И история, прямо скажем, счастливая! Картина первые 150 лет своего бытования была любима жителями Старого Света, а последние сто лет её обожают и в Новом Свете!
Дорогие друзья, читатели канала, приветствую вас!
Сегодня картина Томаса Гейнсборо "Мальчик в голубом" находится в музейном центре Библиотека, художественное собрание и ботанические сады Хантингтона в одном из пригородов Лос-Анжелеса.
С туманного и вечно сырого Альбиона в Вечное Лето её перевёз Генри Хантингтон, американский железнодорожный магнат и коллекционер произведений искусства.
Генри Хантингтон в прошлом веке собрал крупнейшее частное собрание старинных картин и скульптур, полмиллиона редких книг, автографов великих людей и библиотеку научной литературы. На территории его виллы был разбит роскошный ботанический сад с 15.000 видов самых редких растений.
Мне захотелось показать вам его... уважаемого, достойного человека, истинного патриота своей Родины.
После своей смерти он завещал превратить виллу в музей и открыть для всеобщего посещения. Так что его замечательному музею уже сто лет, а его имя золотом и любовью людских сердец вписано в историю страны.
Думаете, он был одинок или у него не было наследников? У них с супругой было на двоих пятеро детей, и все они прожили долгую жизнь. Просто... есть Генри Хантингтон, есть Павел Третьяков, есть Савва Мамонтов... хорошо, когда они есть!
Прекрасный "Мальчик в голубом" был написан величайшим английским живописцем Томасом Гейнсборо в 1770-м году.
Его картины сегодня все до одной наперечёт, они украшают крупнейшие музеи мира и лучшие частные коллекции. В России есть всего один портрет его кисти, "Портрет дамы в голубом", написанный на десять лет позже "Мальчика". Он хранится в собрании Государственного Эрмитажа.
Не слишком ли много голубого цвета на его полотнах?
Колорит "Мальчика" богат холодными цветами: насыщенным синим, небесно-голубым, темно-синим, плотным зелёным, серебристо-палевым, жемчужно-серым. Мы могли бы предположить, что голубой был любимым цветом художника. Но есть версия, что создание "Мальчика в голубом" было молчаливым ответом на заявление другого художника, конкурента и оппонента Гейнсборо - Джошуа Рейнолдса.
Рейнолдс утверждал, что в основе портретных изображений всегда должны лежать теплые тона на основе коричневого и красного, а холодные могут служить лишь дополнением к ним. Он написал:
"Пусть это соотношение изменится: пусть свет будет холодным, а окружающий цвет - теплым... Тогда даже кисти Рубенса и Тициана будет не под силу создать картину великолепную и гармоничную."
Гейнсборо не стал вступать с ним в дебаты в стенах Королевской Академии Художеств. Он просто взял - и создал именно такую картину!
Гейнсборо написал "Мальчика в голубом" не на заказ. Он создал его для показа на выставке Королевской академии Художеств 1770-го года, чтобы продемонстрировать своё мастерство в портретной живописи в стиле Ван Дейка, отсюда и яркий атласный костюм, бывший не повседневной одеждой, а реквизитом. В те годы в Британии вошло в моду позировать для портретов в костюмах 17-го века, наподобие тех, в какие одеты аристократы с полотен Рубенса и Ван Дейка.
"Мальчик в голубом" сразу же стал "жемчужиной" выставки, а Томас Гейнсборо, сын родителей из рабочего класса, прославился и стал популярным в среде аристократов, начал получать от них заказы. Ему было 43 года.
Нет точных сведений, кто позировал художнику. Исследователи называют имя Джонатана Баттла (1752–1805), сына его знакомого, богатого торговца железными и скобяными изделиями. Впоследствии повзрослевший Джонатан коллекционировал рисунки Гейнсборо, они приятельствовали. Тесные отношения связывали Гейнсборо и Баттла до самой смерти художника в 1788 году, причем Гейнсборо попросил Баттла присутствовать на своих похоронах, куда по его желанию был приглашен лишь узкий круг близких друзей.
Картина принадлежала Баттлу до тех пор, пока он не объявил о банкротстве в 1796 году и был вынужден выставить её на аукцион. Сначала ее купил политик Джон Несбитт, а затем, в 1802 году, художник-портретист Джон Хоппнер. Примерно в 1809 году "Мальчик в голубом" пополнил коллекцию Роберта Гровенора, 1-го маркиза Вестминстерского (1767-1845). Он заплатил за него 100 фунтов стерлингов.
Портрет оставался у его потомков следующие сто лет. Они сделали эту картину очень популярной, воистину культовой в Англии: устраивали дни "открытых дверей" в своей лондонской резиденции, позволяя осматривать коллекцию картин всем желающим.
Они неоднократно отдавали этот портрет на выставки в Британский институт и Королевскую академию художеств, они приветствовали выпуск гравюр, марок и открыток с изображением "Мальчика в голубом". Так он стал, без преувеличения, национальным достоянием англичан, из картины превратился в икону.
После окончания Первой мировой войны Гровеноры были вынуждены расстаться с портретом, картину купил Генри Хантингтон за баснословные 728 тысяч долларов, на тот момент подобная цена считалась рекордной.
Перед отъездом в Калифорнию в 1922 году "Мальчик в голубом" на три недели был выставлен в Национальной галерее Лондона, куда пришли с ним проститься 90 000 человек. На оборотной стороне картины директор Национальной галереи, сэр Чарльз Холмс, написал карандашом: "До свидания. Ч. Х."
Известно, что некоторые британцы плакали, когда узнали, что их "Мальчик" покидает родную страну.
С 1928 года картина стала "жемчужиной" уже собрания Хантингтонского музея в Калифорнии. Теперь уже американцы покупали брошюры, марки и открытки с изображением юноши в шелковом голубом камзоле. Они так полюбили эту картину, что хотели видеть её в постоянной экспозиции в залах музея всегда!
Именно по этой причине она за всё это время, за прошедшие сто лет, ни разу не покидала залы музея и не реставрировалась!
И вот, наконец-то, её час настал. В течение трёх лет музейные реставраторы провели полный комплекс необходимых реставрационных мероприятий. О них я планирую рассказать в отдельной статье.
Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - буду рада вашим лайкам.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.