Найти в Дзене
Ваш Реставратор

Грабарь и Кнебель: выдающийся тандем своего времени

Грабарь… Как много в этом звуке для сердца реставратора слилось. Да и не только реставратора.

Игорь Грабарь – человек универсальный. У нас есть отличный повод поговорить о нём, потому что на реставрацию попала книга, к изданию которой Игорь Эммануилович имел непосредственное отношение.

Живописец, юрист, учёный, практикующий реставратор и блестящий организатор – всё это Игорь Грабарь.

Современное расположение картин в Третьяковке, которое мы знаем (в хронологическом порядке, на удобной зрителю высоте), было не всегда. Его ввёл Грабарь, став директором галереи в 1913 г. Друзья и почитатели Павла Третьякова долго возмущались изменениями в экспозиции, потому что считали, что музей нужно законсервировать в том виде, в каком он был при создателе.

Кроме прочего, коллектив Грабаря сделал подробное описание всех экспонатов галереи с профессиональной фотофиксацией, а также выпустил каталог.

Как куратор Игорь Эммануилович организовывал выставки современных ему художников в России и за рубежом. Как исследователь изучал русское искусство с древних времён и был искренне заинтересован в его сохранении. В связи с чем стал основателем и директором Центральных реставрационных мастерских.

Иосиф Кнебель, в свою очередь, сначала был книготорговцем, затем открыл собственное издательство, специализирующееся на книгах об искусстве. В качестве ответственного редактора пригласил Грабаря, эрудита с системным мышлением и при этом тонкого живописца – редкое сочетание!

Грабарь же ценил Кнебеля за то, что тот не был просто коммерсантом. Он фанат своего дела. Текст, печать, бумага, репродукции – всё должно быть на высшем уровне. Для этого Иосиф Николаевич обращался к лучшим специалистам своего времени, заграничным в том числе.

Вместе с Грабарём они подготовили многотомную «Историю русского искусства» и серии книг о великих художниках.

«Левитан» из кнебелевского собрания монографий «Русские художники» достался нашей заказчице по наследству от деда.

-3

В блоке выпадали некоторые листы и вклейки. Отсутствовал корешок. Клиентка хотела сделать новый корешок из коленкора, потому что именно так в её домашней библиотеке выглядел «Серов» (из той же серии). Но мы предложили воссоздать оригинальный вид переплёта - цельнокроеный с бумажной марочкой.

-4

Бумагу на корешок допечатали, точно подобрав тон фона и орнамента. Затем срастили её с оригинальной бумагой на сторонках. Блок полностью перешили, вклейки вернули на свои места, убрав разрывы и заломы.

Во время работы мы, конечно же, помнили, как важна эта книга заказчице и какие люди участвовали в её создании. Стремились и стремимся соответствовать!

А что вы слышали об Игоре Грабаре и как относитесь к нововведениям в музеях?