Это Эдвард Марроу (фото ниже) - американский теле- и радио журналист, одна из крупнейших фигур в истории журналистики.
В 1954 его передачи привели к общественному осуждению и последующему закату карьеры сенатора-республиканца, приверженца крайне правых реакционных политических взглядов, Джозефа Маккарти.
Почему я вообще пишу о нём? Эдвард - самый известный ученик и подопечный Иды Лу Андерсон. В письме своей невесте Джанет Брюстер она так написал об Иде:
"Она научила меня любить хорошие книги, хорошую музыку, дала мне единственное чувство ценностей, которое у меня есть".
И всему, что касается профессии, его тоже научила она - Ида Лу. Сегодняшняя статья - о ней.
Обычная энергичная девочка
6 ноября 1900 года родилась Ида Лу Андерсон - американская радиоведущая и профессорка. Она была одной из первых в радиовещании.
До восьми лет Ида была обычной энергичной девочкой. В 1909, во время семейной поездки в Теннесси, она заболела полиомиелитом, что сильно сказалось на её дальнейшей жизни.
Девочка брала уроки драматического искусства и речи у своей соседки, миссис Рой Лафоллетт. Та сразу заметила большой талант у маленькой ученицы. Они стали подругами на всю жизнь.
Ида поступила в колледж штата Вашингтон. Из-за последствий болезни её рост едва достиг 122 см, она была хрупкой, на спине был горб. В первом семестре она настолько чувствовала себя изгоем, что чуть не бросила учебу.
Но новый профессор увидел в ней потенциал и изменил её жизнь. Заведующий кафедрой драматического искусства и речи Натаниаль Рид был полон энергии и энтузиазма. Он заметил исключительные ораторские способности Иды, её любовь к поэзии и включал её во все театральные постановки.
Андерсон успешно выступала на сцене колледжа, а также получала награды штата за ораторское искусство.
Получив степень магистра в области речи она преподавала на кафедре. Ида была самой молодой и одной из самых популярных среди профессоров колледжа, став наставницей для сотен студентов.
Шедевр
Согласно протоколам заседаний регента Университета, Андерсон зарабатывала значительно меньше своих коллег-мужчин. К её зарплате в 1600 долларов за девять с половиной месяцев можно было добавить еще 350 долларов за частные уроки речи. Преподаватели-мужчины получали минимум 1800 долларов, а доценты, среди которых почти все были мужчины, - 2850 долларов.
Ида также обучала радиовещанию и была консультанткой радиостанции.
В университете она и познакомилась с Эдвардом Марроу (пост выше): будущая звезда журналистики поступил на первый курс, а Ида взяла его под своё крыло. Их связь была настолько значительной, что Андерсон называла Мурроу своим "шедевром", а Мурроу говорил своей жене, что Андерсон "является очень большой частью моей жизни и всегда будет ею".
Ида помогала ему оттачивать технику на частных уроках, знакомила с поэзией и классической литературой, поощряла любовь к музыке. Они часами беседовали о литературе, политике, человеческой природе, он сопровождал её на танцы и драматические спектакли.
"Это...- Лондон"
Андерсон преподавала в Университете Вашингтона до 1939. Её занятия были настолько популярны, что всех желающих не было возможности принять. Но, увы, ей пришлось уйти из-за ухудшения здоровья. Ида переехала в штат Орегон, чтобы быть рядом с мамой и сестрой.
Завершение её преподавательской деятельности в столь молодом возрасте ошеломило многих. Посыпались письма с выражением беспокойства. Марроу, который теперь вёл репортажи на канале CBS во время нацистского блицкрига Лондона в начале Второй мировой войны, отправил ей самый мощный из имеющихся радиоприемников с запиской, в которой просил её слушать его и давать обратную связь. Она ответила телеграммой, в которой предлагала сделать паузу в его вступительной фразе: "Это... Лондон".
Фраза стала культовой.
Во время его передач она сидела в полной тишине в тёмной комнате и позже советовала ему, как улучшить выступление.
Она продолжала следить за карьерой Марроу, слушала его передачи и давала отзывы в письмах своему ученику.
"В эфире звучат знакомые мне голоса..."
Ида Лу Андерсон умерла от осложнений после полиомиелита в возрасте сорока лет, 14 сентября 1941 года. После её смерти Марроу направил 350 долларов тогдашнему президенту Университета Вашингтона Эрнесту Холланду для оплаты публикации её мемуаров.
"Я чувствую, что моя работа в Государственном колледже значила для меня больше, чем всё остальное, что я когда-либо узнаю в этой жизни. Мне была предоставлена возможность свободно преподавать, отдавать всё лучшее, что я знала, людям, с которыми я работала... Я любила каждую минуту, начиная с того дня, когда я впервые вошла в класс, и заканчивая тем днём, когда я, шатаясь, вышла из него.
В эфире звучат знакомые мне голоса. Эти мальчики были для меня утешением в эту долгую, одинокую, трудную зиму".
Вечная память
На фото - Президентский дом в кампусе её родного Университета Вашингтона, который носит её имя. Дом Иды Лу Андерсон.
На торжестве по случаю присвоения дому её имени двоюродный внук Иды сказал:
"У неё был несгибаемый дух, потому что она столько раз могла всё бросить, могла не делать определенных вещей, но она была храброй, с большим сердцем".