Найти в Дзене
Сакко и Ванцетти

Картинки с выставки.

Размышления после посещения выставки "90 лет Ярославскому отделению Союза художников России"

Часть 1

Иногда я бываю в замечательном городе Ярославле, интересуюсь его культурной жизнью, так что, узнав недавно об открытии выставки 90-летия союза художников , придумывать лишний повод для поездки в Ярославль не пришлось.

«90 лет…серьёзную задачу поставили перед собой организаторы выставки, — думалось мне,— ведь нужно отразить без малого век художественной жизни Ярославля, сколько достойных художников работало в прошлом, да и работают сейчас? Какие работы стали знаковыми для Ярославля?» Много вопросов возникло в голове по дороге в "Миллениум"—первую из двух выставочных площадок, которые мне удалось посетить в свой приезд.

Сейчас понимаю, что у меня было очень много идеалистических ожиданий от этой выставки, чрезмерно много. А чем больше ожиданий, тем больше, как известно, разочарований. Что же именно послужило причиной моих печальных раздумий, постараюсь более-менее ясно изложить ниже. Я не претендую на глубокий анализ, скорее постараюсь смотреть глазами обывателя, высказывая исключительно свое мнение и оценочное суждение.

Также буду приводить примеры особенно значимых для повествования работ, прикрепляя фото и указывая имена авторов, которые удалось записать. Сделаю это специально для людей, интересующихся культурной жизнью Ярославля.

Стоит начать с того, что первая картина, встретившаяся мне возле гардероба была (!) пейзажем Венеции. Далее мне встретились венецианские пейзажи еще несколько раз. За окном северная мгла — в душе солнечная Италия, это можно объяснить себе так. Сразу после венецианских мотивов пошли русские.

Теплов В.В. «Русский богатырь».
Теплов В.В. «Русский богатырь».

Правда, чувствовалось что-то развесисто-клюквенное в этом натюрморте. Непонятно было, любуется ли художник «сутью» русской жизни, или иронизирует над ней. Что же хотел сказать автор?

Тот же вопрос возник при взгляде на картину «Земля» Шилова.

«Земля». Шилов.
«Земля». Шилов.

Хоть я и городской житель, но знаю, какой бывает земля, даже помню ее запах, но почему-то не такой запах мне вспомнился. А главное осталось непонятным, что же такое есть земля для самого художника?

У следующих картин количество вопросов стало только увеличиваться. 

 «20 век» Гурин М.В.
«20 век» Гурин М.В.

Почему?...Почему именно 20 век, любезный автор? Было бы еще понятно, если речь шла о 20-х годах 20 века (2020, символично, художники любят символы), но всю полноту 20 века сводить к двум девицам на фоне самолётиков и надписи РСФСР? А если убрать РСФСР на картине, зритель сможет догадаться, что же имелось в виду? Сомневаюсь, уж очень много вопросов вызывает эта работа.

 «Восточный танец» Арискин.
«Восточный танец» Арискин.

Почему?...Почему древний Египет? Какое он отношение имеет к Ярославлю? Опять же, вопрос без шансов на ответ. Или я все-таки чего-то не понимаю? Правда, кое-что вдруг мне эта картина напомнила.

Картинка из учебника по композиции.
Картинка из учебника по композиции.

Александров «Утро»
Александров «Утро»

Какие тут еще могут быть вопросы? Ах, что изображено на картине? А разве не понятно? Привычный всем утренний пейзаж.

Если душе хочется чего-то попонятнее, то можно подойти к натюрмортам Жевакина А.И.

-7
-8

Вообще количество будничных бутылок и ничем особенным не выделяющихся «школьных» натюрмортов, признаюсь, удивляет. 

Крючкова О.В. «Хризантемы»
Крючкова О.В. «Хризантемы»

Хотя жевакинские бутылки по-своему хороши: сочетание странной перспективы и зеленых оттенков в работе создает , вполне определённое настроение. Эти работы еще можно попытаться как-то интерпретировать.

Правда, дальше меня ждала работа, автор которой не оставил ровно никакого шанса для понимания.

Журавлева М.Н «Где ты, фиолетовая?»
Журавлева М.Н «Где ты, фиолетовая?»

Где ты, фиолетовая?— вопрос обрушивается на психику шквалом сопутствующих вопросов, которые как бы проваливаются куда-то в глубину подсознания, чтобы затаиться там. Возможно, спустя два-три года посреди ночи я проснусь с этим вот таинственным вопросом в голове, но никакого визуального образа, никаких воспоминаний об этой выставке он не воскресит.

Дальше началась череда фактически неприятных работ.

Рожков О.Г. «Выбор»
Рожков О.Г. «Выбор»

Имея непосредственное отношение к региону Поволжье, могу сказать, любому волжанину будет понятно, что выбирать тут не из чего— вся рыба скверная, не первой и не второй свежести. Если на такой вывод и намекал своей работой художник, тогда это превращает работу почти в высказывание, которое найдет отклик в сердцах тех, кто сможет этот посыл расшифровать.

Соколов «Игрушки на снегу»
Соколов «Игрушки на снегу»

Работа от которой мне физически стало нехорошо. Натуралистичные советские куколки, некоторые зеленовато-синих оттенков, полураздетые свалены в кучу на снегу. Какие при этом могут возникнуть ассоциации? Хотелось бы от самых неприятных отмахнуться, но не получается. Что же хотел сказать художник такой работой? Хотелось бы верить, что в работу закладывался какой-то тайный глубокий смысл. В противном случае ощущение такое, что ко мне подошли на улице и наговорили отвратительных вещей просто так, безо всякой цели. Будет ли мне плохо после этого? Определённо да.

Похожие чувства вызвала работа «Кухня»

«Кухня» Аранышев А.Л.
«Кухня» Аранышев А.Л.

«Адская кухня», как-то само собой назвалось. Я не смеюсь, какой уж тут смех, просто посмотрите на это лицо.

Фрагмент.
Фрагмент.

Картина того же автора.
Картина того же автора.

Судите сами. Признаюсь, после двух предыдущих работ на это малиново-красное нечто было даже приятно смотреть. 

Малафеевский «Торжество»
Малафеевский «Торжество»

Что бы вы почувствовали, если после всего увиденного вам бы сказали что-то вроде: «Да бросьте вы, давайте просто порадуемся?» Скорее всего раздражение. Правда удивительно, зачем брать столько цветов, если самое торжественное сочетание— это классическая триада. Но это на мой обывательский вкус. Что-то подобное стоит перед глазами всякий раз, когда случаются перепады атмосферного давления. К слову, уже сезон.  

-17

Отдельное спасибо организаторам за то, что повесили афиши выставки буквально на каждом углу. Через некоторое время начинаешь забывать, на выставку чего ты пришел. А тут такое ненавязчивое напоминание, приятно.

Дальше пойдут работы, которые не вызывают столько вопросов, скорее недоумение, чем же они могли заслужить место на выставке, посвященной 90-летию ярославского союза… 

Мухина Е.Ф
Мухина Е.Ф

Старковский С.А
Старковский С.А

Недоумение, плюс ощущение того, что где-то когда-то это уже было. 

Пак Д.Г. «Журавли»
Пак Д.Г. «Журавли»

Пак Д.Г. «Прогулка»
Пак Д.Г. «Прогулка»

Казалось бы, русские виды, специально для тех, кто «нос вертит» от Венеции. По форме верно, а по сути издевательство. Это ли уровень Союза художников?

Под завершение моего обзора выставки в КЗЦ (культурно-зрелищный центр, на минуточку) "Миллениум", считаю нужным показать, что у меня не вызвало никаких вопросов и вернуло мне уверенность в то, что я нахожусь на выставке именно ярославского союза. 

Таланов А.В. «Январь. Подзеленье»
Таланов А.В. «Январь. Подзеленье»

Хорошая, тонкая работа, глаз отдыхает. Понятно, ради чего художник остановился возле этих деревьев—это просто видно и не нуждается в дополнительных объяснениях.

Хотя и о подобных работах мне есть что сказать, кроме банального «хорошо», что я и собираюсь сделать во второй части моего обзора выставки.