Меня всегда мучило некое смутное предчувствие, что подзнесоветская лента «Асса» (1987) являлась не картиной самой по себе, но хранила в своих недрах некий иной фильм – скрытый от взоров обычного зрителя. И надо отметить, что ощущения меня не обманули, хотя на поиски «глубинной ленты» ушло определенное количество времени. Не берусь однозначно утверждать, кто собственно видел «Барокко» 1976 года (Соловьев или Бугаев?), но кто-то именно этот фильм смотрел. Благо что вопреки досужим домыслам, СССР вовсе не жил за «железным занавесом»: качественное западное кино (при желании) можно было увидеть. Если говорить об отношениях «Ассы» и «Барокко», то они базируются не на сюжете, а на зрительных образах. В одном случае предложена заснеженная меланхоличная Ялта, в другом – тяготящийся переменчивой погодой поздней осени Амстердам. Визуальных цитат очень много. В итоге мы имеем оммаж, то есть дань почтения к «французскому поэтическому реализму». Только Андре Тешине смог это явственно обозначить,