Heroes of Might and Magic IV являются для меня любимой игрой в геройской серии. Поэтому именно в ней я хочу проследить, как менялись и эволюционировали юниты фракций Героев Меча и Магии II. Третья часть по механике не сильно отличалась, в то время как четверка уже приобрела некие эволюционные черты. Тем интереснее посмотреть, как разительно изменились существа, практически из оригинальных героев, сквозь призму времени. Не упустим из нашего внимания и вот что: все шесть фракций Heroes of Might and Magic I-II перекочевали в следующую четную номерную часть, отдав своеобразную дань уважению оригиналу.
Начнем с фракции Рыцарь, который в Героях 4 именуется как "Обитель".
Кресьтяне
Закономерно, их не вернули обратно в основные войска фракции. Крестьяне больше не обитают в пышных городах, а ютятся на отдаленных фермах. Ну действительно - зачем на поле боя нужны эти паршивые бойцы? Только на потеху некромантам. В Аксеоте (мире где происходит действие Heroes of Might and Magi IV) все хорошо с климатом, и крестьяне собирают несколько урожаев в год, поэтому они упитанные, и не выглядят как сутулые жертвы чумы из второй части. Хотя показатели атаки и защиты у крестьян в четвертой части настолько малы, что все равно выставлять их на честный бой не стоит - кто угодно победит. Но, опять же, благодаря обилию урожая, часть пшеницы (или что они там выращивают) крестьяне могут продавать на рынке, становясь зажиточными и принося копеечку в вашу казну, за каждую голову. Имея солидный прирост на фермах, их можно концентрировать в своем замке и обильно собирать налоги, а крестьяне и не против.
Лучники
Заменили луки на арбалеты, так и оставили. И то верно - как-то же надо их отличать от эльфийских лучников. Правда арбалет не такой скоростной, с его рычажной зарядкой, и поэтому выпускать две стрелы за раз он больше не может (а в третьей части мог!). По сравнению со второй частью, лучники людей казалось бы поубавили в боевой мощи. Однако, после того как в героях ввели штраф за дальность для лучников, арбалет заиграл новыми красками - он теперь бьет по всему полю боя без штрафов на расстояние. Но арбалетчики остались такими же хилыми как и лучники, а их урон тоже звезд с неба не хватает, не позволяя на их основе сделать полноценный боевой отряд.
Копейщики
А вот в четвертой части копейщики получают бонусы от своего оружия. Там где в Героях II мужик с копьем не отличался от мужика с мечом, по механике удара, в продолжении копейщик пользуется силой своего копья, и тыкает им не подходя к врагу вплотную. Что закономерно - не получая ответной атаки и нивелируя способность Первый удар, ведь руки/когти/клыки не резиновые, растянуться и достать до тушки копейщика не получится. В то же время, если враг устроит рандеву с копейщиком один на один, то тут уже ничего не поделаешь - придется получать в табло. В HoMM 4 копейщик, из относительно бесполезного, превратился в ценного бойца, которого я обычно всегда и строю, играя за Обитель.
Мечники
Получается, что они и не дожили до четвертой части. Есть крестоносец, да, но это не мечник. Поэтому… помянем мечников.
Чемпионы
С одной стороны, в Героях 4 чемпионы знатно поднялись в своих боевых навыках, но в сравнении с остальными существами мира Аксеот, они остались такими же дохляками: мало ХП, малый урон, невысокие показатели атаки и защиты. Зато хороший прирост - в два раза больше чем у обычных юнитов четвёртого ранга. Было бы совсем грустно, если бы чемпионам не дали хоть какую-нибудь плюшку, и им подкинули. Прежде всего, это знаменитый разгон, который увеличивает урон за пройденное расстояние, и первый удар. Когда ты скачешь с огромной скоростью на боевой лошади, у врагов трясутся коленки и в глазах читается ужас - тут уж не до резкости, нужно думать, как бы тебя не затоптали. К сожалению все это не делает чемпионов достойными воинами. И если во вторых героях у нас не было выбора их не брать (а кем воевать тогда?), то в HoMM 4 они легко и приятно заменяются ангелами. Кстати, в четвертой части у чемпионов знатно урезали инициативу, ведь раньше они ходили почти вровень с фениксами.
Крестоносцы
Крестоносец из HoMM 2 выглядит как супергерой с обложки комиксов Marvell, в то время как в HoMM 4 он изображён достаточно реалистично. В общем-то, в четвертых героях крестоносцы практические такие же как и в героях вторых: ХП одинаковое, два удара, и даже урон почти идентичный, но есть один нюанс. И я сейчас не про то, что крестоносцев сместили с должности ультимативного бойца фракции, поменяв его на чемпиона. Дело в том, что его нетерпимость к нежити, в одной и другой игре, воплощены по-разному. И если в HoMM 2 крестоносец в два раза жестче бил по нежити, отчего те хотели как можно быстрее от него улизнуть, или уверовать в настоящего бога, то в HoMM 4 он просто обладает 50%-процентной защитой от атак сил смерти и от заклинаний. Это неплохо, но защита хороша только тогда, когда она переходит в нападение, поэтому способность крестоносца из второй части намного ценнее, на мой взгляд. А в общем, хорошо что его нетерпимость к нежити (здесь это именуется как оберег) все-таки перенесли, что отлично вписывается в концепцию крестоносца.