Вообще-то, изначально татары – далеко не один народ. Это несколько отдельных этнолингвистических групп, довольно близких по своему языку. Последний был получен в эпоху Золотой Орды, но, за исключением этого времени, у них была собственная этническая и политическая история.
Хотя, безусловно, волжско-уральские татары имеют более тесное происхождение, вплоть до того, что казанцев, мишарей, тептярей, кряшен и нагайбаков можно считать субэтносами единой нации. Но вот те, кто проживают за пределами их традиционного ареала в эту нацию не входили до самого недавнего времени.
Сибирские татары, очень условно, это потомки древнетюркских групп, которые появились тут еще в эпоху гуннов; кипчакских племен эпохи высокого средневековья; а также тех народов Золотой Орды, которые позже стали называться казахами и узбеками. Не следует забывать и о местном, сибирском, так сказать, компоненте.
Этническим ядром казанских (и шире – волго-уральских) татар стали булгары – одно из тюркских племен, которые действовали в эпоху раннего средневековья. Ими были ассимилированы славянские и финно-угорские группы, а в ордынское время к ним добавились кипчаки и ногайцы из Великой степи.
Поэтому казанцы преимущественно европеоиды, сибирские татары – переходная раса, однако, имеют больше монгольских черт. Их отличия визуально заметны.
Дело в том, что сам политический конструкт «татары» имеет русское, а еще больше советское происхождение. Просто потому, что когда в Российской империи стали проводиться первые переписи, этнография была слабо развита, как наука. А учет населения как-то надо было вести.
Поэтому всех бывших ордынцев записали татарами, не разбирая, кто они и откуда, из какой губернии и села, как они выглядят и какую ведут жизнь. В этом не было злого умысла, тем более, что отношения между разными группами были вполне братские, проживали они очень смешанно и количество общих браков было на высоте.
Но советская власть пошла еще дальше. Был такой общий принцип, что каждый народ должен иметь право на самоопределение и самоуправление, единую культуру и общий литературный язык. Это было нужно многим, но более всего – среднеазиатским гражданам, которые вовсе не чувствовали себя единым народом. Но собственная коренизация была и у татар.
Поскольку казанлы исторически самые многочисленные, центром всех наших татар стал Татарстан. Т.е., не совсем центром, но именно их культура стала признаваться базовой. Именно тогда они стали впервые называться татарами. До этого общее самоназвание было то булгары, то казанцы. Они тоже были назначены частью единой татарской нации, как сибирские, астраханские и все прочие татары, за исключением крымских, которые все же люди другой культуры.
Советское время сгладило многие противоречия. Теперь большинство татар реально считают себя одним народом. Хотя и помнят о своей отдельной истории. Этому сильно помог тот факт, что смешанных браков всегда было много. Поскольку Казань стала главным центром культуры, усилился процесс татарской консолидации.
В целом, можно сказать, что татары Сибири уже особо не различают, кто из них выходцы с Волги, а кто – коренные сибиряки. Трений на этой основе нет, но время от времени вопрос поднимает озабоченная интеллигенция.
Иногда он ставится на вид из-за денег. Допустим, Тюменская область решила выделить средства на «развитие национальной культуры». Встает вопрос: а кто их будет получать? Поэтому сначала была основана организация сибирских, а затем – казанских татар. В основном, главная цель их деятельности – обоснование необходимости собственного существования.
Однако же, при переписях населения весьма значительное количество татар желает назваться именно сибирскими. А это значит, что они все-таки воспринимают себя, как отдельный народ.