"Подойдя ко двору, Валентина с удивлением остановилась у калитки. Полина Никитична стояла на крылечке, опершись на клюку, а возле кучи дров возился знакомый силуэт… Михаил нагружал поленьями небольшую тележку, отвозил дрова в дровяник и аккуратно складывал в поленницу..."
* Начало
Глава 17.
- Ты, Валентина, не горячилась бы с таким решением, - постукивая по столу карандашом сказал председатель, - Всё же и так тебе досталось за последнее время, а теперь ещё и ехать куда-то… может кого из телятниц опытных подберём? А тебе покойней дома-то будет.
Разговор такой случился вот по какому поводу. Приехали в колхоз из районного управления два сотрудника и попросили Ерёмычева подобрать подходящую кандидатуру, опытного работника, чтобы отправить на некоторое время в новый совхоз, недавно созданный. Чтобы организовать там работу по уходу за телятами, так как под руководством Валентины местный телятник бил все районные рекорды по показателям. Услышав такое предложение, Валя обрадовалась и вызвалась поехать сама!
- Савелий Кузьмич, что же ты из меня больную какую-то делаешь! Ничего страшного со мной не приключилось, в жизни и не такое у людей случается! Ну разошлись мы с мужем, что ж, не сложилось у нас. Теперь уж и вовсе понятно, что обратного пути у нас нет. Вот я и прошу – отпусти меня, время пройдёт, все пересуды улягутся, заживём своей жизнью все! А то ведь иной раз от расспросов покоя нет!
- Да кто из тебя больную-то делает, - вздохнув, председатель покачал головой, - Ты гляди, ведь сама исхудала, тоненькая стала тростиночка… А там ведь и работать придётся, считай, всё с самого начала начинать! Да и что скрывать – не хочу я тебя отпускать! На кого тут все дела оставишь, чтобы показатели ни на единицу не снизились?!
- На Ирину Савостину оставлю, она со мной сколько лет работает, всё знает не хуже меня. Да и девочки давно сработались, своё дело знают. За это ты, Савелий Кузьмич, не беспокойся, за это я тебе ручаюсь! Только вот ты бумагу-то с района всю читал? Там сначала на учёбу надо ехать, два месяца в столице при сельхозакадемии! Такое везение не каждый день бывает! Вот читай – «обучение будущего руководителя из передовика производства»! У нас ведь всё как – на нашем энтузиазме да на руках, а я вот читала, что уже вводят и линии кормления, и прочее другое! Вот про это я бы хотела узнать тоже. Ты сам посуди – вернусь я уже с повышением в своей квалификации. Разве нам не нужно это, чтоб и расширить хозяйство, и чтоб вперед идти?
- Ладно, может ты и права. Давай я пораскину умом над этим, потом поговорим ещё. Тут чего написано-то… зимой – обучение, а по весне на новый совхоз… ну ладно, к тому времени ты Ирину как раз успеешь подготовить.
Радостная Валентина шла от председателя, поняла, что тот согласится её отпустить. Душа ликовала в предвкушении поездки! Это же целых два месяца она будет жить в Москве, можно будет с дочкой встречаться чуть не каждый день! А сколько всего посмотреть можно! Голова кругом! Ну и потом, после учёбы, будет новое место работы, новые люди! Раньше Валя думала, что ей нравится такая жизнь – когда с работы домой, к семье, управляться по хозяйству и готовить ужин, а потом всем вместе сидеть за столом, попивая чай, и беседовать о всяком…
Только вот не получилось у неё такой семьи, может в этом и её вина была, да что уж теперь о прошлом жалеть, надо вперёд глядеть! Она ещё в силах, дочь взрослая, заботы нет никакой, можно и новой жизнью пожить. Пусть бы даже и район посмотреть, новый совхоз… интересно ведь, как это всё бывает!
Объявив Ирине Савостиной, что с этого дня она будет её учить всему, что сама делает, Валя поделилась с коллегой своими планами на будущее.
- Валь, а я смогу? – Ирина немного даже испугалась от такой новости, - Телята — это привычно для меня, а вот эти все твои отчёты…
- Ничего в этом сложного нет, не волнуйся, научу!
- Как же ты… и не боишься ехать? – спросила Ирина, - Дом ведь оставить придётся… я думала… может вы помиритесь с мужем-то, ведь ходит уж сколько за тобой. И не пьёт! Я даже удивилась, недавно в сельпо видала, его мужики с получки звали. А он буркнул чего-то и домой пошёл.
Валя не стала ничего говорить, со временем она привыкла и к расспросам, и к непрошенным советам, как исправить сложившуюся в её семье ситуацию, да отвечать научилась, осаживать, когда уж совсем беспардонно наседали.
- А хозяйство-то как, скотина? Михаил справляется? – спросила Ирина, чем отвлекла Валю от своих мыслей, - Загубит всё мужик, разве ему одному сладить! Я слыхала, что… Валь, ты прости, что я лезу, но мать рассказала моя… я всё думала, как бы тебе сказать! Михаил твой Таську стороной за километр обходит! Не знаю, что уж у них там вышло, может вообще всё это неправда, чего люди наболтали про них, а? Родители то мои от Таськи через три двора, на той же улице! Так вот, мать мне и говорит – слыхала, как свекровка Таськина приходила к ней, ругалась очень, за патлы даже её оттаскала. Ты ж её знаешь, Киселёву-то, она трактор на ходу остановит, не то, что коня! Так вот, дом-то, где Таисия живет, на свекровку записан. Как уж так получилось, не знаю. Ну вот Киселёва-старшая и гонит сношку свою, говорит - хоть на улицу ступай, мне нет дела! Девчонка-то Таськина всё равно постоянно у бабки, сначала ночевать оставалась, а теперь уж совсем живёт, к матери как в гости ходит. Сама Таисия, говорят, в Колмогорцы ездила, на работу там просилась. Вроде бы берут, скоро уедет отсюда…
- Нормально Михаил со скотиной справляется, - ответила Валя, словно не услышав остального, - Корову да бычка продали, деньги он мне принёс за это. Я Вере отправила, часть положила на книжку – дочке ещё почти полгода учиться. А потом ей на новое место ехать, так что будет на что. Кур свекровь моя забрала, поросят на мясо сдали. Нет уже у нас хозяйства, Ирина, как и семьи нет. Не войти дважды в одну реку, так люди говорят. Надо новой жизнью жить, что толку за прошлое цепляться. А что там у Михаила с Таисией получилось или нет – до этого мне нет дела.
- А дом как же? Ведь дом-то жалко…
- Как не жалко, жалко конечно! Но я туда возвращаться всё равно не собираюсь.
Ирина с сомнением посмотрела на Валю. Но не стала говорить того, что думала… а думала она, что зря Валентина так хорохорится и делает вид, что нет ей дела ни до Таськи, ни до Михаила… вон как вся исхудала, несладко ей приходится… Да и уйти из родного дома в казённое-то жильё, тоже ничего хорошего в этом нет. В этаком уже возрасте всё сызнова начинать, что ни говори, а трудно!
На дом Журавлёвых покупатели были, не прошло и двух недель с того дня, когда Михаил с цветами к Вале мириться приходил, как я вились как-то вечером к нему незваные гости. У соседей через улицу недавно свадьба была, так молодым дом присматривали, о цене справляться пришли. Михаил тогда немного рассердился, и будто даже испугался… это что ж за разговоры идут по селу, если с таким вопросом пришли! Пошёл на другой же день к жене, вроде бы как причина нашлась. Сказал всё Вале, думал, та забеспокоится, расстроится от такой новости, а та только плечами пожала:
- Ну, так давай продадим, если хочешь. Ты сам-то дальше как жить собираешься?
- Ты что, намекаешь, что я должен к Таське жить перебраться? – взвился вдруг Миша, - Так я сколько раз тебе говорил – нет у нас с ней ничего и не будет! Народ болтает невесть что, да и ты, Валя… этому поспособствовала! Вот скажи, что такого ты тогда у палисада видала? Ничего! Ну поговорили, пошутили мы с нею, и всё! А ты… знаешь, мне вообще кажется, что ты только причину ждала, чтоб от меня уйти! А тут такой повод приключился – я сделался кругом виноватый!
- Я, конечно, поспособствовала, больше то некому, - согласно кивнула Валя, - И народ пустое болтает, и я… и у палисада у вас ничего не было, я всё придумала, или привиделось мне! А только Таисия мне сказала, что ребёнок у вас с ней будет. Что, от дитя родного тоже отречёшься? Совести и на это хватит?
- Это неправда! Нет никакого ребёнка и быть не может! – рявкнул Михаил, - Мало ли, что она там напридумывала! Валя, ты вот не думаешь, что она специально так могла сказать, чтобы мне отомстить… и вообще нас рассорить окончательно!
Валя не знала, что и ответить. Ведь не может же такого быть, чтобы человек вот так смотрел в глаза и говорил неправду, особенно на такую тему – о будущем ребёнке…Может и в самом деле со зла Тася так сказала, ведь ей тоже сейчас несладко приходится – на селе прохода не дают…
- Да какая теперь разница! Давай-ка, заканчивай этот цирк, я в нём не собираюсь участвовать, нужно решить, как дальше порознь станем жить. Ради дочери с разводом повременим до лета, а там каждый своей дорогой пойдёт. Так что, если дают хорошую цену за дом – давай продадим и пополам деньги разделим. У каждого ещё жизнь впереди!
- Мать сказала, что не пустит меня к себе жить, если я дом продам, - проворчал Михаил, он едва смог говорить после услышанного… оказалось, что Валя всё знает и про Таисию, и про ребёнка… и про то, какое условие сам Миша Таисии предъявил.
- Ну так проси жильё от колхоза, - пожала плечами Валя, - Объясни всё председателю.
- Я ходил уже, пробовал просить. Прогнал меня Ерёмычев, и слушать не стал. Сказал – ежели мне тут жить не нравиться, то скатертью дорога, в районе полно рабочих мест.
Вот теперь и спрашивала Ирина у Вали, что да как, а Валентина и сама не знала, что её в будущем ждёт. Только теперь ей уже и не страшно было, словно перешагнула она какую-то черту, за которой и оставила свои страхи. Даже нравилось ей то, что новая, неизвестная жизнь ждёт её впереди! Руки-ноги целые, работы она не боится, так чего тужить!
- Ладно, давай-ка работать пойдём, хватит разговоры говорить, - поднялась Валя из-за стола, - Как да что будет, кто ж знаешь! А работа не ждёт.
Возвращаясь вечером домой, Валя всё думала о будущей поездке. Было немного страшно, конечно, но поехать очень хотелось. Боялась Валентина, что окажется она там среди опытных людей, образованных… а она и сказать грамотно не всегда умеет, по сравнению с такими-то.
Ладно, что загадывать, тряхнула она головой, словно отгоняя страхи, там видно будет! А пока у неё и своих забот полно! Вчера двор машину привезли, уже колотых, на зиму они с Полиной Никитичной заказали, так вот их надо в дровник сложить, чтоб не намокли, пока снова дождя на несколько дней не нанесло, как это осенью бывает! А Валю что-то в последнее время поясница беспокоить стала, соседка ей растирание дала, вроде легче, а вроде и нет…
Подойдя ко двору, Валентина с удивлением остановилась у калитки. Полина Никитична стояла на крылечке, опершись на клюку, а возле кучи дров возился знакомый силуэт… Михаил нагружал поленьями небольшую тележку, отвозил дрова в дровяник и аккуратно складывал в поленницу.
Продолжение здесь.
От Автора:
Друзья, рассказ будет выходить ежедневно, КРОМЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ, по одной главе, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.
Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.