Найти тему
Мутное время

Загадки царя Симеона

Загадочный он всё-таки был дядька.

Роешь источники, роешь, а всё уходит как песок сквозь пальцы. Вот вам пяток историй про царя Симеона Бекбулатовича, которые я пока так до конца и не понял.

Загадочный царь Симеон, московский и не только. Из открытых источников
Загадочный царь Симеон, московский и не только. Из открытых источников

История номер один. Симеон и Гиреи

Отношения крымских владык и Саин-Булата запутаны до крайности. В 1558 году юный совсем царевич (мурза) вполне мог быть именно в Крыму вместе с дядей Тохтамышем и отцом Бек-Булатом. А мог и не быть, но отец и дядя были, причем дядя Тохтамыш то ли прямо претендовал на крымский юрт, качавшийся под ударами русско-литовско-кабардинско-ногайской коалиции, то ли просто не нравился крымскому хану. В 1559 Тохтамыш и его приверженцы бежали на восток, сверкая пятками, то ли после неудачной попытки Тохтамыша сесть на крымский престол, то ли после немотивированных репрессий со стороны Девлет-Гирея. «Бей своих, чтобы чужие боялись» в том конкретном случае оказалось сверхэффективной стратегией, дела Девлет-Гирея пошли на лад и всё же. Что дядя Симеона-Саин-Булата забыл в Крыму?

А еще они с Девлет-Гиреем немного родственники. Из четырех официальных жен Девлет I Гирея три были черкешенками: первая Айше-Фатьма – дочь бесленейского тлакотлеша Тазритокова, вторая – Бисултан –сестра бесленейского пши Канклыча Канокова, третья – Хансурет –
дочь кабардинского пши Алхаса Джамурзовича из рода Клехстана. Мать царя Симеона – сестра Марии (Кученей) Темрюковны, жены Грозного и Малхуруб – жены Тинехмата (Дин-Ахмата) бия Большой Ногайской Орды. Вроде бы седьмая вода на киселе, но, например, сын Девлет-Гирея Мехмет Семин, свергнутый османами, бежал на восток к ногайским родственникам матери. Догнали.

Девлет-Гирей, дальний родственник (или близкий) и лоббист Симеона-Саин-Булата. Из открытых источников
Девлет-Гирей, дальний родственник (или близкий) и лоббист Симеона-Саин-Булата. Из открытых источников

А еще в Астрахани (или у ногайцев близ Астрахани) жили в конце 1580-х начале 1590-х Мурад-Гирей и Саадат-Гирей. Первый - великий князь астраханский в 1586-91 волей Фёдора Ивановича, привел в относительную покорность восставших в начале 1580-х ногайцев.

И да, Симеон ни разу не учувствует в серьезных боях с крымцами и ногайцами. Армию на берегу возглавляет с удовольствием, а вот воевать с дальними родственниками - ни-ни.

Есть прекрасная переписка Грозного и Девлет-Гирея и второй (да, крымский хан) в 1569 предлагает воссоздать Астраханское ханство во главе с Саин-Булатом. До того, как Саин-Булат стал касимовским ханом, Грозный предлагает ту же должность сыну Девлет-Гирея. Мы поражаемся тому, насколько трепетно к астраханскому царевичу относится Грозный. Но почему еще более трепетно к нему относится Девлет-Гирей?

Где он был во время крымского похода на Москву в 1571? А при Молодях? А в 1584? А в битве на месте будущего Донского монастыря в 1591? В русских разрядах его нет. В крымских вроде тоже. Но их и не нашли.

Его сын Дмитрий Семёнович ведет себя еще веселее. Из Путивля он шлет письма в Крым и к ногайцам. Последние 100% на его стороне, активно учувствуют в боях, берут Царев-Борисов, атакуют Астрахань. А крымцы? Год спустя уже он рвется завоевывать Крым, брать Азов. На что рассчитывает?

В конце Смуты разбитые остатки ногайцев во главе с Кантемир-мурзой (предположительно Гурий, он же Лжедмитрий IV, он же Дмитрий Иванович, как любили в те мутные времена) уйдут в Буджак. Почти 20 лет беженцы живут с Гиреями максимально склочно, притираются лишь после казни Кантемира и передачи Бурджака Крыму.

С каждым поколением взаимная симпатия будто бы гаснет. Как у дальних родственников, которым есть, что делить.

Так ли много значило родство по матерям-бабушкам черкешенкам? Нет ли здесь чего-то другого, более очевидного?

История номер два. Симеон – царь Казанский.

Много-много раз Симеона называют царем казанским. Это и Маржерет, руководитель мушкетеров на службе Годунова и Лжедмитрия I, и многочисленные церковные историки. Самая популярная канва в их творениях повторяется несколько раз. Сын царя Симеона Иван опасно заболел и отец уже не чаял спасти его, как приходит местночтимый святой и силой своей молитвы исцеляет страждущего, а Симеон в благодарность строит большую или красивую церковь.

Историки от этих рассказов отмахиваются (хотя почти во всем остальном Маржерету, например, верят) и справедливо указывают на совпадение имен Симеона Касаевича (Едигер-Магомет ибн Касим ибн Сеид-Ахмет), последнего самопровозглашенного казанского царя в 1552, и Симеона Бекбулатовича (Саин-Булат ибн Бек-Булат ибн Бахадурхан). Правнуки Ахмата Хромого (видимо троюродные братья) знатно наследили в эпоху Грозного. Историки считают, что очевидцы врут и путают Симеона Тверского и Симеона Звенигородского, перенося на первого титул второго. Допустим. Но как-то многовато очевидцев врет, не сговариваясь. А что, если нет?

Самый странный эпизод жизни Симеона Касаевича. В 1552 году лояльный служивый чингизид возглавил оборону восставшей против царя Ивана Казани. До и после верно служил Грозному, удельный князь Звенигородский. Из открытых источников
Самый странный эпизод жизни Симеона Касаевича. В 1552 году лояльный служивый чингизид возглавил оборону восставшей против царя Ивана Казани. До и после верно служил Грозному, удельный князь Звенигородский. Из открытых источников

Есть еще один намек на Симеона – царя Казанского. Лжедмитрий I (по моей версии – его сын Дмитрий Семёнович) венчается тремя коронами – московской (шапка Мономаха), тверской (корона Максимилиана Габсбурга) и казанской. Первые две он надевает у гробов Ивана Грозного и его сына Фёдора, подчеркивая преемственность от них. А вот казанская корона одевается отдельно, в другом соборе и уже без отсылок к Ивану и Фёдору. Почему?

В формате голых фантазий можно предположить, что Симеон – царь или великий князь Казанский с 1573, когда вдруг резко пошло на убыль восстание в Поволжье (гуглится по названию вторая черемисская война). Вроде логично – ногайцы получили своего царя, пусть и православного. Тинехмат с племянником ладит, в походы ходит редко и только на его врагов. Но где прямые источники?

Еще лучше возникают вопросы про роль царя Симеона Касаевича и опричнину. А уж не в его ли пользу отрекался Иван Грозный в Александрове? Что, если в 1573 крещение Саин-Булата именно в Симеона было уже очень прозрачным намеком оппозиции? Симеон Касаевич как-то очень скоропостижно умер в 1565. Впрочем 1565-66 вообще полны смертей служивых чингизидов. От юного Александра Сафагиреевича (Утемиш ибн Сафа-Гирей ибн Фатих-Гирей) до уже очень пожилого Шигалея (Шах-Али ибн Шейх-Аулияр ибн Бахтияр), включая и отца Бек-Булата с дядей Тохтамышем. И все как-то без подробностей. Эпидемия, конечно, бушевала, да и война литовская. А еще бушевали противники царя Ивана во главе с во главе с князем Старицким. Даже дворец царский пожгли.

Пережили эти черные для Чингизидов годы только Саин-Булат и дети Кайбуллы Аккубекова (Абдулла ибн Ак-Кубек ибн Муртаза, еще один правнук Ахмата Хромого).

Что, если истории середины 1560-х и 1570-х близнецы-братья?

Да и у первого Романова был такой, гм, соправитель. Дмитрий Черкасский, герой смуты и двоюродный брат царя Миши, бессменно правил приказом казанского дворца (и Поволжьем с Сибирью в придачу) до самой смерти в 1635.

Что-то тут мутное, но гипотеза не формулируется однозначно. Каков масштаб казанской автономии тех лет?

Вот вам третья история. Про Симеона и Грозного с детьми.

От правления Симеона практически не осталось документов. В основном про Новгород и в основном по хозяйственным делам.

Есть ровно одна убийственная челобитная от Ивана Грозного великому князю Симеону. Вот она в примерном современном переводе.

В 7084 году, 30 октября [30 октября 1575 г.] великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси подали эту челобитную князь Иван Васильевич Московский и дети его, князь Иван и князь Федор Ивановичи Московские, а в челобитной написано: Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси Иванец Васильев со своими детишками с Иванцом и е Федорцом, челом бьют, бояр и дворян и детей боярских и дворовых людишек: некоторых бы разрешил отослать, а некоторых милостиво разрешил принять, а с твоими государевыми приказными людьми разрешил обмениваться грамотами о людишках; и милостиво разрешил бы нам выбирать и принимать из всяких людей; и разрешил бы ты нам милостиво, государь, отсылать прочь тех, которые нам не нужны. Когда же мы, государь, переберем людишек, мы принесем тебе, государю, их поименные списки и уже с того времени без твоего государева ведома ни одного человека к себе не возьмем. А показал бы ты, государь, милость: запретил у тех людишек, которых мы примем к себе, отнимать вотчинишки, как прежде велось у удельных князей; велел бы ты им отдать из их поместьишек хлебишко и деньжонку и всякое их рухлядишко, а людей их велел бы выпустить, не захватывая их имущества. И разрешил бы ты, государь, тем, которые захотят быть у нас, быть у нас без опалы от тебя, и запретил бы ты отнимать их у нас. Тех же, которые от нас пойдут и будут проситься к тебе, ты бы, государь, милостиво отказался принимать. Да окажи, государь, милость, укажи нам своим государевым указом, как нам своих мелких людишек держать: записывать ли их нашим дьячишкам по нашему указанию, или ты велишь брать у тебя полные грамоты на них? Как укажешь, государь? Обо всем этом мы бьем тебе челом. Окажи милость, государь, пожалуй нас!

То есть я тебе, конечно, челом бью, но я людей могу перебирать, а ты – нет. Ответа Симеона, что характерно, не сохранилось. Может пожаловал, а может и нет. Видимо пожаловал, т.к. история не сохранила упоминания о конфликтах царей. Расклад сил на январь 1576 года проясняет сам царь Иван, беседуя с английским послом Даниэлем Сильвестром. Грозный сказал, что сохранил за собой «семь венцов», то есть земель, входивших в официальный титул московского государя, — княжества Московское, Псковское, Ростовское и города Старицу, Дмитров, Ржев и Зубцов. Остальные два десятка «венцов» Российского царства остались «великому князю всея Руси» Симеону Бекбулатовичу. Всё лето 1576 Грозный пробыл в Калуге (привет, Лжедмитрий II), с армией, а оттуда вернулся снова царем московским.

Переговоры Грозного с английским послом с демонстрацией сокровищ и венцов. Из открытых источников
Переговоры Грозного с английским послом с демонстрацией сокровищ и венцов. Из открытых источников

Пару лет спустя уже Симеон в своих посланиях будет называть себя «холопом», обращаясь к царю Ивану. Интересно, а как он обращался, к Ивану Ивановичу, например? Кто кому был «холоп»? А по отношению к Фёдору?

Уже в 1585 (после бурного 1584) Симеон навлек на себя гнев нового царя тем, что не отправил ратников в Новгород по приказу Фёдора Ивановича. Вот его объяснительная в лучших традициях жанра. Симеон – «холоп» Фёдора, но довольно дерзко его троллит за управленческий бардак. Примерно тогда Симеона и свели с великого княжения тверского.

Царю, государю и великому князю Федору Ивановичу всеа Русии холоп твой Семен Бекбулатов челом бью! Писал еси, государь, ко мне холопу своему мая в 23 день и прислал дворянина своего Кузму Совина, что писали к тебе ко государю из великаго Новагорода и изо Пскова твои государевы бояре и воеводы о вестех, что, государь, Свейские немцы пришли в Ругодив в кораблех, а ждут де, государь, ещо в Ругодив королевича да Пунцы со многими людьми, а идти деи, государь, им на Новгородския места и к Орешку, и ты, государь для тех вестей по детей боярских по Тверич и по Новоторжцов во Тверь и в Торжок прислал дворянина своего Кузму Совина и список, государь, имянной Кузме детем боярским Тверичам и Новоторжцом дан ему от тебя государя за приписью твоего государева дьяка Сапуна Аврамьева, и мне бы, государь, холопу твоему детей боярских Тверич и Новоторжцов по твоей государеве грамоте и по имянному списку по тем вестем тотчас велети бы, государь, послати сбирати дворян своих и стольников и приказных людей, а велети бы, государь, их всех по твоему государеву списку, собрав, отвести на твою государеву службу в Великий Новгород с Кузмою с Совиным вместе моим дворяном или стольником на срок на Троицын день; а запасы бы, государь, детем боярским всем велети имати с собою на все лето и в зиму. А в котором, государь, дне детей боярских Тверич и Новоторжцов на твою государеву службу в Великий Новгород с Кузмою с Совиным и с своими дворяны или стольники и с кем, государь, именем их отпущу, и мне б, государь, холопу твоему о том к тебе ко государю отписати, чтобы про то тебе государю сведомо было. И яз, холоп твой, по прежней твоей государеве грамоте до Кузмина приезду велел во Твери по имянным списком, каковы списки посланы к тебе ко государю от меня, холопа твоего, Тверич детей боярских собрати князю Ивану Елецкому с товарыщы, а Новоторжцов, государь, детей боярских велел собрати Семейке Шишкову с товарыщы; и детей, государь, боярских Тверич сборщики, князь Иван Елецкой с товарыщы, а Новоторжцов — Семейка Шишков с товарыщы по имянным списком собрали всех сполна, и яз, холоп твой, детей боярских Тверич и Новоторжцов по твоему государеву имянному списку, каков список дан от тебя государя Кузме, на твою государеву службу в Великий Новгород отпустил с Кузмою с Совиным июня в 4 день, а с Кузмою, государь с Совиным вместе по твоей государеве грамоте послал детей боярских Тверич и Новоторжцов на твою государеву службу в Великий Новгород отвести дворянина своего Шестака Шишкова. Да в том же, государь, в твоем государеве имянном списке у Кузмы у Совина на твою государеву службу в Великий Новгород написаны дети боярские Новоторжцы: Микита Михаилов сын Лвов, Михаило Гаврилов сын Шишков, Игнатей Лобанов сын Лвов, да дети боярские Тверичи: Офонасей Федоров сын Давыдов да Созон Ондреев сын Пестов, и Миките, государь, Лвову у меня у холопа твоего приказано быти у шатров, а Михаилу, государь, Шишкову, в Торжку приказаны губныя дела делати в Микитино место Мелюкова, а Микита, государь, Мелюков от меня, холопа твоего, взят в твоей государеве опале и посажен в Старице в тюрьму; а Игнатью, государь, Лвову в Торжку приказано ведать ям и ямских охотников, а Офонасей, государь, Давыдов в твоих государевых деньгах по наказу твоего государева думного дворянина Игнатья Петровича Татищова у твоего государева сына боярскаго у Пятого у Ботвеньева в Торжку стоит на правеже; а Созону, государь, Пестову велено Новоторжским ямским охотником со Твери и с Тверскаго уезда и с Торжку и с Новоторжского уезда сбирати ямским охотником подможныя деньги. И яз, холоп твой, тех детей боярских потому на твою государеву службу в Великий Новгород не послал, что им приказаны твои государевы дела, и о том, государь, мне холопу своему как укажешь!

Поди пойми кто тут кому старший и младший, кто холоп, а кто - право имеет. Может и Иван Иванович с Симеоном фатально для первого запутались в 1581? Особенно если «Московский летописец» не врет про реальные причины событий 1575 (как по мне – не врет).

«Потом царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии мнети почал на сына своего царевича Ивана Ивановича о желании царьства и восхоте поставити ему препону, нарек на великое княжение царя Семиона Бекбулатова.
А Симеон на Москве был год, именовался великим князем всеа Русии. Потом царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии восприя свой скифетр Росийскаго царствия»

Царевич (или царь) Иван Иванович. Череп его загадочно не сохранился, а отношения с Симеоном загадочно враждебны. Из открытых источников
Царевич (или царь) Иван Иванович. Череп его загадочно не сохранился, а отношения с Симеоном загадочно враждебны. Из открытых источников

Претензии, которые Карамзин вкладывает в уста царевича Ивана, тоже куда логичнее звучат в адрес формального главнокомандующего Симеона, нежели еле живого на тот момент Ивана-отца. Да и претензии небеспочвенные. Армия Симеона то Смоленск обороняет вместо атакованных Баторием Великих Лук, то в Ливонии торчит, забив на Полоцк. Я бы тоже подумал про саботаж.

Царевич исполнился ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! ты вместе с Боярами хочешь свергнуть меня с престола!» и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им Царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию.

Дети их (вычеркнутые из истории) тоже запутались. Тринадцать лжецаревичей повесил Лжедмитрий II на смоленской дороге. Историки не видят в этом второго раунда разборок потомков Симеона Тверского и Ивана Ивановича. А зря, Дмитрий Угличский может и не сел на трон, но за отца посчитался.

Ну и еще из общего про Ивана Васильевича и Симеона Бекбулатовича. Все шесть имен их детей совпадают. Сыновья – Иван, Фёдор, Дмитрий. Дочери - Анна, Мария, Евдокия. Что делать с этой информацией?

Вот вам четвертая. Крещение Симеона.

Почему именно летом 1573? Кризис власти, разборки с «государевым слугой» Воротынским требовали его замены на более лояльного и более популярного у инсургентов Поволжья персонажа. Теоретически.

Вот только почему именно Саин-Булат? Почему не дети Кайбуллы, тот же Михаил (Муртаза) Кайбуллович? Да хотя бы Мстиславский? Зачем выдергивать Саин-Булата из неспокойного Касимова? Чем он такой уж особенный?

Второй вопрос – а почему крестили в Кушалино? Почему не с пафосом в центре Москвы, как тех же Симеона Касаевича и Александра Сафагиреевича?

Изящная шатровая церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Кушалино, построенная по приказу царя Симеона в 1590-х. Из открытых источников
Изящная шатровая церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Кушалино, построенная по приказу царя Симеона в 1590-х. Из открытых источников

Кто его крестил?

По должности должен митрополит Кирилл, но есть сильные сомнения. Самой чтимой иконой в семье Симеона будет икона Смоленской Божьей Матери. Может лояльный Грозному Смоленский епископ Сильвестр? Или тверской Тихон? Но он уже вроде в Казани, в ссылке (ну или Тверь страшно пострадала в 1569). Или будущий патриарх Иов?

Кто был восприемником (я понимаю, что по традиции – будущий тесть Иван Мстиславский, но вдруг сам царь или кто-то из царевичей)?

Почему эта информация вообще для нас тайна?

Вот вам пятая. Опала и ослепление.

Когда ослепили Симеона? Как это было? Единственный дошедший до нас рассказ авторства уже упоминавшегося Маржерета не выдерживает никакой критики. Сведенному с престола Симеону Годунов в знак примирения посылает бутылку испанского вина, от которой царь слепнет, а его сын Иван (вариант – верный слуга) умирает.

При этом Лжедмитрий I истории ослепления Симеона и убийства его сына Ивана уделяет много внимания. Подробности не сохранились, но эмоции бьют через край, и царь Дмитрий ее рассказывает не раз и не два. Про Углич он (именно он, не окружающие), кстати, публично ничего не говорит, ну или я не нашел.

Если эта история из 1591 (веселый был год) или 1595 (церковные легенды про чудесное спасение Ивана Семёновича) – то старшему сыну Ивану – около 20 лет, он готовый претендент на престол. Есть еще Дмитрий и Фёдор. Дмитрию, если это будущий Лжедмитрий I – 15-16. В 1598 оба еще живы (в текст присяги Годунова входит обязательство не знаться с ними). Аналогично – в 1605 (то же – в тексте присяги Фёдору Годунову).

Семья Годуновых. Именно их винил во всех бедах семьи Симеона Дмитрий Самозванец. Из открытых источников
Семья Годуновых. Именно их винил во всех бедах семьи Симеона Дмитрий Самозванец. Из открытых источников

Кстати, если у Ивана Семёновича был ранний ребенок, то в 1605 он подросток 10-15 лет, а вот в момент выборов 1612 – вполне дееспособный претендент около 20 лет от роду. Чем не Лжедмитрий IV?

Если Симеона действительно ослепили политические оппоненты, то неужели их ничему не научила история с Василием Темным? Или слепота — это возрастное, как у Иова? Почему тогда Лжедмитрий настаивает на вине Годунова?

Какую роль в разборках 1591 сыграли Симеоновичи? Что делал касимовский хан, когда крымский осаждал Москву? За что Касимовский престол отобрали у астраханцев и отдали шейбаниду Ураз-Мухаммеду?

Вот вам пяток вопросов про царя Симеона, на которые я так и не нашел ответов. Ну или достойных цифровых следов. Впрочем, как правильно писал великий русский историк Лев Гумилев, правильная постановка вопроса – уже решение, пусть и в неявном виде. Но если знаете ответы – делитесь.