Мистер Икс. СССР, 1958. Режиссер Юлий Хмельницкий. Сценаристы И. Рубинштейн, Юлий Хмельницкий (по оперетте Имре Кальмана "Принцесса цирка"). Актеры: Георг Отс, Марина Юрасова, Анатолий Королькевич, Зоя Виноградова, Николай Каширский, Гликерия Богданова–Чеснокова, Григорий Ярон, Ефим Копелян и др. 20 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Известный театральный режиссер, специализировавшийся в жанре оперетты – Юлий Хмельницкий (1904–1997) – поставил всего три фильма. Все они были экранизациями его театральных постановок, но в тысячу самых кассовых советских кинолент вошел только «Мистер Икс».
Изначально «Мистер Икс» снимался для телевидения, где 2 мая 1958 года и состоялась его премьера. Однако успех этой музыкальной мелодрамы был большой, а телевизоров у населения было так мало, что в августе 1958 года картину выпустили в кинопрокат, где ее посмотрели уже миллионы зрителей.
Разумеется, главная ставка Юлия Хмельницкого была сделана не только на легитимный показ красот западной жизни, но в основном – на имидж и вокал Георга Отса (1920–1975), который в год премьеры стал любимцем не только театралов и меломанов, но чуть ли не всей советской публики. Да что там говорить – даже на школьных вечерах поющие старшеклассники надевали черные маски и старательно выводили арию про «снова туда, где море огней…».
Киновед Александр Федоров
Сегодняшние зрители вспоминают о «Мистере Иксе» с удовольствием:
«Замечательная оперетта. Георг Отс – это Георг Отс. Он удивительно поёт арию Мистера Икса. Проникновенно, с чувством, как меняется его голос в процессе пения! … Ну, а уж дуэт Богдановой–Чесноковой и Ярона – нет слов. …И даже в эпизодах актёры сумели поддержать атмосферу, сделать нужные акценты. Браво!» (Татьяна)
«Шедевр на все времена! От первых нот бесподобного голоса Георга Отса, с удивительным тембром, всегда прихожу в такой восторг, что после этого фильма всегда возникает желание послушать еще песни в его исполнении. … Да, Ярона красавцем назвать трудно, как и Богданову–Чеснокову, но сколько в них обаяния, таланта, мастерства, которые с лихвой окупают все кажущиеся на первый взгляд недостатки» (Тамара).
Киновед Александр Федоров
Смертный враг. СССР, 1972. Режиссер Евгений Матвеев. Сценаристы Арнольд Витоль, Евгений Матвеев (по мотивам "Донских рассказов" Михаила Шолохова). Актеры: Жанна Прохоренко, Евгений Матвеев, Станислав Чекан, Александр Лазарев Георгий Вицин, Пётр Глебов, Наталья Рычагова, Валентина Владимирова, Майя Булгакова и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Евгений Матвеев (1922–2003) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, 7 из которых («Судьба», «Любовь земная», «Особо важное задание», «Цыган», «Почтовый роман», «Победа», «Смертный враг») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В год выхода в прокат мелодрамы «Смертный враг» Евгений Матвеев киногенералом еще не был, поэтому советская кинопресса на нее особого внимания не обратила.
И хотя в 1972 году «Смертный враг» привлек в кинозалы двадцать миллионов зрителей, нынешними зрителями история о том, как жена белого офицера полюбила большевика основательно забыта…
Киновед Александр Федоров
Цыганское счастье. СССР, 1981. Режиссер и сценарист Сергей Никоненко (по рассказам Евгения Носова «В чистом поле за проселком», «Шуба», «Портрет», «Варька»). Актеры: Иван Каменский, Марина Яковлева, Николай Крючков, Екатерина Жемчужная, Лидия Федосеева-Шукшина, Екатерина Воронина, Андрей Смоляков, Георгий Светлани, Сергей Никоненко, Лев Борисов и др. 19,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер, актер и сценарист Сергей Никоненко поставил 16 полнометражных игровых фильмов, из которых только два: «Трын–трава» и «Цыганское счастье» смогли войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В этой мелодраме цыганка с сыном решают жить оседлой жизнью…
Советская кинопресса отнеслась к «Цыганскому счастью» в целом сочувственно.
К примеру, журналистка Нонна Светлова в «Спутнике кинозрителя» высказалась об этой ленте весьма комплиментарно (Светлова, 1981: 6).
Да и многие зрители XXI века эту картину, похоже, помнят и любят:
«Пусть это и сказка, но сказка зовущая к лучшему, светлому, доброму. … У героев фильма появилось все. … Это полноценная счастливая жизнь нормальных людей. Спасибо создателям фильма» (Ленинградец).
«Этот фильм о том как важно оставаться человеком всегда, о доброте, о доверии к человеку... Ведь цыгане всегда считались отверженным племенем, а в фильме показывается, что абсолютно не важно какой ты нации: трудись, живи как человек, и люди сами это увидят и потянутся к тебе!» (Телец).
Киновед Александр Федоров