Япония – страна, в которой исповедуется множество религий. Но слышали ли вы когда-нибудь о древней японской религии, зародившейся в Японии, — синтоизме? Вот 17 забавных и интересных фактов о религии синто в Японии.
1. Синтоизм или синто (神道 по-японски) — японская религия
Синтоизм зародился из народных верований и поклонения природе в небольших деревнях Японии. Постепенно он распространился по всей Японии и был официально оформлен как религия под названием синтоизм.
2. Добродетель синтоизма – Дзёмей Сейчоку (浄明正直)
Дзёмей Сейчоку — это слово, которое можно разбить на 4 компонента; Дзё (浄), Мэй (明), Сэй (正), Чоку (直). Дзё означает быть чистым, Мэй означает быть умным, Сэй означает быть честным, а Чоку означает быть на правильном пути. Также считалось, что плохие вещи (Кегаре, 穢れ) приходят извне.
3. Синтоизм – политеистическая культура
Боги синтоизма берут свое начало от предков семьи, региона, людей, погибших трагической смертью или совершивших великие достижения для мира, древних богов из древних текстов, самой природы, погоды, местности и так далее. В синтоизме так много богов, что в японском языке есть фраза «Яойорозу но Ками». Яойорозу означает 8 миллионов.
4. В синтоизме природа и бог рассматриваются как единое целое
Согласно древним народным верованиям в маленьких японских деревнях, различным аспектам природы и самой природе поклонялись и считали ее богом. Например, горе поклонялись как богу.
5. В синтоизме боги — близкие и знакомые существа
Боги синтоизма считаются хранителями людей. Они дают жизненные советы или немного помогают им бороться с жестокими силами природы. Есть боги, которые сеют хаос, но большинство богов миролюбивы.
6. В синтоизме людям можно поклоняться как богам.
Считается, что когда люди умирают трагической смертью, они могут причинить вред в реальном мире из-за обиды. Чтобы избежать этого, им поклоняются как богам в синтоизме. Кроме того, людям, которые совершили великие дела для Японии, тоже можно поклоняться.
7. Знаменитый синтоистский бог — Удзигами (氏神)
Удзигами — бог, которому поклоняются люди, живущие в определенном регионе. Поклоняясь этому богу, люди молились, чтобы он охранял регион. Верующих в Удзигами называют Удзико (氏子), а святилища, в которых поклоняются Удзигами, – Удзияширо (氏社). Поклонение Удзигами можно видеть по всей Японии. Известным примером поклонения Удзигами является храм Ицукусима в Хиросиме, который показан на изображении выше.
8. В синтоизме нет священного текста
Поскольку синтоизм зародился из народных верований и поклонения природе в небольших деревнях, у синтоизма нет четкого священного текста, как Библия в христианстве. Вместо этого есть «Кодзики» (古事記), «Нихон сёки» (日本書紀), «Кого Шууи» (古語拾遺) и «Сэнмё» (宣命), которые называются Синтэн (神典). Изображение выше — страница из «Кодзики».
9. Не существует основателя синтоизма
В христианстве был Иисус Христос. В синтоизме нет пророка или основателя. Вместо этого, начиная с периода Нара, синтоизм был объединен с буддизмом как единая религия. Эта ситуация изменилась в период Мэйдзи, когда поклонение императору смешалось с синтоизмом. Этот синтоизм называется синтоизмом Кокка (国家神道). Когда закончилась Вторая мировая война, синтоизм Кокка исчез. В настоящее время в святилищах практикуется синтоизм, который называется синтоизмом Дзиндзя (神社神道).
10. В синтоизме ритуалы под названием Сайши (祭祀) — это способ соединить людей и богов
В синтоизме исполняется 11 видов Сайши. Совершая эти ритуалы, люди демонстрируют свою преданность богам и получают взамен опеку или процветание. Сайши также называют Омацури (お祭り).
11. Сайши исполняются в синтоистских святилищах.
По-японски синтоистский храм называется Дзиндзя (神社). В Дзиндзе совершаются любые виды Сайши. Дзиндзя считается священным местом, и совершать там проступки, например мусорить или воровать вещи, – табу. Знаменитые дзиндзя — это Мэйдзи Дзингу в Сибуе (明治神宮), храм Ясукуни (靖国神社) и Фусими Инари Тайся в Киото (伏見稲荷大社).
12. Сайши выполняются из 3-х частей
Это звучит так: Ёисай (宵祭), Сюкусай (祝祭) и Госай (後祭). Ёисай – это ритуал приветствия бога. Сюкусай призван прославлять существование бога. Во время Сюкусая считается хорошим поступком чрезмерно пить алкоголь и шуметь. Полагают, что чем больше люди веселятся, тем они счастливее. Госай – это ритуал встречи с богом.
13. Омикоши (御神輿) — это средство передвижения, в котором восседает бог.
Во время Сайши несколько человек могут разносить Омикоши по окрестностям. Считается, что бог сидит внутри Омикоши во время Сайши. Происхождение Омикоши связано с транспортным средством, на котором перевозили аристократов в период Нара. Между Сайши Омикоши хранится внутри святилища.
14. У входа в Дзиндзя есть ворота, называемые Тории (鳥居).
Тории построены, чтобы показать начало священного места Дзиндзя. Считается, что бог входит и выходит через Тории. Люди, посещающие Дзиндзя, также должны пройти через Тории.
15. Дзиндзя управляются Синшоку (神職) и Мико (巫女).
Синшоку — это люди, которые координируют Сайши, выполняют ежедневные обязанности в Дзиндзя и служат богу Храма. Они все мужчины. Мико — женщины, выполняющие те же обязанности, что и Синшоку. На изображении выше Мико.