Найти тему
Евгений Трифонов

ХАМАС – фатальная ошибка Израиля

С началом новой войны между движением ХАМАС и Израилем возобновились споры: что представляет из себя это движение, нанёсшее столь болезненный удар по еврейскому государству? В нескольких странах (Израиль, Канада, США, Япония, Евросоюз, Египет, Иордания) ХАМАС признан террористической организацией, другие же (Иран, Сирия, Катар, Ливан, Турция, Пакистан) считают его палестинским освободительным движением, борющемся против израильской оккупации. Сейчас много говорят и пишут о политике ХАМАС, его вооружённых силах и международных связях, но за пределами внимания остаётся вопрос о том, что оно из себя представляет. А без этого нельзя правильно оценить ни суть нынешней войны, ни её перспективы.

ХАМАС (Исламское движение сопротивления) было создано в 1987 г. в оккупированном в то время секторе Газа. Считается, что создание движения было разрешено израильскими оккупационными властями, либо даже на начальном этапе существования получало какую-то помощь от израильтян. Что вполне вероятно (доказательств, разумеется, получить невозможно из-за их секретного характера).

ХАМАС появился во время т.н. Первой интифады – массового восстания палестинцев на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Восстание, получившее название «войны камней», возглавлялось Организацией освобождения Палестины (ООП) Ясира Арафата. С момента своего создания в 1964 г. ООП потерпела множество тяжёлых неудач. Она пережила разгром в Газе и на Западном берегу в ходе Шестидневной войны 1967 г., была разбита иорданской армией в 1971-м, не сумела победить в гражданской войне в Ливане в 1975-82 гг. и была изгнана израильскими войсками из Ливана в 1982-м. Никаких военных или политических успехов ООП не достигла. Интифада, которую вели безоружные (на тот момент) палестинцы, да ещё преимущественно подростки, стала возможностью для организации наконец-то добиться своей цели. Интифада не давала возможности израильской армии действовать в полную силу: израильтяне стараются в детей не стрелять, да и мировое общественное мнение не позволяло Израилю подавить восстание по полной программе. Нескончаемые беспорядки с бросанием камней и использованием самодельного оружия не представляли опасности для закалённой в боях армии Израиля, но провоцировали сочувствие «палестинскому делу» в мире, усиливали давление на Израиль со стороны мирового сообщества, и заставляли израильтян искать выход из тупика, в котором оказались палестино-израильские отношения.

Проблема Израиля заключалась в том, что на палестинских территориях не существовало никакой политической альтернативы ООП, а все попытки сформировать что-либо жизнеспособное из числе лояльных Израилю палестинцев неизменно терпели крах. Поэтому в Израиле решили (кто конкретно решил – неизвестно, но это явно были высокопоставленные лица) противодействовать ООП путём поддержки движения, считавшегося чисто религиозным, а не политическим, и противостоящим светской ООП. Это была первая ошибка Израиля в отношении ХАМАС, хотя, повторюсь, ни масштабы, и формы участия израильтян в его создании неизвестны. При этом, конечно, заявления типа «это Израиль создал ХАМАС» не заслуживают ни внимания, ни обсуждения.

Во главе ХАМАС встал шейх Ахмед Ясин. В 1955 г. он вступил в египетскую организацию «Братья-мусульмане» (Газа тогда находилась под контролем Египта). «Братья» были запрещены египетскими властями, но контролировали множество религиозных, культурных, образовательных, медицинских и экономических структур. В 1967 г. египтян из Газы изгнали израильские войска, но структуры «Братьев-мусульман» не тронули. И в 1973 г. Ясин объединил их в «Исламский центр по координированию социальных программ». Что израильские власти только приветствовали: появилась некая структура гражданского общества, к тому же не связанная с враждебной ООП. На то, что лидер Центра настроен резко антиизраильски, израильтяне тогда закрывали глаза. Потому, что не видели опасности в религиозной группировке, занимавшейся школами и кассами взаимопомощи; ну пусть себе ненавидят Израиль и евреев, им ведь, в отличие от ООП, не помогает СССР, Сирия и Ливия. Оружия им взять неоткуда, союзников нет - значит, и опасности тоже нет. Тем более, что Ясин был инвалидом и передвигался на коляске. Он не казался лидером опасной организации.

Шейх Ахмед Ясин
Шейх Ахмед Ясин

Правда, в 1984 г. Ясина всё-таки арестовали: помимо совсем уж кровожадных высказываний, у него обнаружили склад оружия, и дали ему 13 лет. Но в 1985 г. в рамках «сделки Джибриля» - обмена троих израильских солдат, попавших в плен к экстремистскому Народному фронту освобождения палестины – Главное командование (НФОП-ГК) на 1150 заключённых палестинцев, Ясин вышел на свободу. И в 1987 г., после начала интифады, создал ХАМАС.

Ясир Арафат и его ООП ставили перед собой конкретную цель: создание независимой Палестины. И Израиль, измученный интифадой и затюканный мировым сообществом, пошёл на переговоры о поэтапном предоставлении независимости арабскому государству.

Начало переговоров в Осло положило конец интифаде. Палестинцы получили самоуправление, правительство и полицию (фактически – армию). Другое дело, что в силу множества причин (наличие в ООП экстремистов и давление внешних сил, непримиримых к Израилю) так и не позволили создать палестинское государство.

ХАМАС отвергло соглашения в Осло, и объявило о продолжении бескомпромиссной войны с Израилем. Более того: ХАМАС объявил военными целями всех евреев вне зависимости от пола, возраста и страны проживания. Как раз потому, что это – не национальное (в самом названии организации никак не упоминается ни Палестина, ни арабы), а радикально-религиозное движение. Которое опирается на отдельные положения доктрины ислама, которые интерпретируются в духе крайнего экстремизма. Отсюда и заявления лидеров группировки в ходе нынешней войны, что, мол, защита мирных палестинцев не входит в обязанности ХАМАС – пусть ею занимается ООН. Конечно: религиозная организация, ведущая «джихад», отвечает только за него, а не за мирных граждан, будь то палестинцы или, например, какие-нибудь филиппинские моро. ХАМАС вполне может повторить слова покойного иранского дилера Хомейни: «Наша родина – ислам». Ведь цель ХАМАС – не создание палестинского национального государства, а создание исламского государства в Палестине. Которое станет звеном в цепи будущего всемирного Халифата. О чём тоже в ходе этой войны говорили лидеры ХАМАС.

В 2006 г. на выборах ХАМАС получил большинство в секторе Газа и значительную часть голосов – на Западном берегу. Это связано с чудовищной коррупцией, произволом и некомпетентностью чиновников ООП. ООП, разумеется, не пожелал передавать власть ХАМАС в Газе (тем более, что Газа в составе Палестинской автономии не обладала отдельной автономией), и ХАМАС поднял восстание. Отряды ООП были разгромлены, чиновники перебиты, уцелевшие бежали на Западный берег, оставшийся под контролем ООП. Израиль оказал лишь ограниченную помощь ООП, и допустил захват власти ХАМАС в Газе. Это была вторая фундаментальная ошибка Израиля в отношении ХАМАС. Израиль вывел войска из Газы, эвакуировал еврейские поселения – и предоставил сектор самому себе. С этого времени говорить об израильской оккупации Газы неправильно.

ХАМАС создал 30-тысячную, хорошо вооружённую и обученную армию
ХАМАС создал 30-тысячную, хорошо вооружённую и обученную армию

Третьей и самой важной ошибкой Израиля была уверенность в том, что с ХАМАС можно договориться, что военные силы группировки невелики, и не смогут тягаться с могучей армией Израиля. Договориться можно как раз со светской организацией, с религиозной же – никогда. Ведь нельзя же договориться Богом или со священной книгой, а адепты религиозной организации уверены в том, что действуют от имени Бога. Они добровольно лишают себя свободы воли, и подчиняются воле высшей силы – так, как они её понимают. Насчёт слабых военных возможностей ХАМАС израильские эксперты были правы, но это не имеет значения: поскольку ХАМАС - всего лишь исполнитель высшей воли, оно готово пожертвовать собой и сгореть в огне «джихада». А смертники, как известно, не считаются с соотношением сил и со своими реальными возможностями (собираются ли жертвовать собой лидеры ХАМАС – отдельная тема, тут речь идёт об идеологии группировки).

Относительно строительства собственного квази-государства, в чём израильтяне убеждали самих себя – мол, ХАМАС не до войны с Израилем, оно озабочено госстроительством – то ХАМАС вовсе не собиралось его строить. Что понятно: если его предназначение – джихад, зачем что-то строить, кроме военных баз? Тем более, что всё необходимое (оружие, деньги, любое оборудование и всё-всё-всё) ХАМАС, как «управляющая компания» Газы, получала совершенно бесплатно от арабских монархий Персидского залива, США и Евросоюза. И от Израиля. Что стало четвёртой и самой трагичной его ошибкой.

У ХАМАС были все возможности построить независимое государство – благо, никто в мире не собирался брать на себя ответственность на сектор. Уходя из сектора, Израиль передал ХАМАС многоэтажные дома, коммуникации, дороги, школы, больницы, университеты, плантации, электростанции – всё это было построено частью на деньги арабских спонсоров, частью на деньги международных благотворительных организаций, правительств стран Запада, а частью – на деньги Израиля. Международная помощь Газе составляет примерно 500 долл/чем в год, электроэнергию (63% потребностей) и воду (5 млн кубометров в год) бесплатно поставляет Израилем. Энергоснабжение в секторе построено израильской компанией Grizim. Израильская же компания CMWU обеспечивает Газу канализацией и занимается опреснением воды. А обнаружение огромных запасов природного газа не шельфе сектора превратило бы Газу в новый Кувейт. Если бы вместо этого ХАМАС не решился на самоубийственную атаку на Израиль. Что для религиозной, радикально-исламистской организации как раз логично – ведь её цель – джихад, а не строительство государства!

Отношения между Израилем и ХАМАС начиная с захвата ею власти в Газе трудно назвать иначе, чем как безумными. Израиль, помимо поставок воды и электричества, давал работу тысячам жителей сектора, закупал производимые там продукты и товары (это, разумеется, была помощь – ведь продукты и различную мелочь можно закупать где угодно, причём дешевле). А в ответ из Газы по Израилю летели ракеты и проникали террористы. Израиль 10 (!) раз закрывал границу и проводил военные операции против сектора, причём в 2009 и 2014 г. - весьма серьёзные; израильтяне перебили сотни боевиков и десятки руководителей ХАМАС (в т.ч. и шейха Ясина). Но каждый раз прекращали огонь, открывали КПП и возобновляли подачу воды и электричества.

В Израиле отлично знали, что большую часть получаемых из внешних источников средств ХАМАС тратит на рытьё тоннелей военного назначения, на закупку оружия и боеприпасов, а также на пропаганду ликвидации Израиля. И тем не менее закрывал на это глаза. Тот факт, что после каждой военной операции помощь Газе возобновлялась, причём никакой речи о признании права Израиля на существование со стороны ХАМАС не шла никогда. Что это было – известная практика, что если не знаешь, как решить проблему, сделай вид, что её не существует? Вера в то, что ХАМАС, обременённый ответственностью за два миллиона гражданских, сам по себе угомонится и начнёт жить мирно? Скорее всего, и то, и другое.

Под Газой ХАМАС прорыл примерно 500 км тоннелей военного назначения
Под Газой ХАМАС прорыл примерно 500 км тоннелей военного назначения

Таким образом, вся история взаимоотношений между Израилем и ХАМАС была чередой ошибок со стороны Израиля, ответственные лица которого не понимали или не желали понимать, с чем и с кем они имеют дело. И упорно закрывали глаза на реальность, которая показала себя 7 октября во всём своём диком ужасе. Всё это вместе стало одной фатальной ошибкой, стоившей столько жизней.

Теперь уже неважно, кто в Израиле столько лет принимал вопиюще неправильные решения. Важно лишь то, чтобы теперь, когда страшная реальность прорвалась через пелену идеалистических представлений о себе, не повторять подобных ошибок.