Найти в Дзене
Деньги Мира

Французский Франк. Серия "Личности и Профессии". 1000 Франков

Проекты купюр серии 1945 года достоинством от тысячи франков и больше создавал художник Клеман Серво, уже известный по появившимся позже знакам с портретами Наполеона и Генриха Четвёртого. Поэтому вид этих купюр разительно отличается от более мелких знаков, выполненных в манере ар-деко. Художник создавал их в стиле, похожем на довоенный стиль оформления банкнот — всё те же растительные орнаменты с фруктами и овощами, аллегорические изображения древних божеств. Совсем как на старых, ещё довоенных купюрах. «Ведь война закончена, враг изгнан с нашей земли. Всё скоро войдёт в прежнее русло, жизнь наладится… Это и продиктовало манеру рисунка на проектах новых бумажных денег». Лицевую сторону билета украсил двойной портрет Минервы и Геркулеса с рогом изобилия в руках (к слову, Себастьян Лоран разработал проект билета с изображением Афины). Этим художник хотел показать своё видение основы французской нации: «Минерва — это наука, знания, мудрость; ещё это — ремесло, человеческий труд. Геркулес

Проекты купюр серии 1945 года достоинством от тысячи франков и больше создавал художник Клеман Серво, уже известный по появившимся позже знакам с портретами Наполеона и Генриха Четвёртого. Поэтому вид этих купюр разительно отличается от более мелких знаков, выполненных в манере ар-деко. Художник создавал их в стиле, похожем на довоенный стиль оформления банкнот — всё те же растительные орнаменты с фруктами и овощами, аллегорические изображения древних божеств. Совсем как на старых, ещё довоенных купюрах. «Ведь война закончена, враг изгнан с нашей земли. Всё скоро войдёт в прежнее русло, жизнь наладится… Это и продиктовало манеру рисунка на проектах новых бумажных денег».

Лицевую сторону билета украсил двойной портрет Минервы и Геркулеса с рогом изобилия в руках (к слову, Себастьян Лоран разработал проект билета с изображением Афины). Этим художник хотел показать своё видение основы французской нации:

«Минерва — это наука, знания, мудрость; ещё это — ремесло, человеческий труд. Геркулес олицетворяет силу, но не просто силу, а соединённую ещё с умом и благородством. Это — образ промышленного производства, созидания. Сила Геркулеса, вместе с мудростью Минервы, это источники духовного и материального богатства нации, это изображает рог изобилия… Жан Лефевр предложил изобразить маршала Жоффра, но… не много ли войны?».

В центре оборотной стороны — женский портрет. Это образ Франции, точнее, галльской цивилизации, имевшей тесные обширные контакты с цивилизацией греческой, а позже — попавшей в сферу влияния римской цивилизации римской.

-2

«Эти народы — кельты, греки, римляне — стояли у истоков европейской цивилизации. От них берёт своё происхождение и французский народ. Изобразить близость кельтских народов с римлянами и греками, их громадное историческое наследие, вот это я пытался передать, создавая проект билета».

К слову, этот сюжет был продолжен, когда разрабатывали средства защиты нового билета: водяные знаки изображают галльского воина и богиню Венеру.

В 1950 году было принято решение о замене билетов «Минерва и Геркулес» на купюры нового образца, с портретом Ришелье (разработка была поручена, опять же, Клеману Серво). Замена была продиктована необходимостью борьбы с подделкой, которая приняла в условиях послевоенной разрухи огромные масштабы. К тому же незадолго до этого произошёл скандал: служащий Банка Франции, ответственный за хранение бумаги для этих билетов, украл её для банды фальшивомонетчиков. Было напечатано фальшивых банкнот на несколько десятков миллионов франков.

С 1955 билеты «Минерва и Геркулес» изъяли из обращения. Окончательно их аннулировали в 1968 году, к тому времени они стоили всего 10 новых франков.

см. также: