Аничков мост - один из самых узнаваемых и известных символов Санкт-Петербурга. Этот мост, перекинутый через реку Фонтанку, является одним из старейших и самых красивых мостов города.
Современный Аничков мост был построен в период с 1784 по 1785 год по проекту архитектора Василия Баженова. На этом месте был расквартирован строительный батальон, которым командовал подполковник Михаил Аничков. Именно в его честь мост получил свое название.
В 1715 году по указу Петра I было начато строительство моста через реку Фонтанку, которую тогда называли Безымянный Ерик. Это была болотистая речка с островами и заводями. А вот будущий Невский проспект к тому моменту становился одним из главных путей новой столицы.
К маю 1716 года все работы были завершены. Деревянный мост был трехпролетным. Он пересекал и сам проток, и болотистую пойму. Мост был достаточно длинным (200 метров), Фонтанка в то время была значительно шире, чем она есть сейчас.
У моста был установлен шлагбаум, который закрывался на ночь. А днем со всех въезжающих с южной границы города взималась таможенная пошлина за въезд в город.
В судоходном пролете были установлены специальные подъемные щиты, которые снимались и позволяли пройти мачтовым судам.
Никаких чертежей того моста не сохранилось. Однако можно предположить, что наподобие другим мостам, его конструкция была обшита досками и раскрашена под каменные блоки. Это создавало “презентабельный” вид.
За период с 1726 по 1742 год мост неоднократно ремонтировался. Только в 1749 году, по проекту архитектора Семёна Волкова, был построен новый деревянный мост на сваях.
В 70-ых годах XVIII века военный инженер В. Назимов создал проект строительства набережных реки Фонтанки. Также был разработан проект семи мостов через реку. Однако к реализации проекта приступили лишь через десять лет. С 1782 по 1788 годы были построены: Симеоновский, Аничков, Обуховский, Чернышев, Семеновский, Измайловский, Калинкин мосты.
Все эти мосты были созданы по одному и тому же проекту, который предусматривал перекрытие реки двумя гранитными арками длиной 13,5 метров. На быках мостов были установлены четырехпилонные башни.
Средний пролёт мостов был деревянным и мог разводиться. В башнях располагались подъёмные механизмы.
К 30-ым годам XIX века стало ясно, что мост нужно реконструировать из-за узкой проезжей части, которая затрудняла движение на Невском проспекте. Проект был разработан инженер-майором И.Ф. Буттацем и инженером А.Х. Редером.
Старый мост был разобран. А в 1841 году был заложен первый камень нового моста, который был расширен до красной линии Невского пролета.
Длина нового моста составила 54.6 метра, а ширина - 37.9 метра. Своды планировалось украсить накладными бронзовыми элементами. На быках должны были установить бронзовые вазы. На береговых устоях хотели разместить конные статуи. Но в итоге от накладных украшений и ваз было решено отказаться.
Ограда моста выполнена из чугуна, на ней изображены барельефы морских коньков и русалок. Ее автор, архитектор А.П. Брюллов. Похожий рисунок ограды можно увидеть на Дворцовом мосту в Берлине.
Главным художественным украшением Аничкова моста являются четыре конные скульптурные композиции “Укрощение коня человеком”, созданные талантливым скульптором Клодтом.
За десять лет до начала строительства моста скульптор Петр Клодт приступил к работе над группой, состоящей из вздыбленной лошади и человека, пытающегося ее сдержать. Согласно одному из проектов Карла Росси, созданному в 1817 году, Дворцовую набережную между Зимним Дворцом и Адмиралтейством (где ранее находился засыпанный канал) должны были украшать скульптурные группы лошадей с возницами.
Модель лошадей, созданная Василием Демут-Малиновским, была признана неудовлетворительной. В 1832 году Николай I поручил Клодту создать новую модель.
Первоначально планировалось установить двух коней у Академии Художеств. Но для украшения набережной привезли двух древних сфинксов из Египта, найденных при раскопках в Фивах. Поэтому скульптурам Клодта нашли место на новом широком мосту.
П.К. Клодт отлил из бронзы две скульптурные композиции, которые были установлены на западной части моста в 1841 году. А с восточной стороны были установленные временные статуи, сделанные из гипса.
Спустя год скульптор отлил еще две статуи из бронзы, но император Николай I сразу же после изготовления подарил их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Также копии изваяний были отправлены в Неаполь, в Орловскую усадьбу в Стрельне, в Бельведер в Петергофе.
В 1851 году мост был полностью готов. Клодт решил не повторять уже созданные скульптуры и создал две абсолютно новые статуи. Если внимательно посмотреть на копыта коней, то можно увидеть, что два коня подкованные. А два оставшихся - без подков. Объяснение было такое: в стороне Литейного проспекта была кузница. Два коня шли уже подкованные из кузницы, а два только шли туда.
Согласно замыслу скульптора, четыре группы должны были представлять четыре стадии усмирения дикого коня человеком, начиная от начальной стадии единоборства и заканчивая полным подчинением коня человеку. Клодт раздобыл на скотобойнях лошадиные головы, ноги и плечи, лично их препарировал и заливал гипсом, чтобы впоследствии собрать их в скульптурную композицию.
Для середины XIX века уличные скульптурные группы с обнаженными мужчинами были очень смелыми. Но народ быстро привык. В городском фольклоре появилось другое название моста - "Мост восемнадцати яиц" (4 коня, 4 укротителя и один городовой, у которого был пост на мосту).
Во времена Блокады кони Клодта были спрятаны во дворе Аничкова дворца. Были выкопаны огромные ямы. В них положили коней в деревянных саркофагах. Из-за бомбардировок мост сильно пострадал: были разрушены многие элементы ограды и гранитные пьедесталы. Однако даже до Дня Победы ограда была восстановлена, а к 1 мая 1945 года скульптуры вернулись на свои места.
В период с 1906 по 1908 год Аничков мост был реконструирован. В ходе работ кирпичные своды были переложены и облицованы розовым гранитным камнем. Тротуары выложили большими плитами красного гранита.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: