Продолжая тему станций на этом канале, я решил затронуть станцию метро «Динамо», расположенную на Замоскворецкой линии, и являющуюся одной из самых старых станций Московского метрополитена.
Откуда же название у данной станции? А названа она по одноименному стадиону, около которого и располагается станция. Первоначально станция должна была называться «Стадион Динамо». Но, впрочем, мы уже привыкли, что проектные названия станций в нашей стране, отличаются от тех, под которыми, в итоге станция открывает свои двери для пассажиров. Впрочем, здесь отличие не столь существенное. Просто убрали слово «стадион». Видимо кому-то было слишком тяжело запоминать такие длинные названия.
И хотя название изменилось не очень, внешний облик станции «Динамо» отличается от первоначального проекта чуть менее чем полностью. Построенная станция получилась трехсводчатой, пилонной. Что это означает? То что фактически, центральный зал и две платформы – это не одна конструкция, а три разных зала, каждый со своими сводами, которые опираются на массивные пилоны – ну это типа колонн, только больше и массивнее. Получается конструкция, состоящая из трех независимых друг от друга других конструкций.
На фото ниже, для лучшего понимания, строящаяся пилонная станция без отделки . Центральный зал и два боковых где рельсы - это три разных зала, три разных конструкции.
Согласно же первоначальному проекту, вместо пилонов, должны были быть металлические колонны, что делало бы станцию чем-то похожей на станции-сороконожки будущего, но только богато отделанную, разумеется.
На момент постройки в 1938 году станция являлась самой глубокой станцией московского метро, это на минуточку целых в глубину 40 метров. А в длину платформы станция составила 155 метров. Разумеется, при таких глубинах строили её закрытым способом.
Не обошлось в ходе строительства и без проблем. Оказалось, что станция находится в зоне с обильными грунтовыми водами, которые грозили стройке затоплением. Но поскольку для метростроевцев преград нет, особенно если речь о метростроевцах 30-х годов, то решено было не отказываться от постройки здесь станции, а бороться с плывуном. Для этого грунт был заморожен и спокойно пройден. А когда он оттаял, то от станции его уже отделяли надежные стены и помешать он никому не мог. Хотя на протяжении всего существования станции «Динамо», мелкие протечки все же случались. Но все они были не критичны.
Декор станции тоже богатый. Как мы знаем, в те времена было принято сооружать под землей настоящие дворцы. Это потом, им на смену придет убогая сельская безвкусица. Но тогда… Тогда архитекторы станций будто соревновались друг с другом, чье же творение окажется самым красивым и роскошным. Да и денег на это не жалели.
В декоре станции присутствуют фарфоровые медальоны, спинки мраморных скамеек декорированы ониксом, а пол был когда-то из мраморной мозаики, но позже, её заменили мраморные плиты. Хотя местами, под этими плитами мозаика даже сохранилась, как показала последняя реставрация.
В 1940 году на станции проводили физические опыты, связанные с распадом урана, в ходе которых было открыто спонтанное деление ядер урана. Дело в том, что за счет того, что станция находится на глубине 40 метров, туда не проникает естественная солнечная радиация, а значит, этот природный фон не может повлиять на результаты эксперимента. Поэтому, ученые использовали в качестве временной лаборатории технические помещения станции. Пассажиры об этом даже не догадывались. А хоть бы и догадывались, опасность радиации в те годы еще не осознавалась объективно и потому это мало какого обывателя могло бы напугать.
В общем станция получилась красивая и с историей. И на этом, можно было бы заканчивать, но… Если вы посмотрите на фотографии станции «Динамо» сделанные последние годы, вы сразу не поверите, что на них изображена станция Московского метрополитена – самого красивого, чистого и ухоженного метро в мире. Такое ощущение, будто это Нью-Йорк какой-то. Что же случилось?
Помните мы говорили про плывун и что на станции были протечки, которые особо никому не досаждали?
Но тут наступил XXI век и Московский метрополитен захотел себе Большую кольцевую линию. Так уж вышло, что из-за своего расположения, станция «Динамо» стала пересадочной. И стали строить переход на новую линию.
А плывун то ведь никуда не делся. Либо инженеры метростроя думали, что вода почти за век куда-то вся утекла, либо что за это время замороженный грунт не успел оттаять. В общем те инженерные конструкции, которые все это время отделяли станцию от воды, в ходе строительства переходы были нарушены, и вода пришла на станцию.
К тому же, есть мнение, что новый переход нарушил существовавшее до этого течение воды, превратив станцию в гигантский дренаж
Персонал метрополитена только и мог что подкладывать тряпки и подставлять ведра. В остальном они были бессильны. Декор станции бесцеремонно уничтожался водой. Дошло даже до того, что протечки стали угрожать тем самым керамическим медальонам, которые украшали станцию с самого момента её открытия.
Администрация метрополитена долгое время пыталась сделать хорошую мину при плохом игре и притворялась что ничего ужасного не происходит, что все под контролем и что проблема раздута. Однако скоро станция стала выглядеть так, что продолжать притворяться что ничего не происходит, стало уже невозможно.
Сейчас на станции проводятся ремонтные работы без закрытия ее для пассажиров. Руководство метро опять же уверяет, что проблема носит лишь эстетический характер и угрозы людям нет никакой. Ну что же, посмотрим. Не хотелось бы из-за чьей-то безалаберности терять историческое наследие нашего метро – станцию «Динамо»