Найти тему
КиноПсихолог

Сильные стороны роковой красавицы Анны Сергеевны из фильма "Бриллиантовая рука". Спойлер: это не внешность

Оглавление

"Бриллиантовая рука" (1968)

Если образ Кэтрин Трамелл в исполнении Шэрон Стоун многим запомнился по сцене допроса, то Анна Сергеевна в исполнении Светланы Светличной у многих устойчиво ассоциируется с фразой "Не виноватая я! Он сам пришел!". Не всякий даже и вспомнит, что эффектная блондинка, соблазнившая Горбункова – Анна Сергеевна. А между тем персонаж она примечательный, прежде всего в психологическом плане.

Блондинки имеют свойство выглядеть эффектно и молодо независимо от фактов. Сейчас, когда "молодость" сдвинулась даже официально (она у нас нынче до 44), героиня Светличной смотрится не так уж и свежо, особенно крупным планом. Красива? Дело вкуса. По нынешним меркам – не так уж и молода, не так уж и ухожена, однако сила образа "в целом" (как любят говорить мужчины) отчего-то не меркнет. Для меня Анна Сергеевна – женщина, глядя на которую я неизменно вспоминаю Оскара Уайльда.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

В "Портрете Дориана Грея" есть любопытная фраза, в которой отмечается важное свойство женской красоты:

– Как большинство американок, она изображает из себя красавицу. В этом – секрет их успеха.

К ироничности Уайльда можно относиться как угодно, но невозможно закрывать глаза на то, что за иронией всегда стоит интеллектуально выверенный, точный вывод. Такова природа иронии. Женская привлекательность, успешность у противоположного пола крайне редко – лишь результат "природных данных" и даже целенаправленных стараний. Привлекательность во многом зависит от того, насколько женщина сама себя считает привлекательной или – следуя рецепту классика – способна изобразить красавицу.

На мой взгляд, для успешной реализации такого проекта нужны два свойства: уверенность в себе и высокий уровень эмоционального интеллекта. А вот ими-то Анна Сергеевна обладает в полной мере.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Я не буду думать-гадать, кем и кому приходится Анна Сергеевна, какую роль играет, какие задания выполняет... Психологически это не интересно. Героиня Светличной появляется то тут, то там, словно контролируя ситуацию. Для соблазнения Горбункова ее привлекают уже тогда, когда менее ценные "сотрудники" не справляются с задачей. Возможно, она профессионал более высокого уровня. А для такого рода профессионализма опять же требуются уверенность в себе и высокий уровень эмоционального интеллекта.

Уверенность в себе выдают плечи, пальцы и взгляд

Язык тела Анны Сергеевны говорит о том, что она действительно уверена в себе, здесь ей нет нужды притворяться и что-то изображать. Ее позы всегда расслаблены, движения свободны и спокойны.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Она не суетится, не мельтешит. Внезапно появляется и незаметно исчезает, успевая произвести впечатление на впечатлительных мужчин.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

В большинстве случаев она в белом, и это больше не про "белую и пушистую", а про способность не оставаться незамеченной (там, где это нужно).

Взгляд у Анны Сергеевны так же уверенный: он прямой и открытый, при этом голова занимает оптимальную позицию: подбородок чуть приподнят, но не слишком. Стоит поднять подбородок на полсантиметра выше и вместо уверенности мы получим высокомерие, но эту грань Анна Сергеевна не переходит без необходимости.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Передняя (вентральная) часть тела героини также практически всегда открыта, что так же считается невербальным признаком уверенности в себе.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Особая деталь, которая видна, например, на скриншоте выше, это большие пальцы рук (одна рука частично спрятана в карман, другая упирается в бок). Есть мнение, что властные, уверенные в себе люди не прячут большие пальцы, а, напротив, оставляют их в поле зрения собеседника, даже несколько выставляют вперед.

Артистичность и высокий уровень эмоционального интеллекта позволяют быть разной

Анна Сергеевна всегда разная. То кроткая и обманчиво-доверчивая, то хищная и агрессивная, то нейтрально-холодная и деловитая.

Она определенно владеет голосом, интонациями, мимикой, эмоциями. Жестко держит дистанцию с "мальчиками", ровно обсуждает детали операции.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

С Горбунковым при первой встрече вызывает доверие, располагает, проявляет искреннее участие.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

В сцене соблазнения Анна Сергеевна сначала опять же усыпляет бдительность "жертвы" доброжелательным, "бесполым" дружелюбием, которое сменяется инфантильно-наигранным сопереживанием. Затем наивно-романтичная подруга быстро и умело превращается в роковую искусительницу.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Уместность и конгруэнтность

Не думаю, что у Анны Сергеевны есть персональный стилист. Время действия и контекст заставляют думать, что она сама прекрасно справляется со всеми задачами, которые связаны с ее внешним видом.

Она сама, ее вид, образ, стиль, цветовые решения всегда уместны.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Образ Анны Сергеевны всегда играет на решение задачи. Прическа, цвет помады, фасон и цвет одежды продуманы до мелочей. Анна Сергеевна всегда гармонична. Ее образ в целом всегда соответствует времени, месту, поведению. Да, здесь важно иметь хороший вкус, но всё же в большей степени это опять же про эмоциональный интеллект и развитую интуицию.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Не удивительно, что мужчины на нее ведутся. Однако я уверена, что будь на месте "жертвы" женщина, Анна Сергеевна и к ней втерлась бы в доверие и приняла такой вид, который посчитала бы нужным принять.

Говоря современным языком, Анна Сергеевна великолепно владеет гибкими навыками (soft skills), которые сейчас считаются более ценными, нежели навыки исключительно профессиональные. Их нередко называют навыками будущего. В наше время Анна Сергеевна имела бы высокие шансы на социальный успех и признание, а реализоваться могла бы в любом деле, какое оказалось бы ей по душе. Мне кажется, в топ-менеджменте или бизнесе она была бы очень органична.