Добрейшего всем вечерочка!
Заметки на мото-тему вроде публике заходят. Поэтому продолжим. Как выбирал, покупал и ставил мотоцикл на учёт.
Выбор
Рынок авто-мото техники находится в очень странном состоянии. За всё хотят каких-то невероятных денег. Шутка ли, десятилетние Ямахи YBR 125 в Екатеринбурге и окрестностях стоят от 160 до 200+ тысяч. Его продолжение с мотором 250 кубиков оценивают в 300+. Я уж молчу про всякое именитое побольше объёмом и/или помоложе. Покупать некрояпонца, чтобы вместо навыков управления прокачивать слесарные скилы желания не было, поэтому эту категорию отмёл.
В мотошколе учились на Motoland Scrambler 250. Настоящий мотоцикл, даже почти годный по мнению коллектива. Покупать китайцев надо то ли уметь, то ли как-то относиться к этому проще. Но чтение отзывов стойко поднимало в памяти воспоминание о первой тачке — ВАЗ 21053. Никогда не была исправна на 100%, всё время какая-нибудь мелочь ломалась или компостировала мозг. Машина при этом ехала, но осадочек всё время сопровождал.
Плюс я страшно не люблю поиски запчастей оффлайн. Вот эти все походы по магазинам в поисках где что есть. И ещё игра в угадайку: подойдёт-не подойдёт. Хотя, за одни деньги китайца можно взять нового. Или чуть б/у, но с инжектором и возможно АБС.
Третий вариант — бюджетные индийские мопеды. Самый лютый — это конечно Bajaj Boxer. Выглядит так, что хочется сразу всей семьёй на него погрузиться и отправиться по просёлочной дороге на дачу. Индусы его так и используют, а у нас любят за ультра-простой конструктив и надёжность в сочетании с дешевизной. Граждане на таких даже гоняют в мега-дальняки из Москвы во Владивосток. В принципе, как вариант первого мотоцикла очень даже норм, если бы не одно но: коробка у него сделана наизнанку. Все передачи включаются вниз. После такого опыта сесть на мот с классической коробкой будет задачей со звёздочкой.
Поэтому остановился на промежуточном звене между индийскими мопедами и прям совсем настоящими мотоциклами — Bajaj Pulsar NS200. Карб, 6 передач, 200 кубиков и весит каких-то 150 кило. Что ещё надо? Есть мануалы в сети, есть каталог запчастей. Два официальных сервиса в Екате. Красота.
А ещё добавлю, что пойти и купить мотоцикл из наличия тоже не так просто. На сайтах заявлено, что есть почти всё. Но реально е наличие надо ходить и узнавать. Потому что логистика и расчёты с производителями — это сложная фигня в современном мире.
Покупка
Стал смотреть варианты. Терпеливо дождался начала июля — весной цены прям вообще не в адеквате были. И вот, на один объявили распродажу. Изначально он без торга висел, но тут скинули 12%. Практически низ рынка! По фоткам и описанию вроде всё норм, плюс клетка и лобовое стекло. Автотека чистая, четыре хозяина, находится в Челябинске - 200 километров.
Я чё-то губу раскатал, поехал смотреть прям с мыслью: "Надо брать". Ну и обломался немного. Ехали вдвоём, чтобы коллегиально решение принимать и не очароваться случайно. Но по факту риск спонтанной покупки был минимален.
Я фоток не делал, так расскажу. Мотик 2020 года, вроде не старый, пробега всего 3500 км. Но весь какой-то... Пожёванный, что ли. Предыдущий хозя его уронил: сломал ручку тормоза, поцарапал дугу, грузик руля. Видимо, ещё срубил подножку. Ручки и подножки китайские.
Нынешняя хозяйка коцнула фару и обтекатель об дверь гаража. Плюс поставила клетку и сабкейдж, но покрасила их. Цвет прикольный, но качество покраски — лучше б не красила. Да ещё к тому же что-то пыталась сделать с сиденьем — видимо, занизить — под обшивкой поролон срезан неравномерно и косо.
Это всё поправимо и не слишком страшно. Обиднее другое: мотик видимо чем-то едким помыли, а потом хранили во влажной среде. От этого весь оцинкованный крепёж принялся мощно ржаветь. А это все болты двигателя, рамы, подвески и местами пластика. Но ладно болты, задний амортизатор имел жёсткое пятно ржавчины.
К этому надо добавить расходы на замену челябинского номера на свердловский. Короче, от варианта отказался.
Ок, смотрю второй вариант — по верху рынка. Со слов хозяина, он второй владелец, мотоцикл в идеальном состоянии. Находится в Каменске-Уральском, вдвое ближе, всего 100 километров.
Ну тут продавец не обманул, аппарат действительно в состоянии близком к идеальному. При ближайшем рассмотрении придраться оказалось решительно не к чему. Если только масло стоило бы поменять. Написали договор, в придачу получил чехол и полбанки масла. Сел и покатил обратно восвояси.
Ставим на учёт
В этом разделе нечего было бы писать, если б я регистрировал технику почаще. Но в прошлый раз я был в РЭО десять лет назад и с тех пор там много что поменялось. Самое главное, что следует учесть — в ГАИ сейчас принимают только по записи. Через Госуслуги или в их терминале, записывайтесь как удобно. При этом, очередь примерно на неделю вперёд. Во вторник мне показывало самое ближнее окно в субботу в Пышме.
Что нужно для постановки на учёт:
- Техосмотр
- Страховка ОСАГО
- СТС и выписка из ЭПТС или ПТС
- Договор купли-продажи, экземпляр останется в ГАИ
- Паспорт
- Пошлина за действия ГАИ
Где пройти техосмотр можно загуглить. Я делал на Кислородной 7: записываешься, приезжаешь, 500 рублей, 5 минут и готово. Если мот выглядит штатно, проблем вообще ноль. Если есть допсвет, клетки, дуги и другие допы — могут попросить снять.
Вопреки громким заявлениям в СМИ, страховка всё ещё нужна для постановки на учёт. Без номера полиса не подать заявление. Новые правила начнут действовать только с 1 марта 2025 года.
А сейчас ОСАГО можно попробовать сделать онлайн, например в Альфе или Т-банке. Главное не затупите как я: владелец теперь вы, а не тот, кто в СТС вписан. Если онлайн не получилось, спросите у кого страхуете машину или сходите в офис страховой. Мотики страхуют не очень охотно, поэтому могут прикрутить допы сверху.
Пошлина за СТС 500 рублей, запись в бумажный ПТС 350, номера не помню сколько. Дешевле всего регистрация б/у транспорта с ЭПТС из вашего региона. Не забудьте сохранить или распечатать бумажку об оплате. В ГАИ понадобится УИН платежа.
Собрав все бумажки, приезжаете в ГАИ. На Водительском 20 сначала сдаёте документы, потом проходите сверку номеров. Достаточно приехать за 10 минут до записи, чтобы активировать ПИН-код и получить талон. Затем сдаёте документы и получаете бланк сверки. С ним показываете мотик на площадке и сдаёте сверку в окно. Ждёте 30-40 минут и получаете СТС — красота.
Я поначалу накосячил с владельцем в полисе ОСАГО, поэтому пришлось съездить дважды. Вообще забавно: с мототемой у меня как-то по два раза всё. Дважды сдавал экзамен, пришлось посмотреть два мотоцикла, в ГАИ со второго раза квест прошёл. Повторение, как говорили в КВН, мать заикания.
Но наконец-то всё оформлено, и можно катнуть. Только бы дождей затяжных не пришло.