Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

🌈“Пассажи” (2023, Passages): Синдром вымышленной любви

Айра Сакс (Ira Sachs) – автор историй, которые обязательно получали какие-либо отметки на фестивалях. Драма "Фрэнки" (Frankie) – номинация на Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале в 2019 году, драма "Маленькие мужчины" (Little Men) – гран-при на Deauville American Film Festival в 2016 и номинация за лучший художественный фильм для юношества на Берлинале, "Не выключай свет" (Keep the Lights On) – премия "Тедди" (награждается кино, затрагивающее темы гомосексуальности) на Берлинале 2012 года, "Сорок оттенков грусти" (Forty Shades of Blue) – драматический приз большого жюри на кинофестивале Сандэнс в 2005 году. Его короткометражный фильм "Последний адрес" (2010, Last Address) о группе нью-йоркских художников-жертв СПИДа, был включён в постоянную коллекцию двух музеев – Whitney Museum и МоМА (Музей современного искусства на Манхэттене).

Айра Сакс является директором-основателем некоммерческой организации Queer|Art (основано в 2009 году), оказывающей поддержку ЛГБТК+ артистам в кино, перформансах, литературе и изобразительном искусстве. Queer|Art родилась с целью признания поколения художников, погибших от СПИДа, и понимания того, что одним из многих последствий этой потери стало отсутствие наставников и образцов для подражания для нового поколения художников ЛГБТК+.

Артхаусный дистрибьютор MUBI приобрёл “Пассажи” после премьеры фильма на кинофестивале “Сандэнс”.  Платформа отказалась от строгой маркировки фильма NC-17 и вместо этого выпускает драму как unrated
Артхаусный дистрибьютор MUBI приобрёл “Пассажи” после премьеры фильма на кинофестивале “Сандэнс”. Платформа отказалась от строгой маркировки фильма NC-17 и вместо этого выпускает драму как unrated

“Пассажи” (2023, Passages) – это девятый художественный фильм Айры Сакса, который он намеренно хотел сделать интимным (a film of intimacy). От этого автора это был первый фильм, вышедший после пандемии, “и он жаждал близости и нежности, которых не хватало как в жизни, так и в американских фильмах”. По моему мнению, это абсолютно необязательное кино, без каких-то ярко выраженных проблем.

В “Пассажах” он рассказал историю, разворачивающуюся в Париже, про режиссёра Томаса Фрайбурга (Франц Роговский), который ушёл от своего мужа Мартина (Бен Уишоу) к учительнице младших классов Агате (Адель Экзаркопулос). Но очень быстро его стало тянуть обратно к семейному очагу.

Видимо, Сакс действительно хотел чего-то крайне простого, раз у него получилась такая странная история, я бы сказала, что маловероятная в жизни. Эта история более вероятна для жанра фанфиков, в которых возможна даже обратная денатурация белка.

Пассаж (passages, франц – отрывок, стих) – это незначительная сцена перемещения актёров; странный и неожиданный случай; отрывок какого-либо текста, а также это название фильма, который снял режиссёр Томас Фрайбург внутри фильма Айры Сакса. И весь фильм, в котором приключилась история с Томасом, Мартином и Агатой, походит на серию пассажей, иллюстрирующих неглубокие миниатюрные зарисовки из жизни.

Томас неистовствует на съёмочной площадке в самом начале фильма, пытаясь получить от актёра массовки то, чего он хочет. А хочет он от простого перехода с лестницы по залу просто расслабленный переход без лишнего драматизма, он просит массовку пить напитки и веселиться. Кажется, этим самым Айра Сакс показывает полный портрет Томаса, чтобы зрителю стало понятно раз и навсегда, как именно живёт Томас Фрайбург – он творец и художник, он не хочет драмы, вокруг него должен быть праздник с коктейлями. Томас – режиссёр, он управляет действием на съёмочной площадке, и посчитал, что в жизни он тоже может командовать действием по своему усмотрению. Когда сценарий ещё находился в разработке, Сакс изначально рассчитывал, что Томас Фрайбург будет выглядеть как Франц Роговский. Айра Сакс иногда использует автобиографические факты в своих фильмах. Так и Томас, по его признанию, имеет много общего с ним самим.

Супруг Томаса Мартин – полная его противоположность. Он серьёзный, собранный, целеустремлённый молодой человек, который может дать один шанс провинившемуся, но не больше. Он знает себе цену и хочет, чтобы его ценили. По-видимому, в Томасе и Мартине режиссёр Айра Сакс видит две стороны самого себя – необузданную и серьёзную.

Томас был трезвым, когда встретил Агату и воспылал к ней страстью. Его муж не был расположен к веселью, потому отправился домой. Агата заскучала от своего бойфренда и была рада, что рядом оказался тот, на кого можно переключиться. Пусть это даже будет Томас, человек из мира искусства и гей, который прямым текстом признаётся, что ему нравится быть с мужчиной.

Агата может восприниматься в этом фильме как собирательный образ девушки, сражённой синдромом вымышленной любви, которая втайне мечтает обратить гея в свою веру. Якобы она особенная, кому удалось стать той, кто сделал гомосексуалиста натуралом.

Мартин и Томас. Томас переезжает на квартиру к Агате
Мартин и Томас. Томас переезжает на квартиру к Агате

В первые дни общения с Томасом это вроде так и выглядит. Томас настроен решительно – он признаётся Мартину, что не ночевал в их супружеской кровати потому, что провёл ночь с женщиной, и он испытал невероятный подъём, чего давно не чувствовал. Интересно, что нужно было сделать Мартину с этой информацией? Для зрителя же поведение Томаса выглядит так, как и было заявлено в открывающей сцене – жизнь для него должна быть праздником, без лишней драмы. Он рад, что его накрыла эйфория, а Мартин может и переждать его “каникулы на натуральном берегу”. Только Томас забывается, что у режиссёра есть привилегия командовать действием только на съёмочной площадке, но за её границами правила меняются. В некотором роде Томас и Агата похожи хотя бы в том, что их обоих мучает синдром вымысла – им кажется, что они могут больше, чем доступно природе.

Агата – девушка красивая, она не должна быть одна. Томас – эксцентричный, ей он вполне подходит, он набрасывается на неё как на мясной кусок. И пока у них мозг атакован эндорфинами, им неважно, что будет в итоге.

Айра Сакс в какой-то момент превращает эту маловероятную историю в этюд с беременностью. Я не скажу, что удивилась этому повороту, и, прежде чем сюжет побежал дальше, допустила, что это намёк на начало новой жизни в более широком смысле. Томас станет серьёзным, поймёт, что всё намного сложнее и нужно быть внимательнее к тем, кто рядом. Я даже подумала, что финал получится даже трогательным – даже ещё более невероятным, чем секс гея и девчонки. Я думала, что Айра Сакс задумал показать нынешние реалии таким образом, что есть семья такого формата – ребёнок в однополой семье, но зачатый естественным способом. Якобы время такое, мир изменился. Но Сакс задумал иначе.

Томас собирается на мероприятие и вечер, когда он жёстко сталкивается с реальностью
Томас собирается на мероприятие и вечер, когда он жёстко сталкивается с реальностью

Надо отдать ему должное, что он не впал в полное безумие, каким был фильм в первой его половине. Он всё же вложил в уста Агаты реплику о том, что в отношениях с Томасом она рано или поздно потеряется.

У меня этот фильм не вызвал никаких эмоций, не затронул ничего потому, что я в нём не увидела истории, которая призвана достучаться до зрительского сердца. Это просто зарисовки, не особенно показывающие внутренний мир участников этого специфического любовного треугольника. Даже то, что в повествовании отсутствуют ярлыки, действует всего лишь как магический реализм, в котором всё странное воспринимается как само собой разумеющееся – и это не работает во благо восприятию.

Всё действие скользит по поверхности, это какое-то предположение из разряда: “а что было бы, если бы”. Что было бы, если бы нарцисс, не заботящийся о чужих границах, решил бы развлекаться, внушив себе, что всё вернётся на свои места, когда он наиграется? Что было бы, если бы девушка, забеременевшая от этого нарцисса, решила бы сохранить беременность? Что было бы, если бы так легко можно было менять ориентацию?

Но к чему у меня нет претензий, так к визуальному воплощению этой истории. Оператор Жози Дешайе (Josée Deshaies) и художники Паскаль Консиньи (Pascale Consigny) и Хадиджа Зеггай (Khadija Zeggaï) создали очень красивую вселенную для нестандартного любовного треугольника. Мне понравилась цветовая палитра и интерьеры – создалось впечатление присутствия в Париже.