Найти в Дзене

Все пассажиры вздрогнули: стали известны истинные причины посадки в пшеничном поле самолета "Уральских авиалиний"

Оглавление

Росавиация завершила расследование инцидента, случившегося 12 сентября 2023 года. СМИ опубликовали выдержки из итогового документа. И в нем как минимум две сенсации: получается, что летчики вовсе не герои, а некомпетентные нарушители инструкций. И, похоже, это первое серьезное ЧП в авиации за последнее время, вызванное проблемами с качественным обслуживанием самолета.

Самолет А-320 после посадки в пшеничном поле 12 сентября 2023 г. Фото: пресс-служба "Уральских авиалиний"
Самолет А-320 после посадки в пшеничном поле 12 сентября 2023 г. Фото: пресс-служба "Уральских авиалиний"

Инцидент произошел 12 сентября этого года с рейсом U6-1383 Сочи - Омск авиакомпании "Уральские авиалинии". Самолет Airbus A320 прервал заход на посадку в Омске и направился в запасной аэродром в Новосибирск. Однако совершил вынужденную посадку в пшеничном поле в 185 километрах от аэродрома Толмачево. На борту находились 165 человек, включая членов экипажа. 5 пассажиров обратились за медицинской помощью.

Сразу после происшествия были опубликованы аудиозаписи переговоров пилотов, из которых стало ясно, что в полете на лайнере случилась утечка гидравлической жидкости из зеленой гидросистемы. Экипаж принял решение не садиться в Омске, поскольку полагал, что из-за этих технических проблем самолет не сможет затормозить: ему не хватит длины полосы. Поэтому решили лететь в Новосибирск, где взлетно-посадочная полоса длиннее.

Члены экипажа А-320 после аварийной посадки в пшеничном поле 12 сентября 2023 года. Фото на память
Члены экипажа А-320 после аварийной посадки в пшеничном поле 12 сентября 2023 года. Фото на память

Как принято в таких случаях, было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Техническое расследование причин происшествия проводила Росавиация. И вот как раз ее данные опубликованы, и позволяют понять истинные причины случившегося.

Причина 1. Ошибки экипажа

Как выяснило техническое расследование, посадке в поле предшествовала целая цепь ошибок экипажа.

Во-первых, при заходе в аэропорт Омск давления гидросистемы хватило, чтобы выпустить шасси и закрыть створки. Самолет мог безопасно приземлиться в Омске. Необходимости лететь на запасной аэродром не было.

Фрагмент итогового отчета. Весь документ попал в распоряжение СМИ
Фрагмент итогового отчета. Весь документ попал в распоряжение СМИ

Во-вторых, пилоты произвели ошибочные расчеты необходимого количества топлива, чтобы долететь до Новосибирска. Поскольку они не понимали, что полет продолжался с выпущенным шасси, а в таком режиме горючего нужно существенно больше.

В-третьих, экипаж не уделил должного внимания текущему остатку топлива при наборе высоты в Омске.

Самолет до сих пор стоит в поле. Правда его обнесли забором.
Самолет до сих пор стоит в поле. Правда его обнесли забором.

Непосредственной же причиной посадки в поле, подтвердило расследование, стала нехватка топлива для завершения полета до запасного аэродрома.

И все-таки одно важнейшее решение в этой ситуации летчики приняли правильно. Специалисты пришли к выводу, что посадка в пшеничном поле была единственной возможностью спасти жизни 165 человек на борту в сложившихся обстоятельствах. Другое дело, что самой этого всего вообще не должно было случиться.

Чудом спасшиеся пассажиры рейса Сочи - Омск в пшеничном поле после аварийной посадки. Фото: соцсети.
Чудом спасшиеся пассажиры рейса Сочи - Омск в пшеничном поле после аварийной посадки. Фото: соцсети.

Причина 2. Естественный износ

Непосредственной причиной развития ситуации стал отказ зеленой гидросистемы самолета. Так вот он произошел вследствие "естественного износа".

Вот как это сформулировано:

"Причиной падения давления в «зеленой» гидросистеме стало нарушение целостности в месте заделки гибкого шланга приводного цилиндра правой створки ниши основной стойки шасси из-за естественного износа".

И вот тут возникает много вопросов к авиакомпании: почему "естественный износ" не был своевременно выявлен в ходе обслуживания самолета? Была ли у перевозчика возможность заменить пришедшие в негодность запчасти? Есть ли они в наличии?

Самолет Airbus A320-214 (регистрационный номер RA-73805, серийный 2166) выпущен в 2004 году. Сначала эксплуатировался в авиакомпании Air Arabia, затем в Air Arabia Marocruen. В "Уральских авиалиниях" пролетал 10 лет с мая 2013 года. В марте 2022 года был перерегистрирован в России.
Тот самый самолет за 8 лет до происшествия. Фото: Анна Жукова.
Тот самый самолет за 8 лет до происшествия. Фото: Анна Жукова.

Напомню, что это уже второй случай посадки "в поля" у пилотов "Уральских авиалиний". 19 сентября 2019 года в кукурузном поле под Москвой вместо Симферополя приземлился самолет А-321. Летчики рассказали, что в двигатели попали птицы. О подвиге экипажа даже сняли художественный фильм. Однако результаты расследования, опубликованные только через три года, выявили серьезные нарушения в действиях пилотов.

И сегодня стало известно, что бортпроводники рейса Сочи - Омск, приземлившегося в поле под Новосибирском, снова вышли на рейсы. Как сообщили в "Уральских авиалиниях", они "очень соскучились по работе".

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на канал!

Новые материалы также в моем телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel

Как роскошь превратилась в фантом: станция-призрак в метро Екатеринбурга
Коллекция впечатлений
16 июня 2023