Продолжаю рассказ о десятидневной практике и экзаменах для получения яхтенных прав IYT. Начало этой истории здесь.
Утреннее происшествие
Проснулся рано: разбудили шаги в кают-компании и следом рык гидрофора. Уж теперь-то я поймаю эту раннюю "пташку". Бесшумно подымаюсь (на койке слева богатырским сном спит Шпион), прохожу в кают-компанию: ага, попался, тот, который нас будит - это Йог! А ещё он альпинист, дайвер, каратист и чему-то учит детей (возможно, всему этому). Но походит он более всего на йога, так что позвольте сохранить за ним этот псевдоним. Живёт один в правой кормовой каюте.
- Что это Вы, уважаемый Йог, так рано встаете?
- А нечего долго спать, надо купаться идти. Пойдёшь со мной?
- Не. Может завтра...
- Договорились!
Утренний обход лодки принёс новое известие: ночью оборвался правый муринг (а в прошлые сутки правый кормовой). В этот раз не от старости, а как будто срезан чем-то острым. Я подумал и сделал вывод: не желает лодка у стенки стоять, в море просится.
Муринг - канат для швартовки яхты в яхтенном порту. Привязан к "мёртвому якорю" (бетонному фундаменту) на дне. Продолжением муринга является тонкий трос "проводник", который тянется к причалу. Используя "проводник", муринг вытаскивают из воды и вяжут к носовой утке судна.
Существует вариант, когда канат тянется к муринговому бую, тогда судно швартуется к кольцу на буе.
Опять теория
После завтрака, около 10 утра начались теоретические занятия. Тема: средства безопасности: индивидуальные, групповые, средства пожаротушения, источники возгорания, категории горючих веществ. Тушение пожара в двигателе (обесточить, перекрыть подачу топлива, тушить через специальное отверстие в трапе, не поднимая трап). Пожар на судне - страшное дело...
Но каждого в нашей команде волнует другой вопрос: когда же в море?!! Ведь это уже ТРЕТИЙ день из десяти! Душа горит и в её глубине раздается звонкий упрямый голос:
Снова слышу этот шепот прибоя. Кто я,
Где мое сердце, - знает лишь одна вода!
Сто раз обещал(а) им не спорить, но влечет
Вновь меня море, как будто я его волна.
м/ф "Моана"
Инструктор обещает выход после обеда, если будем старательно учиться.
Отход
В 14:30 готовимся к отходу. Люки задраены, роли распределены между членами экипажа. Пытаюсь представить, что и как мне предстоит делать.
- Ветер прижимной (наваливает лодку на пирс). В зависимости от направления и силы ветра порядок действий может различаться.
- Двигатель запущен. Малый ход вперед. Кормовые швартовы натянулись, муринги на носу ослабли.
- "Отдать муринги!" Баковый матрос сбрасывает витки и перехлесты с уток в воду, ждет, когда муринги уйдут на дно: "Утонули!".
- Матросы на корме приготовились отдавать швартовы, держат "на руке". Рулевой убирает ход: мотор в нейтраль. Натяжение швартовых ослабло.
- "Отдать кормовые!" Матросы отдают концы на пирс. Средний вперед! Набираем скорость!
- При проходе мурингов соседних лодок рулевой переводит двигатель в нейтраль. Проходим опасное место по инерции, чтобы не посечь винтом муринги.
- Средний вперед! Курс на выход из бухты!
Красиво я написал, по сути так оно и было, но сопровождалось значительно большим количеством движений, команд и слов: "Что ты делаешь?!!", "ТРАВИТЬ - значить ослаблять, ВЫБИРАТЬ - значит натягивать!", "Зачем говоришь ГОТОВ, если ты не готов?!!", "Хватит меня пугать!" Надо отдать должное инструктору - нервы железные и голова работает ясно, на опережение курсантской бестолковости.
Идём по бухте
Стрелецкая бухта протянулась с юга на север чуть более, чем на одну морскую милю (1 nm = 1852 м) и имеет среднюю ширину в три кабельтова ( кабельтов = 0.1 nm = 185,2 м).
По западной стороне бухты (по левому борту при выходе) тянутся навигационные опасности: малые глубины, камни и рыболовные сети. А по восточной стороне пришвартованы корабли бригады охраны водного района и размещены корпуса Черноморского высшего военно-морского училища им. Нахимова (ЧВВМУ).
Идём под мотором, все на местах, готовимся к постановке парусов. Баковый матрос (на фото), похоже, сильно задумался о своей роли возле мачты. Правый стаксель-шкотовый тоже в каком-то трансе, и это уже объяснить трудно - его роль совсем проста.
Наблюдательный человек заподозрит подлог: фото, иллюстрирующие выход из бухты, сделаны на следующий (четвертый) день. Который отличается от третьего (сегодняшнего) только одним - незалеченными ранами после славного и победоносного сражения с Зелёным Змеем (об этом в конце статьи). Ну а пока, попрошу читателей мысленно нарисовать на лицах команды счастливые улыбки, добавить размахивания руками, и картинка получится вполне достоверной для первого выхода.
Море
Вход и выход из бухты обозначается латеральными знаками правой и левой стороны фарватера (это буи или вешки). При движении с моря: красный буй слева, зеленый справа. При движении в море или по течению реки: красный буй справа, зеленый слева. Такая окраска определена для региона А, в который входит наша страна, большинство стран Евразии, Африки и Австралия. В регионе B всё наоборот.
К моменту, когда судно проходит в створе двух буев, направляясь из бухты в море, необходимо запросить по рации "берег" и назвать судно. Дождаться ответа береговой службы, сообщить: что выходите из бухты; куда направляетесь; номер заявки. Также надо быть готовым по запросу указать имя и фамилию капитана и количество человек на борту (так процедура выглядела в 2019 году).
"Восьмерка"
Покинув Стрелецкую бухту, мы проследовали к одному из буёв в направлении Севастопольской бухты для отработки упражнения "восьмёрка". Вот что оно из себя представляет: двигаясь под мотором, курсант наворачивает восьмёрки вокруг буя до тех пор, пока в полной мере не почувствует восхитительную управляемость судна с развитым плавниковым килем и пером руля. Лично я не ожидал, что 17-ти тонное судно способно так резво разворачиваться с минимальным радиусом циркуляции (который меньше длины корпуса). А ещё достойна внимания инерция вращения - крутишь штурвал вправо, а лодка всё ещё поворачивает влево, ей нужно время, чтобы отработать команду.
Ось вращения судна
В яхтенной школе нас учили, что осью вращения яхты следует считать мачту и этого упрощенного представления достаточно для практических нужд (то же самое написано и в учебнике Ассоциации яхтенных шкиперов RAYS). Но когда (пару лет спустя после обучения) я завёл об этом беседу с одним знакомым шкипером, владельцем Баварии 40 и бывшим капитаном торгового флота, он был полон возмущения, устроил мне лекцию и практическое занятие.
Краткое содержание лекции: судно вращается относительно pivot point (точка вращения), которая на яхтах с плавниковым килем при движении вперед смещена ближе к носу судна, а при движении назад - к корме. Конкретно на его Баварии 40, pivot point находится в 1/3 длины корпуса от носа при движении вперед, и 1/3 длины корпуса от кормы при движении назад. Попробовал - так и есть: лодка вращается либо вокруг мачты (двигаясь вперед), либо вокруг входного люка в кают-кампанию (назад). Размышляя над этим и напрягая мышечную память, оставшуюся со времен практики на школьной Баварии 47, я пришёл к мнению, что она вела себя точно также.
Парусная практика
Нам очень повезло с ветром: равномерные 20 узлов с порывами до 25. Поставили грот, стаксель и помчались! Бавария 47 имеет в носовой оконечности плоское днище и "плюхает" на волнах, поднимая облака брызг. Капли летят до самого кокпита! Это непередаваемо!
А дальше стали отрабатывать повороты оверштаг - когда судно пересекает линию ветра носом. Члены экипажа в этом упражнении постоянно менялись ролями: то ты шкотовый, то рулевой, то пианист. Конечно, не обходилось без ошибок.
Сражение со Змеем
К вечеру Зеленый Змей всё рассчитал и затаился в засаде: он был уверен в себе на 100%. Но и мы были готовы испытать силушку его плотных объятий, сцепиться в рукопашную, вырвать жало. Ну а как же ещё? Ведь сегодня наш день - первый выход в море!
Ещё толком не успело стемнеть, а Змей уже смотрел на нас пустыми и грустными стеклянными глазами. Победа сплотила меня с Йогом (нарушителем утреннего спокойствия), и мы отправились на причал изучать упражнения для исправления надломленной долгой жизнью спины. Там, на неокрашенных досках причала, сложные духовные практики сочетались с замысловатыми физическими позами и дружескими спаррингами в вольном стиле "дзюдо против каратэ".
Капитан одной из соседних яхт посмотрел на нас, покачал головой, сказал "Погодите, я сейчас...", на бегу пробормотал под нос что-то вроде "Недобрали..." и вернулся через минуту с подарком в красно-белом пакете.
Стыдно мне, не запомнил я ни облик капитана, ни лодку и не смог его отблагодарить. К подарку в этот вечер мы не прикоснулись (йоги знают меру). А вот на следующий день кто-то из экипажа соблазнился на большой чупа-чупс, кто - так и осталось загадкой :)