Найти в Дзене
Hélène Fourment

Как старел вечно молодой "Мальчик в голубом"

Многим читателям пришлась по душе статья про рентген и про исследование картины Томаса Гейнсборо "Мальчик в голубом". Продолжаю этот цикл статьёй о практической реставрации. Дорогие друзья, читатели канала, приветствую вас! В самом конце той статьи я обещала рассказать, почему мы не видим угловой прорыв холста, если не с лица, то хотя бы заглянув за оборот картины? А на рентгене видно, что он там есть. Давайте с этого места и продолжим. А для тех, кто заглянул на канал впервые и не совсем понимает, о чём речь, предлагаю прочесть начало здесь и потом вернуться сюда. Ответ прост! С оборота мы видим не авторский холст, а дублировочный, реставрационный. Картине 250 лет и минимум пару раз она должна уже была побывать в реставрации. Вы скажете: откуда это известно, может быть и не была? Вон как её холили и лелеяли! По выставкам, конечно, возили активно, но обращались с ней, без сомнения, аккуратно и бережно. А я скажу: Картины стареют... Просто стареют, как мы с вами, и этот процесс необра

Многим читателям пришлась по душе статья про рентген и про исследование картины Томаса Гейнсборо "Мальчик в голубом". Продолжаю этот цикл статьёй о практической реставрации.

Дорогие друзья, читатели канала, приветствую вас!

В самом конце той статьи я обещала рассказать, почему мы не видим угловой прорыв холста, если не с лица, то хотя бы заглянув за оборот картины? А на рентгене видно, что он там есть.

Давайте с этого места и продолжим. А для тех, кто заглянул на канал впервые и не совсем понимает, о чём речь, предлагаю прочесть начало здесь и потом вернуться сюда.

Ответ прост! С оборота мы видим не авторский холст, а дублировочный, реставрационный. Картине 250 лет и минимум пару раз она должна уже была побывать в реставрации.

Вы скажете: откуда это известно, может быть и не была? Вон как её холили и лелеяли! По выставкам, конечно, возили активно, но обращались с ней, без сомнения, аккуратно и бережно.

А я скажу: Картины стареют...

Просто стареют, как мы с вами, и этот процесс необратим!

Наш "Мальчик" был создан автором в 1770-м году. Уже спустя 20-30 лет у него начались проблемы с лаком. С этого момента состояние лака ухудшалось и требовало регулярного контроля. А спустя сто лет Мальчик вcтaл на краю нeбытия.

Если вы пришли в музей и любуетесь картинами, которым больше ста лет - просто знайте: ВСЕ эти картины были вовремя отреставрированы, и только поэтому "дожили" до наших дней.

А если бы реставраторы не вмешались, на вас со стен смотрели бы вот такие произведения искусства:

Картины, нуждающиеся в реставрации, находятся в аварийном состоянии.
Картины, нуждающиеся в реставрации, находятся в аварийном состоянии.

Реставраторы вовремя реагируют на эти изменения в состоянии сохранности картин и поддерживают их в экспозиционном виде на протяжении десятилетий и веков.

Стареют все компоненты картины: подрамник, холст, грунт, красочный слой - непосредственно сама живопись, и стареет защитное покрытие - лаковая плёнка. Они все совершенно разные по своей природе и стареют неодинаково.

Даже если вы повесите картину на самое лучшее место в доме, где у вас будут идеальные условия - стабильные температура и влажность воздуха, без перепадов, без сквозняков - она будет стареть.

Даже если вы ни разу не снимете её с этого места, пальцем не коснётесь - она будет стареть.

Даже если вы будете ухаживать за ней как положено, не протирать тряпкой, а лишь смахивать пыль метёлкой-пипидастром - она будет стареть.

Ниже на схеме "слоёный пирожок" - картина и холст, её основа. Рассказываю сегодня о нём.

-2

Холст стареет под воздействием кислорода, входящего в состав воздуха. Да-да, как мы... Его жизнь примерно равна нашей - сто лет.

Слева новый холст, справа - в возрасте ста лет
Слева новый холст, справа - в возрасте ста лет

Холст окисляется и деструктируется, а реставраторы этот процесс ещё обозначают термином "прогорает". Он изменяется в цвете, от льняного, серебристо-серого до темно-жёлтого, охристого. И, что самое важное, он теряет свои свойства: эластичность , упругость и механическую прочность. Прогоревший холст становится похож на старую хрупкую бумагу.

Эластичность: новый холст вы спокойно свернёте в трубочку, старый - будет хрустеть и ломаться.

Упругость: в натянутый новый холст вы, образно говоря, можете ткнуть пальцем. Он поддастся нажиму и снова вернётся в первоначальное состояние. А в старом, прогоревшем холсте вы проткнёте пальцем дыру.

Да, кстати! Теперь мы знаем, сколько было тому куску старого холста, на котором был нарисован очаг в каморке у папы Карло, который Буратино так легко проткнул своим длинным носом.))) Тот холст утратил упругость!
-4

Механическая прочность: вы можете взять кусок нового холста за края и потянуть в стороны, и тянуть, тянуть... пока не устанут руки. А старый холст сразу же затрещит и порвётся. Именно поэтому состарившиеся картины уже не выдерживают натяжки на подрамнике.

Покажу вам ещё одно фото оборота картины, которой даже не сто лет, ей около семидесяти. Натюрморт, привезён из Японии после Войны, в конце 1940-х.

Вы увидите много дырочек. Их хорошо видно, потому что я обработала их края спиртом.

-5

Эта картина все семьдесят лет провисела на стене тёплой сухой квартиры, её не снимали, не перевозили, никто в неё ничем не тыкал. Холст состарился, обветшал и посыпался. На деструктированном холсте дырочки появляются сами! Вот такие:

Дырочки образуются сами: от старости, от ветхости. Края нитей холста осыпаются в виде пыли.
Дырочки образуются сами: от старости, от ветхости. Края нитей холста осыпаются в виде пыли.

Как спасти? Сдублировать.

Усилить старый холст новым, дублировочным. Приклеить старую, ветхую картину на новый, крепкий, упругий, эластичный холст. Вот так:

Натюрморт "Груши и Виноград" Гюстава Курбе. Картина сдублирована на новый холст.
Натюрморт "Груши и Виноград" Гюстава Курбе. Картина сдублирована на новый холст.

И потом её можно спокойно натягивать на подрамник, теперь новый, дублировочный холст отвечает за необходимые эластичность, упругость и механическую прочность - "трёх китов", гарантирующих благополучное бытование картины на протяжении следующих ста лет.

Одна и та же картина, фрагмент. Фото до и после реставрации. Слева - авторский холст, справа - вы видите дублировочный холст.
Одна и та же картина, фрагмент. Фото до и после реставрации. Слева - авторский холст, справа - вы видите дублировочный холст.

На следующей фотографии фрагмент оборота картины, угол подрамника. На фото видны родные кромки авторского холста.

-9

Родные кромки (зелёные стрелки) завернуты и аккуратно закреплены вместе с дублировочным кромками.

Прорыв авторского холста, виден на рентгене
Прорыв авторского холста, виден на рентгене

Теперь вы знаете, откуда и как появился прорыв на холсте "Мальчика в голубом". Его прорвали при транспортировке, при отправке на очередную выставку, в тот период, когда авторский холст состарился и утратил упругость. Прорыв в форме буквы "Г", так называемый "угловой" прорыв, образуется, ожидаемо, от удара холста об угол, чаще мебели.

Вы знаете теперь, почему его не видно с оборота картины: с оборота мы видим его дублировочный холст.

И теперь понятно, почему картина стареет в любом случае, как бы бережно её не сохраняли, хоть в музее, хоть в частной коллекции.

Продолжение в следующей статье.

Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - буду рада вашим лайкам.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.

Обложка статьи
Обложка статьи