Росавиация завершила расследование инцидента, случившегося 12 сентября 2023 года. СМИ опубликовали выдержки из итогового документа. И в нем как минимум две сенсации: получается, что летчики вовсе не герои, а некомпетентные нарушители инструкций. И, похоже, это первое серьезное ЧП в авиации за последнее время, вызванное проблемами с качественным обслуживанием самолета.
Инцидент произошел 12 сентября этого года с рейсом U6-1383 Сочи - Омск авиакомпании "Уральские авиалинии". Самолет Airbus A320 прервал заход на посадку в Омске и направился в запасной аэродром в Новосибирск. Однако совершил вынужденную посадку в пшеничном поле в 185 километрах от аэродрома Толмачево. На борту находились 165 человек, включая членов экипажа. 5 пассажиров обратились за медицинской помощью.
Сразу после происшествия были опубликованы аудиозаписи переговоров пилотов, из которых стало ясно, что в полете на лайнере случилась утечка гидравлической жидкости из зеленой гидросистемы. Экипаж принял решение не садиться в Омске, поскольку полагал, что из-за этих технических проблем самолет не сможет затормозить: ему не хватит длины полосы. Поэтому решили лететь в Новосибирск, где взлетно-посадочная полоса длиннее.
Как принято в таких случаях, было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Техническое расследование причин происшествия проводила Росавиация. И вот как раз ее данные опубликованы, и позволяют понять истинные причины случившегося.
Причина 1. Ошибки экипажа
Как выяснило техническое расследование, посадке в поле предшествовала целая цепь ошибок экипажа.
Во-первых, при заходе в аэропорт Омск давления гидросистемы хватило, чтобы выпустить шасси и закрыть створки. Самолет мог безопасно приземлиться в Омске. Необходимости лететь на запасной аэродром не было.
Во-вторых, пилоты произвели ошибочные расчеты необходимого количества топлива, чтобы долететь до Новосибирска. Поскольку они не понимали, что полет продолжался с выпущенным шасси, а в таком режиме горючего нужно существенно больше.
В-третьих, экипаж не уделил должного внимания текущему остатку топлива при наборе высоты в Омске.
Непосредственной же причиной посадки в поле, подтвердило расследование, стала нехватка топлива для завершения полета до запасного аэродрома.
И все-таки одно важнейшее решение в этой ситуации летчики приняли правильно. Специалисты пришли к выводу, что посадка в пшеничном поле была единственной возможностью спасти жизни 165 человек на борту в сложившихся обстоятельствах. Другое дело, что самой этого всего вообще не должно было случиться.
Причина 2. Естественный износ
Непосредственной причиной развития ситуации стал отказ зеленой гидросистемы самолета. Так вот он произошел вследствие "естественного износа".
Вот как это сформулировано:
"Причиной падения давления в «зеленой» гидросистеме стало нарушение целостности в месте заделки гибкого шланга приводного цилиндра правой створки ниши основной стойки шасси из-за естественного износа".
И вот тут возникает много вопросов к авиакомпании: почему "естественный износ" не был своевременно выявлен в ходе обслуживания самолета? Была ли у перевозчика возможность заменить пришедшие в негодность запчасти? Есть ли они в наличии?
Самолет Airbus A320-214 (регистрационный номер RA-73805, серийный 2166) выпущен в 2004 году. Сначала эксплуатировался в авиакомпании Air Arabia, затем в Air Arabia Marocruen. В "Уральских авиалиниях" пролетал 10 лет с мая 2013 года. В марте 2022 года был перерегистрирован в России.
Напомню, что это уже второй случай посадки "в поля" у пилотов "Уральских авиалиний". 19 сентября 2019 года в кукурузном поле под Москвой вместо Симферополя приземлился самолет А-321. Летчики рассказали, что в двигатели попали птицы. О подвиге экипажа даже сняли художественный фильм. Однако результаты расследования, опубликованные только через три года, выявили серьезные нарушения в действиях пилотов.
И сегодня стало известно, что бортпроводники рейса Сочи - Омск, приземлившегося в поле под Новосибирском, снова вышли на рейсы. Как сообщили в "Уральских авиалиниях", они "очень соскучились по работе".
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на канал!
Новые материалы также в моем телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel