Прошлая моя статья была о возможных планах Правительства по переводу Школы в "цифру" и "на удаленку". Лично для меня эти планы очевидны, но для объективности пишу "возможных".
Некоторым это не так очевидно, как мне. И они утверждают, что это "всего лишь" - дальше можете продолжать сами, используя любые самые простецкие объяснения.
Есть и такие комментарии, будто бы "всё и так уже было". И это, по-большому счету, верно. Потому что есть закон "Об образовании". Но вот частности, - их-то и надо увидеть. И тогда...
Для того чтобы ответить всем, нужно вкратце разобраться в истории вопроса.
Стремление "цифровизаторов" родилось не сегодня. Я смог проследить его до декабря 2002 года. Тогда, насколько я смог понять, впервые родилась "Методика применения дистанционных образовательных технологий". Регламентировано это рождение было Приказом. Подписал его Филиппов, а контроль за исполнением был возложен на некоего Л.С. Гребнёва, который вовсе не удивительно для меня оказался "в гнезде" ВШЭ.
В 2005-м году данный приказ был отменен своим "приемником". Новый Приказ подписывал уже Фурсенко и в нем "методика" была переименована в "Порядок", а конкретные исполнители отсутствовали, потому что министр оставил за собой контроль исполнения приказа.
Его, в свою очередь, отменил следующий Приказ от 9 января 2014 года № 2. Это подписал уже Ливанов и "Порядок" там, разумеется, был.
Следующей эту эстафету приняла Васильева. При ней изменения произошли в августе 2017 года. В новом Приказе сохранялся старый "Порядок" с незначительным изменением. Видимо, Васильева "тормозила" его "развитие".
Ну и естественно, Фальков с Кравцовым ничего тут не отменили. Они оба утвердили-подписали последний на сегодняшний день вариант Приказа. Но дело в том, что в отличие от всех остальных, он не вводит новый "Порядок" с момента подписания, а только отменяет старый. Сам же "Порядок" появился на сайте Правительства(!) в виде Постановления. Подписан Мишустиным, а вступает в силу с 1 сентября 2024 года и действует почему-то пять лет.
То есть, теперь он на порядок выше приказа профильного министерства, хотя тоже является подзаконным правовым актом. "Ничего нового"? Но подождите, это еще не всё.
На этом экскурс в историю закончен. Кто хочет, посмотрите изменения в "Порядке", которые происходили там от Приказа к Приказу, от одного министра к другому. Кто не хочет, полагайтесь на мое мнение, которое изложено далее.
В первом варианте Порядка не было конкретного исключения школ, там речь шла про "образовательные учреждения" (ОУ). Но контекст на первый план выводил всё, что выше школ и всё кроме школ.
Порядок обязывал уведомлять всех обучающихся о переходе на дистанционный режим "под роспись". Но перед этим ОУ должно было обеспечить всех обучающихся помещениями и специальными рабочими местами, чтобы уже оттуда они могли учиться. Экзамены должны были проходить традиционно.
Во втором варианте появилось конкретное указание на школы. Прописано, что конкретный объем дистанта определяется самим ОУ.
Третий вариант.
Добавилась возможность проводить аттестацию дистанционно. Из требования оповещения обучающихся исчезла подпись. Исчезло требование к помещениям и рабочим местам, которыми ОУ должна обеспечить обучающихся:
"...местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся..."
В четвертом варианте появилась фраза об идентификации личности, способ которой ОУ выбирает само.
Пятый вариант, который вступит в силу 1 сентября 2024 года:
- цифровое индивидуальное портфолио,
- обучение в ВУЗах увязывается с порталом Госуслуг,
- право образовательной организации (ОО) определять программы, по которым будет исключительно дистант (занятие "по скайпу") и/или электронное обучение (просмотр записей),
- требование к размещению программ, уроков, тестов и д.р. на госресурсах,
- ОО обязывается сообщать о своем решении перехода на дистант в следующем году не позднее мая текущего учебного года,
- фактически, отобрано право конкретной семьи не согласиться с переводом на дистант, если он выбран ОО (пункт 12). Правда, решение о том, по каким программам будет дистант в Школе (от началки до старших классов) , Школа принимает совместно с родителями и учителями. Но вот порядок принятия этого решения прописывается самой Школой в ее локальном акте.
- появились "лица, привлекаемые ОО" для обучения. Трактовать я это могу только так, что не имеющая своего предметника Школа, получает право заключать контракт на создание, например, видеокурса. Или на преподавание онлайн-курса обучения длинной, скажем, в месяц. Или на очное обучение того же срока. Все это позволяет не набирать постоянных учителей, а эпизодически привлекать наёмных.
- подчеркивается, что нормы СанПиН теперь выполняются школой только в тех случаях, когда обучение обычное, очное. В остальных случаях ответственность со школы снимается.
- вводится единая биометрическая система. Пока с согласия родителей или самого "обучающегося", если ему есть 18 лет.
Я не буду тут собирать всё воедино и навязывать своё мнение. Уверен, что имеющий желание внимательно с этим ознакомиться человек сам сможет сделать выводы. И ответить на три вопроса:
1. Всё это "всего лишь"?
2. Произошло ли "что-то новое" или нет?
3. Хочу ли лично я этого?
Я обещал написать о том, что делать. Но для той статьи понадобилось провести обзор всего, что происходит сейчас. В том числе, указать на то, как эволюционировал описанный тут Порядок.
Уложить всё это в одной статье оказалось сложно и громоздко, поэтому и появилась данная, уточняющая публикация. Следующая статья будет соответствовать обещанию.
Если у моих уважаемых читателей есть сложные истории из школьной практики, какие-то личные приемы или наработки, то призываю присылать их мне. Я с удовольствием опубликую всё на радость и подмогу другим учителям. С изменением или оригинальными ФИО по желанию. Пишите в "телегу". По другим вопросам писать можно туда же.
Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).
Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).
Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).
Все о безопасности детей от ОБЖшника.
"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).
Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).
Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).
Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).
Новости образования.
Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).