Размышления после посещения выставки "90 лет Ярославскому отделению Союза художников России"
Часть 1
Иногда я бываю в замечательном городе Ярославле, интересуюсь его культурной жизнью, так что, узнав недавно об открытии выставки 90-летия союза художников , придумывать лишний повод для поездки в Ярославль не пришлось.
«90 лет…серьёзную задачу поставили перед собой организаторы выставки, — думалось мне,— ведь нужно отразить без малого век художественной жизни Ярославля, сколько достойных художников работало в прошлом, да и работают сейчас? Какие работы стали знаковыми для Ярославля?» Много вопросов возникло в голове по дороге в "Миллениум"—первую из двух выставочных площадок, которые мне удалось посетить в свой приезд.
Сейчас понимаю, что у меня было очень много идеалистических ожиданий от этой выставки, чрезмерно много. А чем больше ожиданий, тем больше, как известно, разочарований. Что же именно послужило причиной моих печальных раздумий, постараюсь более-менее ясно изложить ниже. Я не претендую на глубокий анализ, скорее постараюсь смотреть глазами обывателя, высказывая исключительно свое мнение и оценочное суждение.
Также буду приводить примеры особенно значимых для повествования работ, прикрепляя фото и указывая имена авторов, которые удалось записать. Сделаю это специально для людей, интересующихся культурной жизнью Ярославля.
Стоит начать с того, что первая картина, встретившаяся мне возле гардероба была (!) пейзажем Венеции. Далее мне встретились венецианские пейзажи еще несколько раз. За окном северная мгла — в душе солнечная Италия, это можно объяснить себе так. Сразу после венецианских мотивов пошли русские.
Правда, чувствовалось что-то развесисто-клюквенное в этом натюрморте. Непонятно было, любуется ли художник «сутью» русской жизни, или иронизирует над ней. Что же хотел сказать автор?
Тот же вопрос возник при взгляде на картину «Земля» Шилова.
Хоть я и городской житель, но знаю, какой бывает земля, даже помню ее запах, но почему-то не такой запах мне вспомнился. А главное осталось непонятным, что же такое есть земля для самого художника?
У следующих картин количество вопросов стало только увеличиваться.
Почему?...Почему именно 20 век, любезный автор? Было бы еще понятно, если речь шла о 20-х годах 20 века (2020, символично, художники любят символы), но всю полноту 20 века сводить к двум девицам на фоне самолётиков и надписи РСФСР? А если убрать РСФСР на картине, зритель сможет догадаться, что же имелось в виду? Сомневаюсь, уж очень много вопросов вызывает эта работа.
Почему?...Почему древний Египет? Какое он отношение имеет к Ярославлю? Опять же, вопрос без шансов на ответ. Или я все-таки чего-то не понимаю? Правда, кое-что вдруг мне эта картина напомнила.
Какие тут еще могут быть вопросы? Ах, что изображено на картине? А разве не понятно? Привычный всем утренний пейзаж.
Если душе хочется чего-то попонятнее, то можно подойти к натюрмортам Жевакина А.И.
Вообще количество будничных бутылок и ничем особенным не выделяющихся «школьных» натюрмортов, признаюсь, удивляет.
Хотя жевакинские бутылки по-своему хороши: сочетание странной перспективы и зеленых оттенков в работе создает , вполне определённое настроение. Эти работы еще можно попытаться как-то интерпретировать.
Правда, дальше меня ждала работа, автор которой не оставил ровно никакого шанса для понимания.
Где ты, фиолетовая?— вопрос обрушивается на психику шквалом сопутствующих вопросов, которые как бы проваливаются куда-то в глубину подсознания, чтобы затаиться там. Возможно, спустя два-три года посреди ночи я проснусь с этим вот таинственным вопросом в голове, но никакого визуального образа, никаких воспоминаний об этой выставке он не воскресит.
Дальше началась череда фактически неприятных работ.
Имея непосредственное отношение к региону Поволжье, могу сказать, любому волжанину будет понятно, что выбирать тут не из чего— вся рыба скверная, не первой и не второй свежести. Если на такой вывод и намекал своей работой художник, тогда это превращает работу почти в высказывание, которое найдет отклик в сердцах тех, кто сможет этот посыл расшифровать.
Работа от которой мне физически стало нехорошо. Натуралистичные советские куколки, некоторые зеленовато-синих оттенков, полураздетые свалены в кучу на снегу. Какие при этом могут возникнуть ассоциации? Хотелось бы от самых неприятных отмахнуться, но не получается. Что же хотел сказать художник такой работой? Хотелось бы верить, что в работу закладывался какой-то тайный глубокий смысл. В противном случае ощущение такое, что ко мне подошли на улице и наговорили отвратительных вещей просто так, безо всякой цели. Будет ли мне плохо после этого? Определённо да.
Похожие чувства вызвала работа «Кухня»
«Адская кухня», как-то само собой назвалось. Я не смеюсь, какой уж тут смех, просто посмотрите на это лицо.
Судите сами. Признаюсь, после двух предыдущих работ на это малиново-красное нечто было даже приятно смотреть.
Что бы вы почувствовали, если после всего увиденного вам бы сказали что-то вроде: «Да бросьте вы, давайте просто порадуемся?» Скорее всего раздражение. Правда удивительно, зачем брать столько цветов, если самое торжественное сочетание— это классическая триада. Но это на мой обывательский вкус. Что-то подобное стоит перед глазами всякий раз, когда случаются перепады атмосферного давления. К слову, уже сезон.
Отдельное спасибо организаторам за то, что повесили афиши выставки буквально на каждом углу. Через некоторое время начинаешь забывать, на выставку чего ты пришел. А тут такое ненавязчивое напоминание, приятно.
Дальше пойдут работы, которые не вызывают столько вопросов, скорее недоумение, чем же они могли заслужить место на выставке, посвященной 90-летию ярославского союза…
Недоумение, плюс ощущение того, что где-то когда-то это уже было.
Казалось бы, русские виды, специально для тех, кто «нос вертит» от Венеции. По форме верно, а по сути издевательство. Это ли уровень Союза художников?
Под завершение моего обзора выставки в КЗЦ (культурно-зрелищный центр, на минуточку) "Миллениум", считаю нужным показать, что у меня не вызвало никаких вопросов и вернуло мне уверенность в то, что я нахожусь на выставке именно ярославского союза.
Хорошая, тонкая работа, глаз отдыхает. Понятно, ради чего художник остановился возле этих деревьев—это просто видно и не нуждается в дополнительных объяснениях.
Хотя и о подобных работах мне есть что сказать, кроме банального «хорошо», что я и собираюсь сделать во второй части моего обзора выставки.