Представляем нашего гостя. Григорий Гладков – заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства России, член Союза композиторов, Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей России. Григорий Васильевич в течение 12 лет был членом международного жюри детского «Евровидения» от России. Лауреат премии Фонда развития детского кино и телевидения имени Ролана Быкова, дважды лауреат музыкальной премии «Овация», академик Детской телевизионной национальной академии России, член Российского авторского общества (РАО), лауреат литературной премии Корнея Ивановича Чуковского. На протяжении многих лет Григорий Гладков был телеведущим программы «Спокойной ночи, малыши!», вел цикл «Музыкальная кухня». Много работал с детским писателем Эдуардом Успенским, их совместные работы – «Пластилиновая ворона», «Вера и Анфиса», «Следствие ведут Колобки», «В нашу гавань заходили корабли». Написал музыку более чем к 80 спектаклям, к более чем 100 пластинкам, лазерным дискам и кассетам и к огромному количеству мультипликационных, художественных и документальных фильмов, детским теле- и радиопередачам.
Григорий Гладков – основатель первой профессиональной кантри-группы в России «Кукуруза», продюсер и ведущий популярного телевизионного фестиваля кантри и фолк-музыки «Фермер» на Первом канале ТВ, который очень сильно повысил интерес к музыке народов России. Григорий Васильевич награжден фондом «Русский мир» за популяризацию и продвижение русского языка и русской культуры за рубежом.
31 октября 2011 года в созвездии Северная Корона зарегистрирована звезда Гладков Григорий – регистрация №CrB18_00085 в Каталоге небесных тел Русского астрономического общества. А 31 июля 2023 года наш герой был награжден орденом Дружбы.
Разумеется, общение с таким человеком не могло не получиться разнообразным и захватывающе интересным.
– Григорий Васильевич, как вы отметили свое 70-летие? И как себя ощущаете? Многие говорят: «Ощущаю согласно возрасту». Но от вас я такого никогда не слышал.
– Если честно, то для меня возраст не так уж и важен. Гораздо важнее мне было справить 64-летие. Потому что именно эта цифра упоминается в песне Beatles «When I’m Sixty Four». Когда мы были юны, то думали, 64 – это так много! Это как будто улететь на Марс и вернуться обратно. Нам именно так казалось. Точно так же, как тогда, возраст не чувствую. Душа молодая. Она, видимо, всегда молодая: и в 80, в 90 и в 100 будет молодая, и в 120, и в 150… Вот возраст тела чувствуешь, когда оно болит. А оно на сегодняшний день, слава богу, не болит.
– У вас напряженный график. Как вам удается так жить?
– Когда мне исполнилось 70 лет и один месяц, то есть 19 августа, я прилетел на самолете из Красноярского края, где играл в футбол с командой «Старко», и там давали концерт. У нас такой тур. Мы каждое лето играем на лучших стадионах страны. Я об этом в детстве мечтать не мог, хотя бредил футболом. С утра до вечера играл в футбол во дворе на стадионах. В ближайших планах у нас был тур «Кожаный мяч». Вот я прилетел, полный сил, здоровья. Сейчас пробежка будет, зарядка, уборка в квартире. Несколько дней свободных, а потом я лечу в Чебоксары на фестиваль «Мы дети Волги». И далее – на фестиваль «Детство на море», русско-китайский, который проходит в двух городах – Благовещенске и Хэйхэ.
В августе еще я был на Валдае, на фестивале бардовской песни. И на кинофестивале в Выборге, которому вернули название «Окно в Европу». Как верно кто-то сказал из наших режиссеров, полжизни работаешь на имя, а потом имя работает на тебя. Порой смотришь на цифры, которые написаны про тебя, и вообще не понимаешь… Но, если в зеркало посмотришь, видишь, что изменения есть.
Все волосы сохранились на голове. Тоже большая загадка… Кстати, вернувшись из Красноярска, помчался на телеканал «Звезда», участвовать в передаче «Аллея звезд», она была посвящена ветеранам – звездам нашего телевидения. И после передачи закладывают звезду. Принимал участие в программе, посвященной Николаю Николаевичу Дроздову, с которым очень дружу. Он в шутку называет себя членом клуба тех, кому по 100. Выглядит бодрым, стройным, он никогда не переедает, к тому же вегетарианец. Это потрясающе, когда он смотрит, что кто-то рядом с ним ест много еды, страдает и переживает. И сожалеет, говорит: «Если ты объелся, ты отравил себя!» А еще он как биолог ответственно заявляет, что время, а вместе с ним и возраст останавливаются в таких случаях, когда человек поет, танцует и смеется. Вот я пою и смеюсь постоянно, но не танцую. А он танцует всегда. Никогда не стоит на месте. Он всегда идет пританцовывая. Вот такой среди нас уникальный человек живет.
Я рад, что мы вместе с ним много времени провели в Анапе. Там купили скромненькое жилье. С нами рядом поселился Эдуард Успенский. Мы ходили на пляж и задумали фильм «Дельфины». Кстати, Дроздов умеет подзывать дельфинов. Между ним и дельфинами существует волновая связь.
– А когда вы подружились с Дроздовым?
– Дружба возникла на съемках телепередачи «В мире животных», где мы задумали и осуществили цикл песен о животных России. Я их сочинил на стихи Валентина Берестова, и мы вместе с Дроздовым пели в шляпах. Я, как обычно, с гитарой, а он держал в руках балалайку.
– Григорий, вы участник ряда кинофестивалей для детей, в том числе проводимых в «Артеке» и «Орленке». Общаетесь с их участниками?
– Да, но таких фестивалей осталось совсем мало. Это очень плохо. Надо возрождать детские лагеря в России. Но на главных из них, естественно, был по многу раз. Отмечу «Орленок». Хотелось бы еще побывать в лагере «Океан». Это такой же федеральный лагерь. Есть лагерь «Смена» в Анапе, есть «Артек», в котором я тоже был много раз, который очень люблю.
– Когда у вас у самого росла дочь, она бывала с вами на этих фестивалях. Как участие в них повлияло на ее жизнь и творчество? Она ведь у вас и поет, и играет в театре.
– Мои дети, дочь Александра и сын Павел, впервые вошли в море в «Орленке». Я очень благодарен директору фестиваля Ларисе Преториус за то, что она приглашала на свой фестиваль визуальных искусств, и Ире Громовой за то, что побывал в «Артеке». Естественно, это повлияло на то, что дочь выбрала профессию актрисы, она ведь с детства общалась с актерами. Но особенно на выбор ее профессии повлиял детский лагерь «Киноежик», где дети за смену снимают кино под руководством взрослых. А потом мы награждаем лучшего актера, лучшую актрису первого и второго плана, лучшего каскадера, композитора, музыкального редактора и так далее. Ребята все делают сами, вплоть до сценариев, успевают снять пять-шесть фильмов, как правило. Дочь была внутри этого процесса. Ей так это понравилось, захватило! Но самое главное – она увидела, какой это огромный труд. Дети на этих фестивалях видят процесс создания фильма, общаются с теми, кто делает кино, и учатся на этом примере труду. Они понимают, что в любой стране главное – трудиться, создавать что-то интересное.
– Вы провели детство на Дальнем Востоке и в центре России, потом приехали в Питер и только в 1984-м – в Москву?
– Я родился в Хабаровске, а потом переехал в Братск. Это город между Москвой и Киевом. Родина отца. Я жил там. А первые музыкальные успехи были в Ленинграде. Первые музыкальные опыты были там, создание вокально-инструментального ансамбля. Учеба в музыкальной школе, прежде всего по классу баяна. Я играл у мамы на утренниках и там сочинял. Мама была заведующей детским садом. А я сочинял свои первые мелодии, потому что часть музыки для утренника надо было играть по нотам. А другую часть я придумал сам. И вот в 10 лет у меня были первые профессиональные произведения. Позже, в школе, мы создали ансамбль «Красные маки». Потом был ансамбль в институте. Я учился в техническом институте. Мы изучали трамвай, троллейбус, метро, и нам говорили, что когда-нибудь будут электромобили. Когда окончил, перешел на теорию музыки. Это мне помогло при вступлении в Союз композиторов. Не окончив училище, уже поступил в Ленинградский институт культуры, на музыкальную режиссуру. И потом окончил, у меня два высших. И между ними техникум. Мне всегда очень нравилось учиться…
Первый спектакль с моей музыкой назывался «Дети, дети, дети», он шел в Ленинградском ТЮЗе, где прозвучали мои песни на стихи Александра Кушнера, который потом стал лауреатом первой премии «Поэт». Первый мультфильм был, когда я жил в Ленинграде и выпустил пластинку «Пластилиновая ворона». Хотя пластинку делали в Москве. Создавалось там вообще все: и первые художественные фильмы, и первые фонограммы с оркестром. А потом многое происходило благодаря Эдуарду Успенскому и киевлянам – режиссеру Александру Татарскому, Игорю Ковалеву, с которыми делал «Пластилиновую ворону» и «Падал прошлогодний снег». Под крылом Эдуарда Успенского мы стали делать другие мультфильмы, детские теле- и радиопередачи, у нас было очень мощное содружество. Я написал музыку к сказкам Успенского, там есть ряд мультфильмов про Веру и Анфису. Пять пластинок «Следствие ведут Колобки». В Москве квартира у меня была хорошая недалеко от метро «Проспект Мира». Позже я поменял однокомнатную на двухкомнатную, а потом на трехкомнатную. Но это получилось, потому что я не курю и деньги сэкономил, огромное количество денег. Так что расширяется жилплощадь. Это я к чему говорю? Ребята, бросайте курить, и у вас будет собственное жилье!
Я очень рад, что в моей жизни был жанр бардовской песни. Я уверен, что, если бы не знакомство с этим жанром, у меня были бы чудовищные тексты. Мои песни как у многих эстрадных артистов: музыка великолепная, а стихи просто примитивные, пошлые. А ведь для России литература – это главное. Но если к стихам находятся великолепные мелодии, как у Сергея Никитина или Виктора Берковского, тогда появляются шедевры.
– Вы часто разговариваете со своими сверстниками или с представителями молодого поколения?
– Я дорожу каждым, потому что их остались единицы, почти все умерли. И то, что я дожил до 70 лет, – это чудо. Многим в этом было отказано. Отказано наибольшему числу моих друзей. И еще дорожу каждым новым другом, потому что знаю, что остаток жизни я проведу именно с этими людьми. Я их собираю, как самую дорогую коллекцию. Особо могу сказать о президенте и генеральном продюсере нескольких кинофестивалей Сергее Новожилове, он проводит их в разных регионах нашей страны.
– Раньше вы часто выступали в клубе «Гнездо глухаря», но произошли какие-то события, и вы перестали с ним сотрудничать…
– Хочется в интервью говорить о людях, ярких и удивительных, которые встречались в твоей жизни. Один из них – Александр Георгиевич Ермилов. Познакомился с ним на телевидении, он работал в международной редакции, страстно любил авторскую песню за то же, за что и я. За ее высокий слог, поэзию, за честность. И он не просто любил, а создал сначала телепередачу «Гнездо глухаря», которую вели Михаил Кочетков и другие барды, к примеру Константин Тарасов. А потом появилось два бард-кафе – одно в Москве, другое в Петербурге. Вот я в Москве перестал выступать, потому что оно из бард-кафе превратилось в какое-то странное место после смерти Александра Георгиевича. Конечно, это имеет право на существование. Но тогда слово «бард» из названия надо убрать. Пусть арт-кафе называется! То же самое произошло с Грушинским фестивалем авторской песни. Он один в один начинался как фестиваль бардовских песен под гитару. Потом пошли и рокеры, и кантри, и актеры, эстрадные певцы, поэты какие-то странные. У меня там был цикл семейных концертов «Пластилиновая ворона собирает друзей». И были аншлаги. Но у меня был большой перерыв. После смерти Александра Георгиевича я вернулся даже не из-за своих концертов, а из-за дочери. А потом «Гнездо глухаря» закрыли администраторы. Причину не объяснили, на связь не выходят. Ну ладно, я человек дерзкий. И если мне что-то не нравится, открыто говорю и в соцсетях пишу. Поэтому меня и с Грушинского фестиваля убрали, и тут тоже. Грустная история…
– Каким, на ваш взгляд, должно стать наше общество в ближайшие годы? Что надо изменить, что взять из прошлого, в том числе советского?
– Предки нам оставили самое большое наследство, самую большую и богатую территорию. И я бы хотел пожелать руководителям страны в будущем, чтобы они сделали так, чтобы любой житель России мог легко побывать в любом ее уголке. Мне в этом смысле повезло. Я Россию увидел всю – и Дальний Восток, и Сибирь, и Юг, и Запад, и Восток, и Урал. И это, конечно, чудо. А большинство людей такой возможности лишены…
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».