Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Мистер Икс" (СССР, 1958), "Цыганское счастье" (СССР, 1981) и "Смертный враг" (СССР, 1972): разные фильмы, разные мнения

Мистер Икс. СССР, 1958. Режиссер Юлий Хмельницкий. Сценаристы И. Рубинштейн, Юлий Хмельницкий (по оперетте Имре Кальмана "Принцесса цирка"). Актеры: Георг Отс, Марина Юрасова, Анатолий Королькевич, Зоя Виноградова, Николай Каширский, Гликерия Богданова–Чеснокова, Григорий Ярон, Ефим Копелян и др. 20 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Известный театральный режиссер, специализировавшийся в жанре оперетты – Юлий Хмельницкий (1904–1997) – поставил всего три фильма. Все они были экранизациями его театральных постановок, но в тысячу самых кассовых советских кинолент вошел только «Мистер Икс».

-3

Изначально «Мистер Икс» снимался для телевидения, где 2 мая 1958 года и состоялась его премьера. Однако успех этой музыкальной мелодрамы был большой, а телевизоров у населения было так мало, что в августе 1958 года картину выпустили в кинопрокат, где ее посмотрели уже миллионы зрителей.

-4

Разумеется, главная ставка Юлия Хмельницкого была сделана не только на легитимный показ красот западной жизни, но в основном – на имидж и вокал Георга Отса (1920–1975), который в год премьеры стал любимцем не только театралов и меломанов, но чуть ли не всей советской публики. Да что там говорить – даже на школьных вечерах поющие старшеклассники надевали черные маски и старательно выводили арию про «снова туда, где море огней…».

Киновед Александр Федоров

Сегодняшние зрители вспоминают о «Мистере Иксе» с удовольствием:

«Замечательная оперетта. Георг Отс – это Георг Отс. Он удивительно поёт арию Мистера Икса. Проникновенно, с чувством, как меняется его голос в процессе пения! … Ну, а уж дуэт Богдановой–Чесноковой и Ярона – нет слов. …И даже в эпизодах актёры сумели поддержать атмосферу, сделать нужные акценты. Браво!» (Татьяна)

-5

«Шедевр на все времена! От первых нот бесподобного голоса Георга Отса, с удивительным тембром, всегда прихожу в такой восторг, что после этого фильма всегда возникает желание послушать еще песни в его исполнении. … Да, Ярона красавцем назвать трудно, как и Богданову–Чеснокову, но сколько в них обаяния, таланта, мастерства, которые с лихвой окупают все кажущиеся на первый взгляд недостатки» (Тамара).

Киновед Александр Федоров

-6

Смертный враг. СССР, 1972. Режиссер Евгений Матвеев. Сценаристы Арнольд Витоль, Евгений Матвеев (по мотивам "Донских рассказов" Михаила Шолохова). Актеры: Жанна Прохоренко, Евгений Матвеев, Станислав Чекан, Александр Лазарев Георгий Вицин, Пётр Глебов, Наталья Рычагова, Валентина Владимирова, Майя Булгакова и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Евгений Матвеев (1922–2003) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, 7 из которых («Судьба», «Любовь земная», «Особо важное задание», «Цыган», «Почтовый роман», «Победа», «Смертный враг») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В год выхода в прокат мелодрамы «Смертный враг» Евгений Матвеев киногенералом еще не был, поэтому советская кинопресса на нее особого внимания не обратила.

И хотя в 1972 году «Смертный враг» привлек в кинозалы двадцать миллионов зрителей, нынешними зрителями история о том, как жена белого офицера полюбила большевика основательно забыта…

Киновед Александр Федоров

-7

Цыганское счастье. СССР, 1981. Режиссер и сценарист Сергей Никоненко (по рассказам Евгения Носова «В чистом поле за проселком», «Шуба», «Портрет», «Варька»). Актеры: Иван Каменский, Марина Яковлева, Николай Крючков, Екатерина Жемчужная, Лидия Федосеева-Шукшина, Екатерина Воронина, Андрей Смоляков, Георгий Светлани, Сергей Никоненко, Лев Борисов и др. 19,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер, актер и сценарист Сергей Никоненко поставил 16 полнометражных игровых фильмов, из которых только два: «Трын–трава» и «Цыганское счастье» смогли войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В этой мелодраме цыганка с сыном решают жить оседлой жизнью…

Советская кинопресса отнеслась к «Цыганскому счастью» в целом сочувственно.

К примеру, журналистка Нонна Светлова в «Спутнике кинозрителя» высказалась об этой ленте весьма комплиментарно (Светлова, 1981: 6).

Да и многие зрители XXI века эту картину, похоже, помнят и любят:

«Пусть это и сказка, но сказка зовущая к лучшему, светлому, доброму. … У героев фильма появилось все. … Это полноценная счастливая жизнь нормальных людей. Спасибо создателям фильма» (Ленинградец).

«Этот фильм о том как важно оставаться человеком всегда, о доброте, о доверии к человеку... Ведь цыгане всегда считались отверженным племенем, а в фильме показывается, что абсолютно не важно какой ты нации: трудись, живи как человек, и люди сами это увидят и потянутся к тебе!» (Телец).

Киновед Александр Федоров