В годы моего студенчества у нас в общежитии было несколько ребят, обожавших сказку Николая Носова «Незнайка на Луне». И я входила в их число. Мы знали роман, написанный вроде бы для детей, а на самом деле для взрослых, едва ли не наизусть. И каждый раз смеялись до слёз и колик, вспоминая любимые эпизоды и перебивая друг друга: «А помнишь…?» Он был потрясающе остроумным и точным, этот учебник капитализма. В нём было объяснено многое из того, что мы, рождённые в СССР, увидели вскоре в реальной жизни, когда наша социалистическая страна распалась на части, а новая Россия встала на рыночные рельсы и со скрипом покатила в неизведанное. И тогда совсем другими красками заиграло и «Акционерное Общество гигантских растений», и мошенники Мига и Жулио, и давилонская баржа с горлодёриками (читай – брокерами), и гостиница «Экономическая», в которой для обеспечения хотя бы минимального комфорта за всё нужно платить, и «Газета для дураков», и богачи Спрутс и Скуперфильд, и разорение мелких предпринимателей вроде Пончика, и объединяющий капиталистов большой бредлам, и многое, многое другое. Талантливый текст Носова не менее талантливо оформил Генрих Вальк, чьи рисунки для детских книг – отдельная золотая страница в искусстве иллюстрации. Об этом потрясающем Мастере, отправившем Незнайку на Луну, сегодня и пойдёт речь.
Отец попал под каток репрессий, а сын стал известным карикатуристом
Генрих Оскарович Вальк родился через год после Октябрьской революции в городе Кимры Тверской губернии. Позже родители переехали в Москву. Оскар Вальк, эстонец по национальности, был членом партии и занимал должность заместителя начальника управления на железной дороге. В 1937 году его репрессировали. Несмотря на это, его сыну не стали чинить препятствий: талантливый юноша смог окончить школу и поступил в медицинский институт, который бросил, когда начал рисовать карикатуры для газеты «Гудок».
Следующей ступенькой на пути к всесоюзной известности стал знаменитый и любимый народом «Крокодил», в котором молодой художник публиковал свои работы с 1938 года. Помимо этого ему поручили вести кружок молодых карикатуристов, организованный при главном юмористическом журнале страны. Свои рисунки он подписывал монограммой «ГВ» и всегда указывал год.
Призвание – иллюстрирование детской литературы
Несмотря на востребованность на сатирическом фронте и умение видеть смешное в обыденном, Генрих Вальк всё-таки больше тяготел к работе для маленьких граждан Союза. Начиная с 1940 года, он, не прекращая трудиться для «Крокодила», принялся создавать рисунки для открыток. После войны началось его сотрудничество с детскими поэтами и писателями. Он проиллюстрировал произведения многих авторов, включая Барто, Михалкова, Акима, Драгунского, Зощенко, Мошковцева, Лагина, Алешковского, Коржикова и, конечно же, Носова.
Коллеги считали его большим мастером точной и лаконичной иллюстрации, способным моментально схватить и передать суть, сделать изображение смешным, ярким и запоминающимся. Ему удалось создать очень гармоничное сочетание рисунка для детей и карикатуры: стиль Генриха Валька невозможно было спутать ни с чьим другим. При этом большинство работ были чёрно-белыми, но на их восприятии это никак не отражалось.
Его рисунки знал любой научившийся читать и посещавший библиотеку школьник. Да и мудрено их было не запомнить. Ведь для любого ребёнка разглядывание картинок – отдельное и ни с чем не сравнимое удовольствие, а если они ещё и заставляли его весело смеяться, то книжка с ними сразу попадала в разряд любимых.
Иллюстраций Валька к «Незнайке на Луне» могло не быть
Сборник рассказов «Тук-тук-тук», выпущенный издательством «Детгиз» в 1945 году, был первой книгой, которую Вальк проиллюстрировал у Носова. Это было стопроцентное совпадение двух талантливейших людей, образовавших в дальнейшем удивительно плодотворный творческий тандем.
«Так началось наше многолетнее содружество, — писал Генрих Оскарович Вальк. — Мне посчастливилось проиллюстрировать почти все его рассказы, повесть «Витя Малеев в школе и дома» и знаменитого «Незнайку на Луне». И сейчас, когда за плечами более двухсот проиллюстрированных детских книг, я очень бережно храню то ощущение творческой радости, которое приносил каждый новый рассказ Николая Николаевича».
В это сложно поверить, но иллюстраций Валька к самой известной книге Николая Носова, повествующей о приключениях человечка в синей шляпе в стране лунатиков, могло не быть. Дело в том, что отцом нарисованного Незнайки является Алексей Лаптев, который проиллюстрировал две части трилогии про смешного коротышку и его друзей, вышедшие в 1954 и 1959 годах.
У него получились замечательные человечки, которых узнала и полюбился вся ребятня Советского Союза. Но в 1965 году, когда уже началась подготовка к выпуску «Незнайки на Луне», Лаптев умер. Требовалось не просто срочно найти нового иллюстратора, но и сделать так, чтобы его работа гармонично сочеталась с образами, уже придуманными Лаптевым. И Николай Носов обратился с предложением к Генриху Вальку. Тот согласился не раздумывая.
Художник всегда очень тонко чувствовал текст писателя и невероятно точно визуализировал его героев. А работа в этот раз предстояла большая. Для сравнения: если к «Вите Малееву в школе и дома» Вальк сделал 12 иллюстраций, то для «Незнайки на Луне» — 217!
«Генрих Вальк мудро сохранил лаптевский образ Незнайки, окончательно его «канонизировав», — писала искусствовед Лидия Кудрявцева. — Остальным персонажам, согласно сатирическому повествованию, художник придал черты гротесковости, а иногда и карикатурности».
Он получал удовольствие, рисуя вымышленное капиталистическое общество лунатиков, куда из коммунистической общины коротышек по воле случая попали не привыкший к ответственности Незнайка и его друг Пончик, главной целью жизни которого было хорошо поесть.
Рисунки не просто дополняли текст Носова, а выводили его на какой-то новый – поистине космический – уровень смысла и юмора. Перепрыгнуть через эту планку качества не смог ни один из российских художников, который позже брался иллюстрировать новые издания «Незнайки на Луне». Такие шедевры рождаются редко. Они возникают в нужное время и в нужном месте, и за ними стоят не только профессионализм и большой талант, но ещё и призвание.
#ГенрихВальк #рисунки #иллюстрации #искусство #СССР #СоветскийСоюз #художник #призвание