Загадочный он всё-таки был дядька.
Роешь источники, роешь, а всё уходит как песок сквозь пальцы. Вот вам пяток историй про царя Симеона Бекбулатовича, которые я пока так до конца и не понял.
История номер один. Симеон и Гиреи
Отношения крымских владык и Саин-Булата запутаны до крайности. В 1558 году юный совсем царевич (мурза) вполне мог быть именно в Крыму вместе с дядей Тохтамышем и отцом Бек-Булатом. А мог и не быть, но отец и дядя были, причем дядя Тохтамыш то ли прямо претендовал на крымский юрт, качавшийся под ударами русско-литовско-кабардинско-ногайской коалиции, то ли просто не нравился крымскому хану. В 1559 Тохтамыш и его приверженцы бежали на восток, сверкая пятками, то ли после неудачной попытки Тохтамыша сесть на крымский престол, то ли после немотивированных репрессий со стороны Девлет-Гирея. «Бей своих, чтобы чужие боялись» в том конкретном случае оказалось сверхэффективной стратегией, дела Девлет-Гирея пошли на лад и всё же. Что дядя Симеона-Саин-Булата забыл в Крыму?
А еще они с Девлет-Гиреем немного родственники. Из четырех официальных жен Девлет I Гирея три были черкешенками: первая Айше-Фатьма – дочь бесленейского тлакотлеша Тазритокова, вторая – Бисултан –сестра бесленейского пши Канклыча Канокова, третья – Хансурет –
дочь кабардинского пши Алхаса Джамурзовича из рода Клехстана. Мать царя Симеона – сестра Марии (Кученей) Темрюковны, жены Грозного и Малхуруб – жены Тинехмата (Дин-Ахмата) бия Большой Ногайской Орды. Вроде бы седьмая вода на киселе, но, например, сын Девлет-Гирея Мехмет Семин, свергнутый османами, бежал на восток к ногайским родственникам матери. Догнали.
А еще в Астрахани (или у ногайцев близ Астрахани) жили в конце 1580-х начале 1590-х Мурад-Гирей и Саадат-Гирей. Первый - великий князь астраханский в 1586-91 волей Фёдора Ивановича, привел в относительную покорность восставших в начале 1580-х ногайцев.
И да, Симеон ни разу не учувствует в серьезных боях с крымцами и ногайцами. Армию на берегу возглавляет с удовольствием, а вот воевать с дальними родственниками - ни-ни.
Есть прекрасная переписка Грозного и Девлет-Гирея и второй (да, крымский хан) в 1569 предлагает воссоздать Астраханское ханство во главе с Саин-Булатом. До того, как Саин-Булат стал касимовским ханом, Грозный предлагает ту же должность сыну Девлет-Гирея. Мы поражаемся тому, насколько трепетно к астраханскому царевичу относится Грозный. Но почему еще более трепетно к нему относится Девлет-Гирей?
Где он был во время крымского похода на Москву в 1571? А при Молодях? А в 1584? А в битве на месте будущего Донского монастыря в 1591? В русских разрядах его нет. В крымских вроде тоже. Но их и не нашли.
Его сын Дмитрий Семёнович ведет себя еще веселее. Из Путивля он шлет письма в Крым и к ногайцам. Последние 100% на его стороне, активно учувствуют в боях, берут Царев-Борисов, атакуют Астрахань. А крымцы? Год спустя уже он рвется завоевывать Крым, брать Азов. На что рассчитывает?
В конце Смуты разбитые остатки ногайцев во главе с Кантемир-мурзой (предположительно Гурий, он же Лжедмитрий IV, он же Дмитрий Иванович, как любили в те мутные времена) уйдут в Буджак. Почти 20 лет беженцы живут с Гиреями максимально склочно, притираются лишь после казни Кантемира и передачи Бурджака Крыму.
С каждым поколением взаимная симпатия будто бы гаснет. Как у дальних родственников, которым есть, что делить.
Так ли много значило родство по матерям-бабушкам черкешенкам? Нет ли здесь чего-то другого, более очевидного?
История номер два. Симеон – царь Казанский.
Много-много раз Симеона называют царем казанским. Это и Маржерет, руководитель мушкетеров на службе Годунова и Лжедмитрия I, и многочисленные церковные историки. Самая популярная канва в их творениях повторяется несколько раз. Сын царя Симеона Иван опасно заболел и отец уже не чаял спасти его, как приходит местночтимый святой и силой своей молитвы исцеляет страждущего, а Симеон в благодарность строит большую или красивую церковь.
Историки от этих рассказов отмахиваются (хотя почти во всем остальном Маржерету, например, верят) и справедливо указывают на совпадение имен Симеона Касаевича (Едигер-Магомет ибн Касим ибн Сеид-Ахмет), последнего самопровозглашенного казанского царя в 1552, и Симеона Бекбулатовича (Саин-Булат ибн Бек-Булат ибн Бахадурхан). Правнуки Ахмата Хромого (видимо троюродные братья) знатно наследили в эпоху Грозного. Историки считают, что очевидцы врут и путают Симеона Тверского и Симеона Звенигородского, перенося на первого титул второго. Допустим. Но как-то многовато очевидцев врет, не сговариваясь. А что, если нет?
Есть еще один намек на Симеона – царя Казанского. Лжедмитрий I (по моей версии – его сын Дмитрий Семёнович) венчается тремя коронами – московской (шапка Мономаха), тверской (корона Максимилиана Габсбурга) и казанской. Первые две он надевает у гробов Ивана Грозного и его сына Фёдора, подчеркивая преемственность от них. А вот казанская корона одевается отдельно, в другом соборе и уже без отсылок к Ивану и Фёдору. Почему?
В формате голых фантазий можно предположить, что Симеон – царь или великий князь Казанский с 1573, когда вдруг резко пошло на убыль восстание в Поволжье (гуглится по названию вторая черемисская война). Вроде логично – ногайцы получили своего царя, пусть и православного. Тинехмат с племянником ладит, в походы ходит редко и только на его врагов. Но где прямые источники?
Еще лучше возникают вопросы про роль царя Симеона Касаевича и опричнину. А уж не в его ли пользу отрекался Иван Грозный в Александрове? Что, если в 1573 крещение Саин-Булата именно в Симеона было уже очень прозрачным намеком оппозиции? Симеон Касаевич как-то очень скоропостижно умер в 1565. Впрочем 1565-66 вообще полны смертей служивых чингизидов. От юного Александра Сафагиреевича (Утемиш ибн Сафа-Гирей ибн Фатих-Гирей) до уже очень пожилого Шигалея (Шах-Али ибн Шейх-Аулияр ибн Бахтияр), включая и отца Бек-Булата с дядей Тохтамышем. И все как-то без подробностей. Эпидемия, конечно, бушевала, да и война литовская. А еще бушевали противники царя Ивана во главе с во главе с князем Старицким. Даже дворец царский пожгли.
Пережили эти черные для Чингизидов годы только Саин-Булат и дети Кайбуллы Аккубекова (Абдулла ибн Ак-Кубек ибн Муртаза, еще один правнук Ахмата Хромого).
Что, если истории середины 1560-х и 1570-х близнецы-братья?
Да и у первого Романова был такой, гм, соправитель. Дмитрий Черкасский, герой смуты и двоюродный брат царя Миши, бессменно правил приказом казанского дворца (и Поволжьем с Сибирью в придачу) до самой смерти в 1635.
Что-то тут мутное, но гипотеза не формулируется однозначно. Каков масштаб казанской автономии тех лет?
Вот вам третья история. Про Симеона и Грозного с детьми.
От правления Симеона практически не осталось документов. В основном про Новгород и в основном по хозяйственным делам.
Есть ровно одна убийственная челобитная от Ивана Грозного великому князю Симеону. Вот она в примерном современном переводе.
В 7084 году, 30 октября [30 октября 1575 г.] великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси подали эту челобитную князь Иван Васильевич Московский и дети его, князь Иван и князь Федор Ивановичи Московские, а в челобитной написано: Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси Иванец Васильев со своими детишками с Иванцом и е Федорцом, челом бьют, бояр и дворян и детей боярских и дворовых людишек: некоторых бы разрешил отослать, а некоторых милостиво разрешил принять, а с твоими государевыми приказными людьми разрешил обмениваться грамотами о людишках; и милостиво разрешил бы нам выбирать и принимать из всяких людей; и разрешил бы ты нам милостиво, государь, отсылать прочь тех, которые нам не нужны. Когда же мы, государь, переберем людишек, мы принесем тебе, государю, их поименные списки и уже с того времени без твоего государева ведома ни одного человека к себе не возьмем. А показал бы ты, государь, милость: запретил у тех людишек, которых мы примем к себе, отнимать вотчинишки, как прежде велось у удельных князей; велел бы ты им отдать из их поместьишек хлебишко и деньжонку и всякое их рухлядишко, а людей их велел бы выпустить, не захватывая их имущества. И разрешил бы ты, государь, тем, которые захотят быть у нас, быть у нас без опалы от тебя, и запретил бы ты отнимать их у нас. Тех же, которые от нас пойдут и будут проситься к тебе, ты бы, государь, милостиво отказался принимать. Да окажи, государь, милость, укажи нам своим государевым указом, как нам своих мелких людишек держать: записывать ли их нашим дьячишкам по нашему указанию, или ты велишь брать у тебя полные грамоты на них? Как укажешь, государь? Обо всем этом мы бьем тебе челом. Окажи милость, государь, пожалуй нас!
То есть я тебе, конечно, челом бью, но я людей могу перебирать, а ты – нет. Ответа Симеона, что характерно, не сохранилось. Может пожаловал, а может и нет. Видимо пожаловал, т.к. история не сохранила упоминания о конфликтах царей. Расклад сил на январь 1576 года проясняет сам царь Иван, беседуя с английским послом Даниэлем Сильвестром. Грозный сказал, что сохранил за собой «семь венцов», то есть земель, входивших в официальный титул московского государя, — княжества Московское, Псковское, Ростовское и города Старицу, Дмитров, Ржев и Зубцов. Остальные два десятка «венцов» Российского царства остались «великому князю всея Руси» Симеону Бекбулатовичу. Всё лето 1576 Грозный пробыл в Калуге (привет, Лжедмитрий II), с армией, а оттуда вернулся снова царем московским.
Пару лет спустя уже Симеон в своих посланиях будет называть себя «холопом», обращаясь к царю Ивану. Интересно, а как он обращался, к Ивану Ивановичу, например? Кто кому был «холоп»? А по отношению к Фёдору?
Уже в 1585 (после бурного 1584) Симеон навлек на себя гнев нового царя тем, что не отправил ратников в Новгород по приказу Фёдора Ивановича. Вот его объяснительная в лучших традициях жанра. Симеон – «холоп» Фёдора, но довольно дерзко его троллит за управленческий бардак. Примерно тогда Симеона и свели с великого княжения тверского.
Царю, государю и великому князю Федору Ивановичу всеа Русии холоп твой Семен Бекбулатов челом бью! Писал еси, государь, ко мне холопу своему мая в 23 день и прислал дворянина своего Кузму Совина, что писали к тебе ко государю из великаго Новагорода и изо Пскова твои государевы бояре и воеводы о вестех, что, государь, Свейские немцы пришли в Ругодив в кораблех, а ждут де, государь, ещо в Ругодив королевича да Пунцы со многими людьми, а идти деи, государь, им на Новгородския места и к Орешку, и ты, государь для тех вестей по детей боярских по Тверич и по Новоторжцов во Тверь и в Торжок прислал дворянина своего Кузму Совина и список, государь, имянной Кузме детем боярским Тверичам и Новоторжцом дан ему от тебя государя за приписью твоего государева дьяка Сапуна Аврамьева, и мне бы, государь, холопу твоему детей боярских Тверич и Новоторжцов по твоей государеве грамоте и по имянному списку по тем вестем тотчас велети бы, государь, послати сбирати дворян своих и стольников и приказных людей, а велети бы, государь, их всех по твоему государеву списку, собрав, отвести на твою государеву службу в Великий Новгород с Кузмою с Совиным вместе моим дворяном или стольником на срок на Троицын день; а запасы бы, государь, детем боярским всем велети имати с собою на все лето и в зиму. А в котором, государь, дне детей боярских Тверич и Новоторжцов на твою государеву службу в Великий Новгород с Кузмою с Совиным и с своими дворяны или стольники и с кем, государь, именем их отпущу, и мне б, государь, холопу твоему о том к тебе ко государю отписати, чтобы про то тебе государю сведомо было. И яз, холоп твой, по прежней твоей государеве грамоте до Кузмина приезду велел во Твери по имянным списком, каковы списки посланы к тебе ко государю от меня, холопа твоего, Тверич детей боярских собрати князю Ивану Елецкому с товарыщы, а Новоторжцов, государь, детей боярских велел собрати Семейке Шишкову с товарыщы; и детей, государь, боярских Тверич сборщики, князь Иван Елецкой с товарыщы, а Новоторжцов — Семейка Шишков с товарыщы по имянным списком собрали всех сполна, и яз, холоп твой, детей боярских Тверич и Новоторжцов по твоему государеву имянному списку, каков список дан от тебя государя Кузме, на твою государеву службу в Великий Новгород отпустил с Кузмою с Совиным июня в 4 день, а с Кузмою, государь с Совиным вместе по твоей государеве грамоте послал детей боярских Тверич и Новоторжцов на твою государеву службу в Великий Новгород отвести дворянина своего Шестака Шишкова. Да в том же, государь, в твоем государеве имянном списке у Кузмы у Совина на твою государеву службу в Великий Новгород написаны дети боярские Новоторжцы: Микита Михаилов сын Лвов, Михаило Гаврилов сын Шишков, Игнатей Лобанов сын Лвов, да дети боярские Тверичи: Офонасей Федоров сын Давыдов да Созон Ондреев сын Пестов, и Миките, государь, Лвову у меня у холопа твоего приказано быти у шатров, а Михаилу, государь, Шишкову, в Торжку приказаны губныя дела делати в Микитино место Мелюкова, а Микита, государь, Мелюков от меня, холопа твоего, взят в твоей государеве опале и посажен в Старице в тюрьму; а Игнатью, государь, Лвову в Торжку приказано ведать ям и ямских охотников, а Офонасей, государь, Давыдов в твоих государевых деньгах по наказу твоего государева думного дворянина Игнатья Петровича Татищова у твоего государева сына боярскаго у Пятого у Ботвеньева в Торжку стоит на правеже; а Созону, государь, Пестову велено Новоторжским ямским охотником со Твери и с Тверскаго уезда и с Торжку и с Новоторжского уезда сбирати ямским охотником подможныя деньги. И яз, холоп твой, тех детей боярских потому на твою государеву службу в Великий Новгород не послал, что им приказаны твои государевы дела, и о том, государь, мне холопу своему как укажешь!
Поди пойми кто тут кому старший и младший, кто холоп, а кто - право имеет. Может и Иван Иванович с Симеоном фатально для первого запутались в 1581? Особенно если «Московский летописец» не врет про реальные причины событий 1575 (как по мне – не врет).
«Потом царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии мнети почал на сына своего царевича Ивана Ивановича о желании царьства и восхоте поставити ему препону, нарек на великое княжение царя Семиона Бекбулатова.
А Симеон на Москве был год, именовался великим князем всеа Русии. Потом царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии восприя свой скифетр Росийскаго царствия»
Претензии, которые Карамзин вкладывает в уста царевича Ивана, тоже куда логичнее звучат в адрес формального главнокомандующего Симеона, нежели еле живого на тот момент Ивана-отца. Да и претензии небеспочвенные. Армия Симеона то Смоленск обороняет вместо атакованных Баторием Великих Лук, то в Ливонии торчит, забив на Полоцк. Я бы тоже подумал про саботаж.
Царевич исполнился ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! ты вместе с Боярами хочешь свергнуть меня с престола!» и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им Царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию.
Дети их (вычеркнутые из истории) тоже запутались. Тринадцать лжецаревичей повесил Лжедмитрий II на смоленской дороге. Историки не видят в этом второго раунда разборок потомков Симеона Тверского и Ивана Ивановича. А зря, Дмитрий Угличский может и не сел на трон, но за отца посчитался.
Ну и еще из общего про Ивана Васильевича и Симеона Бекбулатовича. Все шесть имен их детей совпадают. Сыновья – Иван, Фёдор, Дмитрий. Дочери - Анна, Мария, Евдокия. Что делать с этой информацией?
Вот вам четвертая. Крещение Симеона.
Почему именно летом 1573? Кризис власти, разборки с «государевым слугой» Воротынским требовали его замены на более лояльного и более популярного у инсургентов Поволжья персонажа. Теоретически.
Вот только почему именно Саин-Булат? Почему не дети Кайбуллы, тот же Михаил (Муртаза) Кайбуллович? Да хотя бы Мстиславский? Зачем выдергивать Саин-Булата из неспокойного Касимова? Чем он такой уж особенный?
Второй вопрос – а почему крестили в Кушалино? Почему не с пафосом в центре Москвы, как тех же Симеона Касаевича и Александра Сафагиреевича?
Кто его крестил?
По должности должен митрополит Кирилл, но есть сильные сомнения. Самой чтимой иконой в семье Симеона будет икона Смоленской Божьей Матери. Может лояльный Грозному Смоленский епископ Сильвестр? Или тверской Тихон? Но он уже вроде в Казани, в ссылке (ну или Тверь страшно пострадала в 1569). Или будущий патриарх Иов?
Кто был восприемником (я понимаю, что по традиции – будущий тесть Иван Мстиславский, но вдруг сам царь или кто-то из царевичей)?
Почему эта информация вообще для нас тайна?
Вот вам пятая. Опала и ослепление.
Когда ослепили Симеона? Как это было? Единственный дошедший до нас рассказ авторства уже упоминавшегося Маржерета не выдерживает никакой критики. Сведенному с престола Симеону Годунов в знак примирения посылает бутылку испанского вина, от которой царь слепнет, а его сын Иван (вариант – верный слуга) умирает.
При этом Лжедмитрий I истории ослепления Симеона и убийства его сына Ивана уделяет много внимания. Подробности не сохранились, но эмоции бьют через край, и царь Дмитрий ее рассказывает не раз и не два. Про Углич он (именно он, не окружающие), кстати, публично ничего не говорит, ну или я не нашел.
Если эта история из 1591 (веселый был год) или 1595 (церковные легенды про чудесное спасение Ивана Семёновича) – то старшему сыну Ивану – около 20 лет, он готовый претендент на престол. Есть еще Дмитрий и Фёдор. Дмитрию, если это будущий Лжедмитрий I – 15-16. В 1598 оба еще живы (в текст присяги Годунова входит обязательство не знаться с ними). Аналогично – в 1605 (то же – в тексте присяги Фёдору Годунову).
Кстати, если у Ивана Семёновича был ранний ребенок, то в 1605 он подросток 10-15 лет, а вот в момент выборов 1612 – вполне дееспособный претендент около 20 лет от роду. Чем не Лжедмитрий IV?
Если Симеона действительно ослепили политические оппоненты, то неужели их ничему не научила история с Василием Темным? Или слепота — это возрастное, как у Иова? Почему тогда Лжедмитрий настаивает на вине Годунова?
Какую роль в разборках 1591 сыграли Симеоновичи? Что делал касимовский хан, когда крымский осаждал Москву? За что Касимовский престол отобрали у астраханцев и отдали шейбаниду Ураз-Мухаммеду?
Вот вам пяток вопросов про царя Симеона, на которые я так и не нашел ответов. Ну или достойных цифровых следов. Впрочем, как правильно писал великий русский историк Лев Гумилев, правильная постановка вопроса – уже решение, пусть и в неявном виде. Но если знаете ответы – делитесь.