолют.

Талантлив ли Звягинцев как режиссер? Безусловно. Только талант его явно переоценен и преувеличен. Просто потому, что режиссер популярен на Западе. Однако в нашем кинематографе есть не менее яркие молодые мастера, снимающие кино для зрителя. А главное – с большой любовью к родной стране. Звягинцев же направил свой дар совершенно в другую сторону. Делает сугубо фестивальный продукт ради зарубежных наград и призов. Такой вот режиссер на экспорт.

А как считаете вы? Какие вам нравятся фильмы Андрея Звягинцева?

Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, репосты, комментарии приветствуются.

#кино #знаменитости #режиссеры #андрей звягинцев #константин лавроненко #искусство #культура