Тщательная подготовка, транспортировка, ювелирная сборка и кропотливое размещение экспонатов. Всё это уже позади. Сегодня шедевры императорского стеклянного завода уже на своих местах в витринах тульского филиала ГИМа и в свете софитов блистают во всей красе. На экспозицию в оружейную доставлено 141 произведение искусства ХIХ-го начала ХХ веков. Столько их одновременно ещё не выставлялось ни разу.
Андрей Яновский, заместитель генерального директора ГИМ по науке:
Это колоссальнейшая коллекция, потому что императорский стеклянный завод не делал ширпотреба. В магазинах его вещи ен продавались.
Существовал императорский стеклянный завод на протяжении двух веков. Из частной мануфактуры перешёл в государственную и при Екатерине второй начался его расцвет. Над каждым изделием корпели мастера. Над эскизами, например, работали знаменитые архитекторы и художники – Росси, Воронихин, Стасов. Вся роспись и резьба только вручную. А цвет – это результат содружества искусства, химии и мастерства. Готический сервиз – яркий тому пример.
По словам экскурсовода Дарьи Тамуркиной, в готическом сервизе два слоя стекла, поверх прозрачного накладывался слой кобальтового стекла синего насыщенного цвета.
Мастер по огранке получал полностью синее изделие и искусство заключалось в том, чтобы отсечь все лишнее.
Каждый предмет для государева двора проходил приёмку у директора завода. Брак били молотком. Не удивительно, что в итоге некоторые предметы сервизов или интерьера были только в единственном экземпляре. Хотя символ этой экспозиции – рубиновая ваза – была изготовлен в шести экземплярах.
Это один из ключевых шедевров первой трети ХIХ века. Это и изящество форм стиле ампир, и особенность огранки и русский камень, но особенность в технологии рубинового стекла. Данный цвет получается добавлением золота высокой пробы в шихту с царской водкой, – говорит экскурсовод Дарья Тамуркина.
Впервые стены московского ГИМа покинул и впервые экспонируется десертный сервиз с листьями. Среди фужеров в этой коллекции особенно выделяются бокалы из зелёного стекла, оказывается, они предназначались для рейнских вин.
Сохранять эту удивительную роскошь начали ещё при советской власти. Императорский стеклянный завод в конце 19-го века был присоединён в фарфоровому и как самостоятельное отделение просуществовал до 1917 года.
Художественная продукция завода в своё время имела большой успех на иностранных выставках. А теперь это бесценные экспонаты со своей историей России.