"Трон" - одна из самых тяжёлых корейских кинокартин, которые я когда-либо смотрела и одновременно одна из самых глубоко впечатляющих, навсегда отпечатавшихся в моём сердце.
Режиссёром фильма выступил Ли Джун Ик, закрепивший за собой репутацию гения исторических фильмов. Например, стоит вспомнить "Король и шут" как одну из его самых нашумевших картин, которая прославила любимого многими Ли Джун Ки. Кроме того, режиссёр неоднократно выдвигал свои киноработы на премию Оскар в категории "лучший иностранный фильм" (в том числе и фильм "Трон"), а у себя на родине собрал множество престижных наград, которые перечислять не имеет смысла. "Трон", в свою очередь, тоже был осыпан номинациями и наградами: стал лучшим фильмом на церемонии награждения Корейской ассоциации кинокритиков, получил Дэсан (гран-при) на кинопремии "Пэксан" (Baeksang Arts Awards) и многочисленные номинации за лучший сценарий, музыку, работу со светом и, конечно, лучшую главную роль. А теперь давайте поподробнее.
Режиссёр: Ли Джун Ик ("Король и шут", "Санни", "Кровавые мечи", "Дон Чжу: Портрет поэта", "Старая крепость Пхеньян").
Сценарист: О Сын Хён ("Кровавые мечи", "По ту сторону памяти", Чо Чоль Хён ("Старая крепость Пхеньян", "Кровавые мечи").
В ролях: Сон Кан Хо ("Таксист", "Паразиты", "Брокер"), Ю А Ин ("Чикагская пишущая машинка", "Голос тишины"), Мун Гын Ён ("Мэри, где же ты была всю ночь?", "Поймать Призрака"), Пак Вон Сан ("Наше любимое лето", "Король: Вечный монарх", "Хилер"), Джин Джи Хи ("Пентхаус"), Ким Хэ Сук ("Мудрая жизнь в больнице", "Зонтик королевы"), Со Йе Джи ("Псих, но это нормально", "Ева"), Пак Со Дам ("Записки юности", "Паразиты"), Со Джи Соп ("Повелитель солнца", "Всегда").
Сюжет и историческая справка
Действия фильма разворачиваются в период правления короля Ёнджо (Сон Кан Хо) в Чосоне. Этот правитель в истории считался справедливым человеком отчасти благодаря ряду налоговых реформ, которые облегчили жизнь крестьян. Но одним из омрачающих его биографию событий была расправа над собственным сыном, наследным принцем Садо (Ю А Ин).
Фильм начинается с того, что Ёнджо запирает сошедшего с ума сына в деревянном ящике для риса. Конечно, существует версия, что безумство Садо было лишь заговором и слухами дворцовых недоброжелателей. Тем не менее, согласно истории у наследного принца после тяжёлой болезни ухудшаться психическое состояние. Он творил полный беспредел, связался с шаманами, издевался над своими слугами и в гневе лишал их жизни. После смерти Садо наследником стал считаться его сын и внук короля, будущий король Чонджо (Со Джи Соп).
Несмотря на то, что фильм сопровождают исторические события, он остается актуален даже на сегодняшний день, поскольку сюжет раскрывает проблематику отношений отца и сына.
Король, который имел высокие ожидания от сына
Король Ёнджо был сыном наложницы Сук Бин и Короля Сукчона и вступил на престол после ранней смерти старшего брата, который правил всего 4 года.
Садо, тоже рождённый от наложницы, был единственным наследником престола, поэтому Ёнджо позаботился о том, чтобы принц был воспитан лучшими учителями. Мальчик учился прилежно и всегда старался порадовать своего отца. Король готовил наследника к управлению страной с самого детства и поставил высокую планку, потому что любая ошибка сведёт на нет все многолетние труды Ёнджо у власти.
Король был суеверным и, например, мыл уши когда слышал то, что ему не нравилось. Даже после разговоров с наследным принцем Садо, когда у того вошло в привычку неконтролируемое поведение, Ёнджо менял свой халат, полоскал рот и мыл уши. Таким образом, он демонстрировал, что Садо стал ему неугоден и не соответствовал его ожиданиям.
Сон Кан Хо, сыгравший Ёнджо, был отмечен за эту роль номинациями на "лучшего актёра" премии "Голубой дракон" (Blue Dragon Film Awards), и Азиатско-Тихоокенской кинопремии (Asia Pacific Screen Awards), а позже продолжил завоёвывать зрителей в таких работах, как "Паразиты", "Таксист" и "Брокер".
Принц, которому нужен был отец
Исторические факты характеризуют Садо как полного сумасшедшего, которому не были чужды насилие и зверства. Фильм демонстрирует, что надломы личности принца были сделаны именно отцом, королём Ёнджо. Мальчик первое время старался соответствовать ожиданиям отца и окружающих, но потом оказался не в силах справиться с давлением. Жена Садо, Хонгён, в своих мемуарах "Записки, написанные в печали" тоже объясняет состояние своего мужа именно высокими ожиданиями короля Ёнджо.
Садо своими устами говорил, что не мечтал стать королём, а ему нужен был любящий взгляд и тёплое слово от собственного отца. В голове принца не укладывалось, как знания и манеры могут быть превыше всего, если при этом они подавляют человека, унижают его достоинство. Но в любом случае, принц вошёл в историю как жестокий безумец, который так и не получил отеческой любви.
Отмечу, что в фильме зрители видят Садо не только в образе сумасшедшего, но и в те времена и моменты, когда он смотрел преданными глазами на своего отца и внимал каждому его слову. Ю А Ин прекрасно передал перепады настроения и совершенно разнообразный спектр эмоций своего героя. Многие его коллеги по съемочной площадке и сам Ли Джун Ик хвалили высокий уровень актёрского мастерства Ю А Ина. Его прилежность и сыновья преданность была убедительна наряду с безумством словно у актёра есть переключатель. Он сумел вызвать сострадание зрителей к такому сложному и неоднозначному герою как принц Садо и действительно в одном интервью А Ин признался, что это было его намерением и актёрской задачей, с которой он с блеском справился. В итоге 28-летний актёр получил номинации "лучший актёр" на церемониях Корейской ассоциации кинокритиков (Korean Association of Film Critics Awards), Азиатской ассоциации кинокритиков (Asian Film Critics Association Awards), Пэксан (Baeksang Arts Awards), и самое главное, выиграл главный приз на Кинопремии "Голубой дракон" (Dragon Film Awards), обойдя более опытного Сон Кан Хо. А для меня Ю А Ин играл так, словно он был на краю пропасти.
Каст
Помимо качественной актёрской игры главных персонажей в этом фильме можно выделить каст состоявшихся и очень перспективных на тот момент актёров. Среди них наиболее весомое впечатление в "Троне" на меня произвели Мун Гын Ён и Со Джи Соп. Хотя их присутствие не ощущалось так сильно, как Ю А Ина, они показали, как хорошо вжились в своих героев. Возможно, это потому что финальные сцены фильма связаны именно с ними. В них мы видим состарившуюся вдову принца Садо и её сына Чонджо, который стал королём, почитающим память своего родного отца. На самом деле история говорит о том, что Чонджо действительно восстановил титул своего отца и даже отомстил чиновникам, которые были причастны к его расправе. Будем считать что он исполнил свой сыновний долг, ведь всё-таки этот фильм действительно об отношениях отцов и детей. Он трагичный и жестокий, пронизывающий и поистине впечатляющий.
И я могу рекомендовать фильм "Трон" только в случае, если вы готовы к сильной эмоциональной нагрузке и хотите посмотреть мощную и высококлассную картину.
Спасибо, что прочитали.
Р.S. Про короля Чонджо (сын принца Садо) есть отдельная и многим известная дорама "Красный манжет рукава".
P.S.S. Любителям исторических фильмов рекомендую ещё фильм "Ночная сова", который снял Ан Тэ Джин, работавший помощником режиссёра Ли Джун Ика на съёмках фильма "Король и шут". Фильм не такой тяжёлый эмоционально, но будет еще и интересен тем, кто смотрит "Возлюбленных", так как повествует о судьбе принца Сохёна в период цинского вторжения:
И на этом я не совсем прощаюсь с темой этого фильма. Будет ещё одна статья о музыкальной составляющей данной кинокартины, уж больно она хороша.
Если смотрели фильм, то делитесь впечатлениями в комментариях.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые!