Хотя завоевание Египта персами в 525 года до н. э. было травмирующим и дестабилизирующим событием для страны, многие египетские чиновники заключили соглашение с новыми правителями и успешно сотрудничали с ними. Один из них даже помог персидскому царю стать настоящим египетским фараоном.
Предатель или мудрый дипломат
Уджагорреснет во время правления двух последних египетских фараонов 26-й династии имел длинный список титулов: носитель печати, истинный любимый друг фараона, инспектор писцов совета, администратор дворца и смотритель флота фараона. После захвата Египта персами он сохранил все эти высокие титулы, кроме последнего, и даже получил новую должность главного врача персидского царя Камбиса II.
Успешная карьера Уджагорреснета позволила некоторым ученым заклеймить его как коллаборациониста или даже предателя, который продал свою страну, чтобы сохранить высокое положение при новых правителях.
Но теперь египтологи утверждают, что Уджагорреснет не был перебежчиком, а использовал свою близость к персидским царям, чтобы помочь сохранить египетские традиции и культуру во времена иностранного господства.
Эти сведения ученые получили, изучая статую Уджагорреснета, которая вся покрыта обширными автобиографическими повествованиями о его взаимоотношениях с персидскими царями Камбисом II и Дарием I. Судя по ним, он помог превратить персидского царя Камбиса из иностранного захватчика в настоящего египетского фараона.
До сих пор неясно, как именно Уджагорреснету удалось стать ближайшим советником Камбиса. После того как Камбис завоевал Египет, он назвал его «великим правителем Египта и великим вождем всех иностранных земель». Затем будучи приближенным к царю, Уджагорреснет выбрал для него тронное имя, подобающее истинному фараону. Это имя - «Царь Верхнего и Нижнего Египта Месутире».
Месутире переводится как «Потомок Ра» и подчеркивает легитимность правления Камбиса, отсылая нас к пантеону египетских богов. Предлагая новому фараону имя, связанное с божеством, Уджагорреснет указывает на то, что Камбис получил божественное благословение на покорение Египта и правление этой страной.
Чтобы еще больше утвердить авторитет Камбиса как фараона, Уджахорреснет побудил его обратить свое внимание на храм Нейт в Саисе. В надписи на статуи говорится, что по совету Уджахорреснета Камбис изгнал персов, поселившихся в храме, возместил причинённый ущерб и приказал восстановил надлежащее богослужение.
Камбис сам посетил храм, как это делал каждый фараон и короновался в нем.
Его величество сделал это потому, что я дал ему понять важность этого шага. Я такой набожный и такой хороший египтянин, что напомнил фараону, что хороший фараон должен вернуть Саису его былую славу.
Не все перенимали моду персов
Ученые отмечают смешение египетских и ахеменидских черт в статуе Уджахорреснета. Он стоит в типичной египетской позе, выставив левую ногу впереди. В руках у него святыня, или наос с изображением Осирис. Однако его одежда, напоминает персидскую мантию, которую носили придворные и сам персидский царь Дарий I.
По мнению ряда египтологов, Империя Ахеменидов не требовала ассимиляции, а персидские цари очень гордились национальным многообразием покоренных народов.
Статуи других египетских чиновников, служивших при персидских фараонах, помогают оценить выбор одежды Уджахорреснетом в контексте коллаборационизма.
Например, чиновник по имени Хорведжа, занимавший пост министра финансов при персах, в своей статуе изображен полностью египтянином. Видимо не все египтяне самого высокого ранга, находясь на службе у персов, были склонны перенимать их моду.
Конец карьеры и возращение в родные пенаты
В конце своей карьеры после смерти Камбиса (522 г. до н. э.) Уджахорреснет стал советником Дария I при персидском дворе в Сузах.
Согласно надписи на статуе, Дарий I отправил его обратно в Египет, чтобы восстановить пришедший в упадок Дом Жизни. По мнению одних, это назначение было шагом вниз по сравнению с его предыдущими обязанностями при персидских царях. Возможно, это поручение был своего рода «выходом на пенсию» и отражало желание Уджахорреснета быть похороненным в Египте, на земле своих предков.
Другие египтологи предполагают, что Дом Жизни был библиотекой и важным хранилищем медицинских знаний. Дарий I поручил своему советнику найти здесь способ вылечить мучащую его травму лодыжки.
В конечном итоге Уджахорреснет был похоронен у себя на родине, в некрополе Абусир недалеко от Мемфиса. Есть свидетельства того, что Уджахорреснета почитали в Египте еще долго после смерти, что было очень престижно для египетского деятеля того времени.
Модель сотрудничества, которую подобно Уджахореснета применяли египтяне для сохранения традиций под иноземным контролем, была чрезвычайно полезна и использовалась в течение нескольких последующих поколений.
P.S. Египет пережил почти триста лет македонского и греческого правления. В этот период он сохранил свою культуру и самобытность. Иностранные правители по традиции принимали титул фараона и строили новые храмы египетским богам, пока Египет не был окончательно завоеван римлянами в первом веке до нашей эры.