Как искусственный интеллект влияет на эффективность АПК и какие цифровые инструменты внедряют аграрии Юга, рассказала основатель и президент ГК Cognitive Technologies, гендиректор Cognitive Pilot Ольга Ускова
За последние 5 лет уровень цифровизации растениеводства Краснодарского края вырос на треть. Агропромышленный комплекс Юга России в целом лидирует по внедрению искусственного интеллекта в сферу беспилотного сельхозтранспорта. В Ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей «Народный фермер Кубани» отмечают, что внедрение инструментов искусственного интеллекта в сельское хозяйство края может дать толчок росту урожайности. Эти меры могут увеличить указанный показатель на 5-7%, а также снизить расходные статьи. Основатель и президент группы компаний Cognitive Technologies, гендиректор Cognitive Pilot Ольга Ускова рассказала, какие разработки могут повысить эффективность работы аграриев и где еще необходимо ускорить цифровизацию.
— Существует мнение, что уровень цифровизации сельского хозяйства в средней полосе России выше, чем в южных регионах, так как условия на Кубани и Дону позволяют меньше требовать внедрения новых технологий. По вашей оценке, на каком уровне развития искусственного интеллекта находятся сейчас технологии в целом по стране и на Юге России в частности?
— В нашей компании собрана отличная от этого мнения статистика, и она точная. На первом месте по внедрению нашего искусственного интеллекта (ИИ) для управления сельхозтранспортом находятся регионы Юга России, занимая порядка 18% от продаж по стране. Внутри этого блока лидером является Краснодарский край, на него приходится 6,5%, на Ростовскую область — 6%. Это высокие показатели. Следом за этими регионами, как ни странно, идет Алтай.
Мы не просто IT-компания, мы создаем ИИ — инструмент для повышения эффективности агрохозяйств. Это ключевые инновации, которые превращают комбайн или трактор в думающее существо. Когда такие технологии начинает внедрять один регион, то положительный опыт сразу становится доступным соседним областям, и это быстро начинает расходиться дальше.
Мы проходили довольно сложный период старта внедрений с 2021 по середину 2022 годов, а потом процесс пошел лавиной. Сейчас Юг России активно использует наши автопилоты.
— Нельзя упускать из виду турбулентность 2022 года, продолжающуюся до сих пор. Как в этих непростых условиях проходит процесс цифровизации вашей отрасли? Замедлились ли темпы?
Когда развитию отрасли препятствуют два-три негативных фактора, система как-то с этим борется. Но такая концентрация проблем на один временной промежуток, как сейчас, происходит, на мой взгляд, в первый раз.
Конечно, агропромышленность и аграрии у нас героические. Однако хотелось бы, чтобы правительство тоже стало героическим и с максимальной скоростью ликвидировало появившиеся трудности, которые очень вредят стратегической отрасли, стране и нашему будущему.
— Если говорить о более длительном временном промежутке, то насколько «умнее» стала сельхозтехника, например, за 10-15 лет? Что важно аграрием при выборе оборудования в первую очередь?
— За это время произошла революция, аналогичная переходу от сохи к трактору. Только сейчас сельхозтехника перешла от трактора-железки к трактору-роботу. Благодаря роботизации движения техники вся процедура сева, обработки земли, уборки и т. д. исходит из того, что тракторы и комбайны абсолютно точно движутся по заданным траекториям. Так, например, на текущий момент наша система автопилотирования Cognitive Agro Pilot дает точность выполнения операций, таких как сев, — один-два сантиметра. Это позволяет существенно экономить топливо, удобрения, семена и т. д. Без современных ИИ-технологий уже невозможно обеспечить эффективную работу хозяйства, ее характер на селе изменился.
— Китайская техника и китайские технологии сейчас активно заходят на отечественный рынок. На ваш взгляд, насколько они конкурентоспособны в России? Какой объем технологического рынка они могут занять в ближайшем будущем?
— Говоря об этом, не могу не выделить два глобальных порока, следующих друг за другом — это страх и жадность, которые губят людей и города. И заход китайской техники на российский рынок как раз основан на обоих. Это при том, что мы только слезли с американской зависимости в этой зоне. У нас есть свое производство абсолютно всего: тракторы, опрыскиватели, комбайны и роботизированные мозги. Но мы не используем это и обращаемся к китайской продукции. А как работают китайцы? С сетью дилеров, которые привыкли к одноходовым схемам. Как правило, они практикуют два подхода: демпинг, когда производители искусственно занижают цены, и финансовая мотивация, или просто говоря, подкуп продавцов на местах, — информация об этом стала поступать. Старая проверенная история: американцы с дилерами так же работали в свое время.
Но чудес не бывает. И если китайская техника сделана дешевле, то, скорее всего, она и сделана хуже. А про это пользователи знают — по тому, как чаще она ломается, как неточно работает. Но, по всей видимости, жадность продавцов и система личного мотивирования позволяют закрывать на это глаза.
Мне кажется, если государство не может защитить свой рынок, то рынок сам должен себя защищать.
— Весной этого года был анонсирован новый проект по расширению производства в Томской области по созданию робота-агронома. Сообщалось, что это разработка направлена на точное земледелие, связанное с управлением роста и жизнедеятельностью растений. Как эти технологии повлияют на отрасль и насколько они применимы к южным регионам?
— Можно сказать, что это мечта для аграриев. Весной мы уже будем тестировать разработку в первых хозяйствах. Она сегодня максимально востребована. Во-первых, квалифицированный агроном сейчас — на вес золота. Таких специалистов сложно получить в свою команду, потому что это требует больших денег и, кроме того, их очень мало. Во-вторых, агроном — все-таки специальность старой школы, где больше интуитивной работы, чем логической. Человек физически не может замерять состав почвы каждые 10 см, ежедневно контролировать ее влажность и так далее. Поэтому в работе возникает человеческий фактор и разного рода допущения, которые в результате создают много проблем — например, семена свалились в кучу, растения перекормили удобрениями или что-то еще. Кроме того, традиционный анализ почвы предполагает довольно примитивные механизмы взятия ее проб и имеет довольно высокую стоимость.
И вот впервые появляется робот, который сам измеряет физико-химические параметры почвы через нужные промежутки — в зависимости от агрономических требований, сам составляет карту поля: как распределяется содержание химических элементов, кислотности, плотности и иных параметров по площади поля.
Эти данные позволяют роботу-агроному при движении автономно управлять внесением удобрений, разбрасывая их дозированно в нужные зоны в соответствие с определенными ранее нормами, на основе экспресс-анализа почвы.
Это оптимизирует бюджет, потому что хозяйствам теперь нужно покупать только тот объем вносимого материала, который востребован. А в контексте того, что рынок удобрений и средств защиты скакнул почти в два раза, это является одной из важнейших статей экономии затрат.
Кроме того, полученные результаты измерений могут передаваться в базу данных системы управления агрохозяйством для обработки, анализа, построения прогнозов развития культур и выработки рекомендаций по агрономическим мерам, крайне необходимым для достижения нужной урожайности.
Наконец, роботы-агрономы могут массово работать на полях. Это создаст совершенно другие условия для хозяйств, принципиально иной уровень работы и эффективности.
— Где будут находиться хозяйства, которые первыми смогут испытать роботов-агрономов?
— Не могу назвать все, но скажу, что одно их них точно будет в Краснодарском крае. С ним мы уже работали в 2021 году. Но в целом при проведении тестирования мы стараемся, чтобы опытные хозяйства были в разных географических точках.
— Можно ли сказать, что с развитием цифровизации в агропромышленном комплексе сократится перечень профессий?
— Я могу сказать, что точно возникнут новые профессии. Например, тот же диспетчер умного поля. Это более престижная профессия, не требующая чрезмерных физических усилий, потому что человек будет сидеть за экраном монитора, получая информацию от робота, видеть и контролировать его движение по полю.
Количество людей в отрасли не уменьшится, изменится структура профессий, повысится качество и эффективность работ. Уйдет черный, тяжелый труд.