В прошлой статье про название среднерусской пчелы в разных странах указал на ее индейское название "английская мушка". Но еще одно устоявшееся индейское название медоносной пчелы - "муха белого человека".
Дело в том, что, как и многие другие виды животных и растений, пчел завезли в Америку относительно недавно, и до появления белых поселенцев медоносных пчел на континенте на было. Конечно были другие виды-опылители, но чтобы запасать нектар в больших количествах- не умели. Были еще безжальные пчелы, но южнее в тропической части.
Ну как недавно. На 150 лет раньше, чем на Алтае, и на 250 лет раньше чем в Приморье медоносная пчела появилась и начала обосновываться в Америке:
Компания Совета Вирджинии в Лондоне написала губернатору Вирджинии 5 декабря 1621 года: "Мы на этом корабле… отправили вам различные сорта семян и фруктовых деревьев, а также голубей, кроликов, павлинов и ульи…" Таким образом Apis mellifera , европейская медоносная пчела, прибыла в Джеймстаун, штат Вирджиния, на борту корабля в начале следующего, 1622 года.
И, понятное дело, начала убегать на волю, разлетаясь роями и осваивая новые для себя территории.
Естественных врагов, кроме людей, у пчел на континенте не было. Болезней видимо с собой тоже не завезли. В результате пчелы, как ранее мустанги, начали завоевывать новый материк.
К середине 1750-х годов мигрирующие рои диких медоносных пчел добрались до Пенсильвании и Коннектикута. В 1848 году мормоны прибыли в Юту с запасом медоносных пчел в кузове своих повозок. К 1852 году медоносные пчелы были обнаружены в Неваде. В следующем, 1853 году пчелы наконец добрались до Калифорнии.
Американский историк Чарльз Ханна написал в совей книге «The wilderness trail» следующие строчки, относящиеся к 1769 году:
«Тогда в Кентукки не было пчел, и поэтому охотники не могли полакомиться диким медом. Ведь пчелы обычно идут в ногу с передовыми поселениями, а не опережают их. Отсюда произошло их прозвище - английские мухи, данное индейцами, которые говорили друг другу, когда видели рой пчел в лесу: "Ну, братья, пора нам уходить, ведь сюда идут белые ".
(с) первоисточник см. в конце статьи
Получается, что пчелы далеко вперед белого человека не уходили. Селились где-то неподалеку. И для индейцев это был признак основательности поселения бледнолицых. Хотя сами вполне себе быстро освоили добычу меда и включили его в свой рацион.
Но новый материк приглянулся насекомым. Там и климат помягче, и врагов с болезнями нет. Расселились они здесь быстро.
Вот в этом блоге про Фронтир и Дикий Запад нашел описание добычи меда в 1880-х годах в Америке
После того, как было найдено и отмечено достаточное количество деревьев с ульями, то на следующее утро выходили на охоту и убивали только крупных оленей, и снимали с них шкуры чулком, так длилось до тех пор, пока не набиралось достаточное количество шкур для хранения меда. Шкуры относили в лагерь и мездрили, а затем делали из них мешки. Для этого у шкуры завязывали узлом передние ноги, потом сворачивали в три слоя участок у шеи и прошивали его с помощью шила и суровых ниток, делая два ряда стежков, и, наконец, завязывали узлом задние ноги и вешали получившийся мешок с помощью крюка на козлах, установленных в повозке.
Иллюстрация «Калифорнийское пчелиное ранчо: охота на диких пчел и пчеловодство», в журнале Harper's Weekly, 1881, худ. Роберт Б. Ханиман-младший
Когда мешки были готовы, брали бадью, пилу и черпак, ехали к пчелиным деревьям, останавливали упряжку на достаточном расстоянии от дерева, чтобы пчелы не жалили животных, спиливали дерево, вычерпывали мед в сотах, клали его в бадью, а когда бадья наполнялась, несли ее к повозке, где, опорожняли бадью в мешки из оленьих шкур, потом ехали к другому дереву и так продолжали пилить деревья и добывать мед, пока все шкуры не были заполнены…
Сборщики не сомневались, что когда они спилят пчелиное дерево в нем будет мед, если в дереве было дупло, то в нем непременно жил пчелиный рой и оно было заполнено медом. Я видел широкие дупла, где соты со сладким тягучим медом заполняли пространство на 8-10 футов (2,5 -3 м.)…Затем сборщики возвращались домой, снимали шкуры с крюков на козлах внутри кузова повозки, вешали их на крючки, приготовленные специально для этой цели в коптильне, и на этом мужская работа заканчивалась.
Теперь наступала очередь женщин. Они отделяли мед от пчелиного воска, переливали мед в подготовленные для этого бочки и бочонки, а пчелиный воск перетапливали в лепешки, готовые к продаже, а мужчины тем временем растягивали и сушили оленьи шкуры.
Как только оленьи шкуры были высушены, а мед отделен от пчелиного воска, они становились местной валютой, которой можно было расплачиваться за покупки,
Такой метод показывает, что пчел особо не жалели. Когда людей мало, а пчел много роебойная система процветает.
Наоборот становится сильно позже.
Первоисточник: Медоносные пчелы в ранней Америке: мухи белого человека – факт и вымысел