Найти тему
93,4K подписчиков

Медлительный ребенок. Как ему помочь?

Медлительность – это снижение скорости мыслительных, когнитивных и познавательных процессов относительно скорости большинства людей.

Низкая скорость обработки информации не имеет ничего общего с умственными способностями человека. Но она влияет на темп действия при выполнении заданий, и на то, как ребенок использует получаемую информацию.

Медлительность – распространенная проблема, встречающаяся у многих детей. Она снижает не только успеваемость в школе, но и негативно влияет на жизнь ребенка и его отношения с родителями, сверстниками.

Медлительные дети, попадая в школьный процесс ощущают сильный стресс. Их нервная система начинает давать сбои, что приводит к нервным расстройствам.

Причины детской медлительности:

Ребенок может быть медлительным по ряду причин: физиология, психология, воспитание, подражание родителям.

Рассмотрим основные причины.

Темперамент замедленные нервные процессы оказывают непосредственное влияние на быстроту реакции, скорость выполнения действий, выносливость, эмоциональность. Флегматики и меланхолики чаще всего отличаются нерешительностью, им свойственно погружаться в длительные раздумья.

Низкая мотивация – скучное и неинтересное занятие вызывает у ребенка отторжение, он начинает медлить, откладывать все на потом.

Трудность работы или страх не справиться. Сложное задание требует большого сосредоточения и приложения усилий, что конечно же снижает темп производительности. При легкой работе, но страхе не справиться ребенок склонен часто перепроверять свои решения несколько раз, что конечно же увеличивает время работы.

Особенностью воспитания Это более серьезный и часто встречающийся фактор формирующий медлительность у ребенка. Если в семье присутствует авторитарный стиль воспитания, где любая активность ребенка ограничивается, то часто такие дети бояться совершить шаг, высказать свое желание, опасаясь родительского гнева. Формируется поведение остановки собственных проявлений.

Также у медлительности могут быть медицинские причины проявления: стрессовые ситуации, депрессии, эмоциональная и физическая истощенность,

Нарушения в работе ЦНС, органические поражения мозга также формируют замедленный темп мышления. Эта часть корректируется исключительно на ранних стадиях, после чего нарушения закрепляются и становятся необратимыми.

Медлительность – это снижение скорости мыслительных, когнитивных и познавательных процессов относительно скорости большинства людей.

Так что же можно сделать, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности обработки информации и повысить ее скорость?

  1. Поддержка и похвала. Понять и принять то, что такому ребенку просто нужно больше времени. Почаще хвалите ребенка, не подгоняйте. Чередуйте сложные занятия с теми, что получаются хорошо.
  2. Регулярные перерывы. Медлительные дети подвержены сильной усталости, предоставляйте им небольшие перерывы.
  3. Не сравнивайте с другими детьми. Это занижает самооценку, и ребенок не будет в дальнейшем стараться.
  4. Визуальное расписание: используйте картинки, фотографии, схемы каждого важного шага, который необходим в течении дня. Расписание должно быть четким, кратким, структурированным.
  5. Таймер, часы – еще один визуальный инструмент, который улучшает чувство времени ребенка и является отличным помощником в планировании.
  6. Короткие и простые указания. Наша речь с ребенком должна состоять из коротких, простых фраз.
  7. Используйте простые, но эффективные техники тайм-менеджмента.

«Съешь слона по кусочкам»

Слон- это большая сложная задача, которую надо делать долго. Необходимо эту задачу

раздробить на несколько маленьких и решать их.

Например, вам необходимо подготовить доклад, вы дробите эту задачу на несколько маленьких: вначале собираете материал, составляете план, находите картинки, делаете презентацию, подготавливаете текст выступления.

«Съешь лягушку»

Лягушка – это небольшое и несложное, но неприятное дело, которое мы постоянно откладываем на потом. При этом мы держим постоянно в голове это невыполненное дело, переживаем, нервничаем.

Суть техники в том, чтобы сделать это дело с самого утра, в первую очередь. Это даст моральное удовлетворение на весь день. С ребенком эту технику проводим в игровой форме. Ребенок не хочет мыть посуду: представь, что ты археолог и тебе нужно отмыть ценные черепки. Я своей дочери говорила, что когда посуду моешь, представь, что все свои неприятности и трудности смываешь.

Метод «Швейцарского сыра»

Делайте сначала то, что легко, а затем вернетесь к тому, что сложно. Например, на контрольной, где время очень ограниченно, нужно решить сначала то, что для ребенка легко, а потом возвращаться к сложному заданию.

Не обязательно ребенку говорить, что это тайм-менеджмент. Ему скорее всего будет более понятным слово «порядок».

Многие дети не всегда понимают временные интервалы. Чтобы время для ребенка стало осязаемым и понятным играйте в счет времени.

Например: Давай посмотрим, что можно сделать за 1 минуту, за 2 , за 5?

После того, как он уже примерно понимает, что можно успеть за 5, 10, 15 минут, придумывайте разные игровые задания. Например: «Как думаешь, сколько времени тебе понадобится, чтобы умыться и почистить зубы?» Потом вместе проверяете его гипотезу.

Или: «Как думаешь, мы сможем сделать уборку за 15 минут? Давай я быстро приберусь на кухне, а ты — у себя». Засекаете время и смотрите, у кого что получилось.

За выполнение качественно и в срок обязательно поощряйте: поиграйте, почитайте вместе. В результате ребёнок получает сразу три бонуса: почувствовал себя победителем, сделал важное дело совместно с мамой, поиграл.

Помня о том, что к медлительности приводят негативные эмоции стоит создавать с ребенком собственную мотивацию. Вносите в деятельность ребенка элементы игры, соревнования, акцентируйте положительные моменты, выделяйте выгоды и поощрения: сладости, просмотр мультфильма, прогулка с друзьями.

Помимо поиска мотивации также необходимо бороться с нерешительностью в осуществлении шагов. Чем дольше ребенок взвешивает шаги, тем тяжелее принимает решение, тем больше времени уходит. Дайте ребенку право на ошибку.

Автор: Ракевич Елена Петровна
Психолог, Детский нейропсихолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru