Секреты?!! Когда у картины есть секреты - отдайте её в беспощадные руки реставраторов!
Дорогие друзья, читатели канала, приветствую вас!
Про беспощадные руки я, разумеется, пошутила! На сегодняшний день реставраторам достаточно неинвазивных (бесконтактных) методов исследования, чтобы узнать если не все секреты, то большую их часть. Картины щедро открывают их исследователям.
Почему?
Потому, что никогда прежде реставрация не была такой обоснованной и бережной, деликатной и нетравматичной, как в наше время. И с течением времени реставрационные методы и приёмы развиваются и совершенствуются.
Картина английского художника Томаса Гейнсборо "Мальчик в голубом" находится в Хантингтонском музее в Калифорнии, США.
И вот, пять лет назад, впервые за последние сто лет, её отреставрировали.
Следующее фото (ниже) - общий вид картины до реставрации.
И, прежде чем вы её рассмотрите, я скажу вам ещё одну важную вещь, о чём до сих пор не говорила. Это не секрет реставраторов, но это знают только те, кто занимается фотосъемкой живописи.
На фотографии старая картина всегда выглядит лучше, чем в реальности. Ярче, чище, светлее!
На фотографии видно, что она имеет общий желто-зеленый колорит, тогда как, мы знаем, живопись Гейнсборо отличается, наоборот, холодной светлой цветовой гаммой серо-голубых, жемчужных, нежно-розовых оттенков, воздушностью и глубиной пейзажа.
И, как я вам рассказала, в реале она была темнее и ещё желтее, не были видны мелкие детали композиции и поверхность её была матовой, так как старый лак давно прожух.
Коллеги-реставраторы на протяжении всех трёх лет, что длилась реставрация, публиковали фотографии, рассказывали об исследованиях, открытиях, делились найденной информацией в СМИ и на страницах интернет-изданий. Более того, некоторые этапы реставрации они провели прямо в зале музея, где она экспонируется!
И посетители музея могли не только в режиме реального времени наблюдать за ходом работы. Они могли в определённое время (во время перерывов) общаться с реставраторами и задавать им все интересующие вопросы!
И, знаете, друзья, что я вам скажу! Это высший пилотаж и то, к чему нашим коллегам надо стремиться и реализовывать хотя бы на базе самых крупных музеев.
Что же нашли реставраторы, какими секретами поделился с ними Мальчик?
Во-первых, он рассказал, что на живописном полотне он не один и ему все эти 250 лет было с кем перемолвиться словом. Нижний слой живописи - мужской портрет, часть лица и белый шейный платок виден на рентгенограмме - на правом фото, над головой мальчика.
Художник прославился не сразу, как раз до написания этой картины он не имел большого количества заказов. Поэтому, когда он приступал к работе над картиной, он использовал холст с начатым, но, по какой-то причине, заброшенным, недописанным портретом. Разумная экономия.
Во-вторых, Мальчик рассказал, что ему не было скучно, ведь все эти прошедшие века рядом с ним был его верный друг!
Окрас этой замечательной собаки скорее светлый, возможно палевый. Свинцовых белил в красочном замесе было достаточно, чтобы она так чётко проявилась на рентгенограмме.
Покажу вам теперь рентген картины во весь размер.
И в этом случае, в отличие от истории с картиной Яна Вермеера, собаку закрыл слоем краски, записал сам автор. Все специалисты сходятся во мнении - для равновесия композиции, чтобы собачка не забирала на себя внимание и не "соперничала" с изображением Мальчика.
Да, вот ещё! Мальчик с ноткой иронии добавил, что художник немало помучился с его собачкой, пытаясь встроить её в композицию и так, и эдак. И решил обойтись вообще без неё. Может, он привирает? Разве можем мы спустя 250 лет проверить его слова?
Можем!
Ну-ка, ну-ка, что это у нас?
Слева - рентген, который вы уже видели. Справа - инфракрасная рефлектография, которая позволяет увидеть иногда даже авторский подготовительный рисунок!
И на ИК-фото мы видим, что сначала собачка сидела, мальчик не зря посмеивался над мучениями художника. Сначала автор наметил и написал собачку сидя, ему не понравилось. Он написал её стоящей, её белую пушистую спинку прекрасно видно на рентгене. И потом он сдался и написал поверх нее пейзажный фон.
В-третьих, Мальчик пожаловался, что однажды с картиной не очень аккуратно обошлись и, перемещая её, порвали. Посмотрим фрагмент рентгенограммы, слева от шляпы мальчика.
Прорыв длинный, около 30 см, угловой, а вдоль прорыва есть утраты грунта с красочным слоем до холста - вот эти чёрные небольшие пятнышки.
Вот и съемка ИК прорыв реставраторам показала.
Вы скажете: Алёна, зачем эти танцы с бубном, исследования сложные проводить, неужели не видно, что картина была порвана?
- Не видно!
Вы скажете: ну ладно, тут густо краской замазали и лаком залили, а с оборота? Заглянуть за оборот, там же дырка! Её должно быть видно. Дырку или заплатку.
- Не видно!
- Ну почему?!
- А об этом я рассказываю вам в следующей статье. В которой рассказываю о практической реставрации.
......................???!!!!!!!!!!! А это что было?
- А это были исследования...
Да, друзья мои. Вот сколько я уже написала, сколько вам уже рассказала и показала, а о реставрации рассказывать ещё и не начинала.
Вот такая она - реставрация. Глубокая, обширная, многозадачная, небыстрая.
А "Мальчик в голубом" после реставрации прекрасен и снова радует посетителей музея и нас с вами!
Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - я это всё равно по дочиткам увижу.))
Так что не жадничайте на лайки, жмите пальчик вверх! Мне будет приятно.)))
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подпискана канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.