Найти в Дзене

Аяз Шабутдинов: стоила ли игра свеч?

Вчера российское информационное пространство взорвалось новостью об аресте бизнес-феномена и одного из самых молодых миллионеров РФ Аяза Шабутдинова. Уже вечером стало известно о предъявлении ему обвинения в мошенничестве. Детали пока не уточняются.

Мы решили поразмыслить о том, какой силой обладает хорошо выстроенный личный бренд и стоит ли его использовать так, как это делал Аяз.

Личный бренд Аяза или нужно уметь вовремя меняться

Аяз Шабутдинов
Аяз Шабутдинов

Личный бренд Аяза выстроен по классической для инфобизнеса схеме, которая в теории художественной литературы называется “путь героя”. В начале истории герой находится в самых неблагоприятных условиях на свете, затем он мужественно преодолевает различные препятствия и в конце достигает заветной цели. Будь то женитьба на принцессе или уничтожение кольца Всевластия.

Мальчик из Богом забытой деревни, из бедной семьи, пошел в бизнес, ему сопутствовал бесконечный успех и в итоге он стал миллионером, который зарабатывает много нулей в месяц и ведет роскошную жизнь. Старо как мир. Но это работает. Вот она, сила грамотного сторителлинга!

Пока Аяз оставался в рамках роли серийного бизнесмена, открывающего успешные бизнесы пачками, образ героя на нем прекрасно держался и работал на него. Все-таки люди, которые с “нуля” добились всего сами, вызывают уважение. А в детали никто не вдается. За успех не судят, все-таки.

Проблемы начались, когда он решил передавать накопленный опыт другим.

Роль ментора, неважно - за деньги или нет, предполагает, что ученики получают реальную пользу. Им отдают все свои знания, чтобы они превзошли учителя. А из героев менторы выходят так себе, потому что они не умеют преподавать и отходить на второй план, как это делают менторы. Им по типажу и жанру не положено.

Здесь нужно было бы трансформировать личный бренд - из героя в ментора, но этого сделано не было. Неудивительно, что критики того обучения, которое предлагала компания Аяза “Like Центр”, было предостаточно. Мало показать людям собственный успех и зажечь в них “Я тоже так хочу, у него получилось, значит я тоже смогу.”. Нужно передавать знания и вкладываться в учеников, а этого, судя по всему, не планировалось. Обсуждения “успешного успеха” других - не то же самое, что реальное обучение ведению бизнеса.

Деловая репутация Аяза или нужно уметь адаптироваться

-2

В бизнесе репутация - это все. Сильный личный бренд, поддерживаемый соцсетями и мельканием в СМИ, - это прекрасно, но работают с живыми людьми, а не их интервью на Первом канале.

У Аяза была репутация рискового и открытого к простым людям бизнесмена. Зародилась она в те времена, когда он весь процесс создания будущей франшизы “Coffee Like” публично обсуждал с подписчиками на своей странице в ВК. Мало у кого хватит смелости так поступить. Обычно бизнес-процессы держат в тайне и все тонкости знает только сам бизнесмен и его юристы и бухгалтеры.

Это же одновременно было прекрасной рекламой и, как это называют в агрессивном маркетинге, “прогревом”. Нужно отдать должное смекалке Аяза - так открытие бизнеса “прогревать” для продажи его идеи другим до него никто не догадался.

Беда в том, что чистоплотность Аяза как бизнесмена уже тогда подвергалась сомнениям. Им заявлялось, что открытие точки Coffee Like по франшизе обойдется в 50 тысяч рублей, а на практике на это уходило больше 700 тысяч рублей, из которых около 180 тысяч уходило лично ему непонятно за что. И было множество жалоб на его профессиональную этику, в том числе публичных, со стороны бывших учеников и конкурентов.

Неудивительно, что действительно крупные, респектабельные игроки российского бизнеса его обходили стороной. История героя там не особенно котируется, поскольку там все герои, сделавшие себя сами. Личный бренд, ориентированный на профессионалов, должен быть выстроен по-другому, опираться на другое. И он обязательно должен быть поддержан сильной, хорошей репутацией, основанной на реальных делах и достижениях.

Аяз свой личный бренд адаптировать не стал. И работать над своей деловой репутацией тоже. Вероятно, его и так все устраивало. Он занял свое место в нише инфобизнеса, зарабатывал неплохие деньги и как-то развиваться дальше статуса героя, достигшего успеха, похоже, не собирался.

Арест или неожиданный поворот в истории героя

Аяз
Аяз

Мало кто из авторов рискует сделать внезапный финт ушами и превратить героя в злодея. Но жизнь - самый лучший сценарист в мире, у нее немало затейливых клиффхэнгеров припрятано в рукаве.

Так, в начале ноября Шабутдинову было предъявлено обвинение в восьми случаях мошенничества в особо крупном размере. На основании заявлений семи его бывших учеников. То шило, которое в мешке не утаишь при всем желании. В наши дни новости разлетаются быстро и былые восторженные заголовки уже полностью заменились на новости судебно-уголовного характера.

Выдержит ли личный бренд Аяза эту катастрофическую для репутации медиа-бурю? Рассматривался ли им вообще такой вариант развития событий? Никто не знает. Попытки PR-команды справиться со скандалом на данный момент выглядят не особо убедительными - вежливые отписки, “Мы ни в чем не виноваты” и “Мы - белые-пушистые, сотрудничаем со следствием, все обвинения против нас - ложь”. Очень шаблонно и стандартно.

Что в свою очередь вскрывает одну из самых больших проблем статичного личного бренда: он хорошо работает и устойчиво стоит при штатных условиях эксплуатирования, однако в экстремальной ситуации начинает трещать по швам и разваливаться на глазах. Потому что вероятность житейских и деловых землетрясений должна быть заложена в нем еще на стадии разработки и к личному бренду должна прилагаться сплоченная команда, умеющая управлять брендом и справляться с кризисными историями.

Тем более, что Аязу есть что спасать.

В чем мораль истории?

То, что сейчас происходит с Аязом Шабутдиновым, - хороший повод для российского PR-сообщества обсудить этическую сторону сотрудничества с клиентами. Деньги действительно не пахнут или все же должны быть какие-то профессиональные стандарты? А для каждого PR-специалиста сформировать свою личную позицию по данному вопросу. Нужна ли профессиональная этика? Нужно ли выбирать то, что продвигается в массы?

"Развитие личного бренда это, в первую очередь, работа с репутацией персоны. Доверить свой личный бренд, себя, свое имя команде, которая занимается продвижением сомнительных личностей и проектов, мало кто захочет. Поэтому в нашем PR агентстве "Соломка" мы не беремся за подобные проекты и стараемся держаться подальше от авантюрных персонажей"
- Руководитель PR агентства "Соломка", Дмитрий Захарьев

И повод задуматься о том, какую силу имеет грамотно сделанный личный бренд и стоит ли его использовать исключительно в целях личного обогащения? Или все же нужно быть сознательнее? Отдавать себе отчет в своем влиянии на людей через личный бренд и использовать его более этично и экологично?

Предлагаем вам присоединиться к дискуссии в комментариях.

Узнайте больше о продвижении личного бренда на нашем сайте: https://solomka.biz/prodvigenie_lichnogo_brenda.html

Другие статьи канала:

Что о вас знает Интернет? Сделайте экспресс-аудит своего личного бренда

Разбор личного бренда Петра Кутиса: скромное обаяние медийности

Разбор личного бренда Феликса Бондарева: почему он так известен и мог ли стать еще популярнее?