Найти в Дзене

Боги Нубии

Оглавление

Боги, это отдельный вид искусства. Серьезно, ценность религии любого народа, это просто кладезь истории. Чем древнее бог, тем больше он претерпел изменений. Чем больше изменений, тем явнее видно какие периоды были в истории народа. В чем нуждались люди, как развивались, чему поклонялись, архитектура, а самое главное, кто же на самом деле правил балом в истории древнего мира. Например, Амон, древнеегипетский бог, который очень филигранно вписался к другим народам. Вера в Амона была так сильна на протяжении долгого времени, что по сути государством управляли Верховные жрецы Амона. При чем как в Египте, так и в соседней Нубии (Куш). Эти культуры похожи ровно настолько же, насколько и отличны друг от друга. И сегодня я расскажу вам о нубийских богах, которые были индивидуальными для этого региона.

Впрочем, возможно, я слишком высоко беру. Говорить об индивидуальности древних богов дело дурацкое. Все зависит от того, что именно вам хочется знать. Если вы решите написать художественное произведение с участием, скажем, богов Египта, то знать историю каждого бога вовсе не обязательно, иначе выйдет так себе чтиво. Видите ли, многие боги отвечали определенному периоду в истории народа. По мере появления каких-то запретов, новых открытий, они менялись и обретали совершенно другую форму. Выложить это в произведении довольно сложная задача. Так вот, чтобы понимать кто такой тот или иной бог, надо и в историю немного залезть. Мы с вами тут не книжонку клепаем, так что залезем и в историю.

Вопреки нашим представлениям из художественных произведений (фильмов или книг) разные народы по-разному относились к богам. Связано это было со многими вещами, в первую очередь с климатом и окружением. Скажем, где-то на Аляске или в Сибири, где погода не совсем предсказуемое явление, боги выступают довольно суровыми, и требуют достаточно почитания своей персоны. В то время как где-нибудь в Египте, или Куше, где все максимально предсказуемо боги более отстранены от человека. Есть река, она разливается, почва пышет плодородием. Вы можете засадить поле в два хлебосольных и прокормить семью из семерых человек свободно. Боги есть, они страшные, могут быть добрыми или жестокими, но они не требуют чтобы их 24/7 почитали. Им по большому счету вообще все равно на людей, никто им не вредит, но никто и не помогает.

Более того, очень искажено понятие поклонения богам. Потому что многие считают, что эти дурные, набожные древние люди, настолько долбились в пол башкой в преклонении, что и поперек ничего не делали. Но находятся и те, что наоборот, считают древних какими-то реальными полубогами, которые все знали, все ведали и вообще лампочку придумали в Древнем Египте, когда инопланетяне на чай/кофэ залетали. На самом деле в этом вопросе отличий практически нет с тем, что мы видим сейчас. И в древнее время находились люди которые не верили в Верховного бога. Находились те, кто выдумывал своего покровителя или возвращался к практике тотемов. Были и те, кто не просто шел поперек, а менял этого самого Верховного бога. Для нас это кажется какой-то невероятной дикостью. Представьте, что образ Иисуса на полном серьезе изменят на какого-нибудь накачанного красавца, и в церкви бабушки будут челом этому красавцу бить. Ну, странновато. Для древних людей внешний облик бога, это объяснение самого бога. Там нет моды, нет устаревшего, он олицетворение естества божественного. Например, Осирис, который рисуется как мумия. Потому что Осирис мертв. Он умер, из него сделали мумию, обернули тканью, уложили в саркофаг, и он отправился в мир мертвых, где стал им заправлять. Он может сидеть там распутанный, может пить кофэ с инопланетянами натянув на голову шапку, может сменить сандалии, может юбку нацепить. Что ему мешает? Ничего. Зачем это в изображении, если оно должно быть понятным, что это Осирис. Если пририсовать богу львиную башку, значит обозначить, что этот бог может быть свирепым, страшным, ужасным существом. Если пририсовать сокола, значит бог храбрый, кошку – значит бог может быть мягким, нежным, связанным с любовью, пузико – значит щедрый бог, плодородный.

-2

Но помимо внешнего вида и других качеств было в достатке, которые изменяли бога вдоль и поперек. Несколько душ, взаимоотношения с другими богами, с людьми. Кто был первым, это вообще отдельный вопрос, там если копнуть, то каждый из богов когда-то считался первым. И естественно, что все это выражает и отношение древних людей к богам. Бог классный, ровно до того момента, пока выданная ему обязанность им исполняется. Если бог дождя не появляется, ему несут подношения, устраивают праздники, пытаются задобрить, а он все равно не появляется. Ему опять несут подношения. Но если и этого не хватает, то для каких целей этот бог вообще нужен, если он не выполняет свою работу?

В этом аспекте, древние люди и их уровень религиозности были на здравой точке эгоизма. Ну, не будет никто ходить и убиваться десятками лет, что вот, бог нас покинул, отвернулся. Не хочет и не надо, другого найдем. Какие проблемы? Другой вопрос, что все очень зависит от климатических условий. И вот все вышеперечисленное, полностью отражает подход к богам народа египетского и нубийцев. У остальных там свои фишки, о них расскажу, в другой раз, когда их и будем обсуждать. Ну, и вся магия древних людей напрямую была связана с богами. Никаких особенных людей не было, за исключением людей царской крови, никаких сил, которые бы давали человеку вершить магию минуя бога. Это все древние люди не поняли бы никак. Вы можете вершить свою жизнь, можете влиять на другую жизнь, можете влиять на жизнь богов, вы прекрасны. Но магия – это о богах, а не о людях. И если какой-то бог, к которому вы обратились, захочет вам помочь, а вы предварительно нанесли ему подношений, то он поможет. Но может обмануть и не помочь, а навредить, или вообще проигнорировать. Тут лотерея и каждый это прекрасно понимал.

Все это необходимо знать и учитывать, если вы хотите не быть обманутым шарлатанами, а тем более если хотите больше узнать об истории или культуре. К сожалению, сейчас отношение к магии настолько изменилось, что многие вообще не приравнивают эту связь к богам. Несмотря на то, что все эти маги подбривают свои ритуалы не из башки. Мало того, что делают неправильно, ничего никогда не работает, так еще и коверкают какой-то тип магии, придумывая что-то свое индивидуальное. Придумывать это здорово, а вот вводить людей в заблуждение, это отвратительно. Но мы тут не об этом. Приступим уже к нубийским богам.

Сабомакал (по-египетски, Себиумекер)

-3

На самом-то деле о древних нубийских богах довольно мало информации. Но Сабомакал бог старый и вероятнее всего в свое время занимал верховное положение. Отвечал за плодородие, продолжение рода и еще какую-то, не совсем ясную, функцию. То ли он был богом трансформации, то ли стражником врат. Пока что на этот вопрос ответа нет. Вполне вероятно, что отвечал за обе функции сразу.

Внешне Сабомакал схож с египетским богом Атумом. У него такая же накладная борода, повязка набедренная, урей, но в отличие от Атума, уши Сабомакала довольно большие. Что намекает нам на его важность. Впрочем, несмотря на сходство, все же изображения нубийских богов сильно отличаются от египетских. Если на египетских изображениях, я в целом отличаю кто и где, то с нубийскими уже путаница присутствует, понять трудно.

Дедун

-4

Тут спорная картина. Египтяне считали Дедуна нубийским богом благовоний. Это тоже старый бог, известный более чем 2000 лет до нашей эры. Благовония были жесть какие дорогие, и Нубия, в которой преимущественно эти благовония и брали, неплохо имела с этой торговли. Поэтому Дедун бог благовоний, богатства и процветания. Все в целом логично. Но у нас нет четких прям упоминаний челобитных ему. Он упоминается в Египте, но ему там не поклонялись, а в Нубии ему построили храм, но позже. В любом случае в какой-то период в Нубии ему точно поклонялись, но не понятно в насколько ранний период.

Апедемак

-5

Собственно, о роли Амона у нубийцев мы уже говорили. Он довольно хорошо вписался в Куш и поклонялись ему достаточно долго. На уровне с Амоном, возникает и местный бог – Апедемак. Традиционно изображается, как мужчина со львиной головой. Это бог войны, но не совсем в традиционном понимании.

Апедемак не просто олицетворял бойню, он был богом доблести, военного искусства, мощи государства. В связи с этим он также олицетворял и королевскую власть, избирая на уровне с Амоном, правителя. Часто он изображается касающимся правителя, что как бы говорит о том, что Апедемак награждает этого человека силой и мощью способной управлять государством. Или, возможно, что этот человек имеет такую мощь и достоин стать правителем.

Как и Амон для египтян, Апедемак для нубийцев был главным из главных. Он способствовал и разливу Нила, и отчасти плодородию, защите, и другим разным вещам. Что довольно характерная черта для древних или верховных богов. Но удивительным является не только это. В отличие от Египта или других древних государств, где положение женщины скакало, как конь в поле, то в горку, то с горы в пропасть, в Нубии все было чуть-чуть иначе. Даже не так. В Нубии все было кардинально по-другому.

Апедемак олицетворял не просто царскую власть, а власть правителя и правительницы. На многих изображениях (ну, как на многих, их в целом найдено не то что бы вагоны), изображена царская чета в ярости побивающая врага. То есть и правитель, и правительница, должны были обладать в два хлебосольных достаточной мощью для управления государства, и Апедемак им в этом покровительствовал. Такая вот фигура львиноголового бога.

Амесеми

-6

Супруга Апедемака. Собственно, это олицетворение того, насколько важным была обоюдная сила. Амесеми и Апедемак довольно часто изображаются вместе. Правда, в отличие от мужа, ее образ окончательно сложился немного позднее. Она одета в халат, на макушке у нее довольно странный головной убор, что-то вроде короны с изображением месяца, а на месяце стоит сокол. Видимо, она как-то связана с луной, возможно ее олицетворение, а Апедемак олицетворение солнца, как Амон-Ра.

Но сама Амесеми являлась еще и защитницей. Это была далеко не кисейная барышня, а наравне с мужем представляла пару воинственных божеств. И защитницей она была не в переносном смысле, а в самом прямом.

Мерул (по-гречески Мандулис)

-7

Довольно непонятная и одновременно интересная фигура. Информации не так много, но та что есть наталкивает на свои мысли. Мерул почитался, как главное божество одной из областей, кроме этого ему так же поклонялись и в Египте. Но вот что конкретно он за бог сказать достаточно трудно.

Судя по его сравнениям в последние годы его поклонения, то он отвечал за цикл. Это довольно обширное понятие для древнего мира. Например, человек рождается, затем умирает, затем его душа выходит из тела, что служит символичным рождением души, и умирает опять, либо перерождается уже где-то в райских местах. Или год, имеет четыре времени года и начинается сначала. День и ночь. Примеров много, все это цикличность. И как бы Мерул это олицетворение цикличности, то есть бесконечности. Изображался в виде сокола с человеческой головой.

-8

И все. Больше о нубийских богах особо и рассказать нечего. Тем не менее даже этого хватает, чтобы оценить в целом положение дел. Нубийские боги, это персонажи которые куда больше ввязаны в человеческую жизнь, чем египетские. Тот же Апедемак не просто избирает нового правителя, а всячески ему благоволит и помогает на постоянной основе.

Вообще, кроме египетского влияния, нубийская мифология и изображения богов, впитывают все и сразу, отображая свой уникальный, одновременно с этим схожий с другими, образ. Поэтому там и африканский (более южный), и египетский (позднее греческий) мотивы. Что же касается главного вопроса о магии, то кушитская магия так же впитывала и африканскую (более южную), и египетскую. Так как египетскую мы уже обсуждали, то в следующий раз расскажу вам об обширном понятии африканской магии. Но тут тоже надо понимать, что Куш, был довольно огромным по своей площади государством. Сама же Африка с ее магией это достаточно разрозненная система. Потому что мелкие объединения точно так же имели свои пантеоны богов и все это дело становилось основой индивидуального восприятия и подхода к магии. Мы же, когда говорим «Африканская магия», это по факту сборная солянка примерно одинаковых обычаев или обрядов. На деле все куда сложнее, но от этого не менее интереснее. Спасибо за внимание! Подписывайтесь! Берегите себя!