Училась Тамара легко и с удовольствием – пятерки получала почти по всем предметам. После школы она мечтала поступить в мединститут, потому и старалась: знала, что конкурс туда всегда очень большой. А ей страсть, как хотелось врачом стать.
И стала бы, наверное, если б не оказалась такой дурочкой. Это она сейчас понимает, а тогда… Где была ее голова? О чем думала?
ВК, ТГ и ОК – подписывайтесь и не теряйтесь!
В школе у нее была подружка, Таня. Дружили они с первого класса. За одной партой сидели. И после школы все время вместе проводили. Про них даже в школе шутили: мол, мы с Тамарой ходим парой.
Училась Таня, правда, не так хорошо, как подружка. Ну, не давалась ей учеба. Особенно математика. Потому она постоянно у Томы задачки списывала, хотя та и пыталась объяснять ей непонятное. Но, как ни старалась подруга, сама Татьяна решать их так толком и не научилась, а может, не очень хотела. При этом поступать надумала тоже в медицинский и говорила всем:
– Мы ж с Тамарою друзья – куда она, туда и я.
И вот однажды они договорились до того, что вместе поедут в соседний город поступать в медицинский, и если одна из них поступит, а вторая – нет, то она тоже забирает документы. Они даже оформили договор, как полагается, в двух экземплярах, с двумя подписями – каждой по экземпляру. Тамара до сих пор его хранит зачем-то.
Поехали. Сдали экзамены, ждут списков на зачисление, а пока по городу гуляют, по киношкам ходят – лето.
Наконец вывесили списки. Не трудно догадаться, что Тома прошла по конкурсу, а Таня – нет, у нее ведь половина троек в аттестате.
Ну, мы ж подружки, мы ж договорились. Тамара забирает документы, и они возвращаются домой.
Все шестнадцать часов в поезде Тома думала, как будет объяснять родителям, почему не поступила. Про уговор с подружкой она, конечно, им не говорила. А те ведь ждут, надеются. Так ничего и не придумала.
Приехали. Врать она никогда не умела – все как есть и рассказала, без утайки.
Мать сразу расплакалась. Тома даже испугалась, что у нее с сердцем плохо будет – за валерьянкой скорей побежала. Отец в сердцах за ремень схватился, потом рукой махнул.
«И в кого, – говорит, – ты у нас такая дура простодырая! Где твоя голова была, когда на такое согласие давала?».
Голос у отца громкий, командирский, все соседи слышали, как он отчитывал дочь. Часа два, наверное, бушевал, если не больше:
– Нет, ну я слышал, что есть такие дурочки, но, что среди них окажется моя дочь, никак не ожидал. Ну как вообще можно было заключать этот дебильный договор? Как можно было допустить, что твое будущее будет зависеть не от тебя, а от того, как сдаст экзамены твоя подружка. Это же форменная подстава. Ты что не знала, что она на тройки учится? – уже, наверное, в сотый раз спрашивал он у Тамары.
Тома молчала. Она и сама уже понимала, что глупо поступила и очень сожалела о содеянном, но что сделано, то сделано. И чего теперь шуметь – все равно ничего уже не изменишь. Поезд ушел.
Дружба с Татьяной, как-то сама постепенно сошла на нет. Сначала отец условие поставил: «Чтоб ноги ее в нашем доме не было» – боялся сорваться. Да и сама подружка не особо в гости рвалась, а потом и вовсе уехала из города.
Жалостливые знакомые не поленились, рассказали Тамаре, как Танька перед отъездом говорила, что, если бы она поступила, а Тома – нет, то ни в жизнь бы документы не забрала. Мол, не думала, что Томка такая дурочка, повелась на «мы ж договорились».
Чтобы не сидеть у родителей на шее, Тамара пошла работать. На следующий год поступила уже в своем городе в финансово-экономический. В мед уже не рискнула, побоялась.
С тех пор прошло уже много лет.
Тамара взрослая, вполне себе успешная женщина. Она давно и институт закончила, и замуж вышла. Сейчас у нее двое детей и любящий муж. Работает экономистом на крупном предприятии в своем городе. И все у нее хорошо.
Конечно, она изменилась – уже не та длинноногая девчонка с косичками (обрезала их на втором курсе), но, по-прежнему, стройная и симпатичная. Сорок шесть всего.
Дети уже выросли: сыну Артему двадцать пять – в прошлом году диплом защитил, того и гляди женится, дочь София в одиннадцатом классе – во всю к экзаменам готовится: скоро начнутся. А у родителей другая забота – все подготовить к последнему звонку и к выпускному.
Тамара редко ходила на школьные собрания к дочери – этим занимался муж. София училась хорошо, с поведением проблем тоже не наблюдалось, поэтому самолюбие мужа не страдало, и он не возражал против такой обязанности.
А здесь ситуация другая: нужно было что-то придумывать, может, даже петь, танцевать или стихи читать. Он это не любил. И решительно заявил:
– Я Софию по магазинам повожу – пусть сама себе платье выбирает, а петь и стихи читать – это ты.
И Тамара с удовольствием окунулась в эту праздничную, и волнующую суету. Хотелось, чтобы выступление родителей на последнем звонке, которое в их школе стало уже традиционным, детям запомнилось.
Собралась довольно большая инициативная группа, договорились встретиться в субботу.
В назначенное время пришли человек пятнадцать. Классный руководитель пригласила всех в кабинет, и работа закипела. Родители подобрались креативные. Правда, Тамара мало кого знала, поскольку в школе бывала редко – пришлось сначала знакомиться.
Она вспомнила, как студенчестве выпускала с друзьями стенгазету размером во всю стену, и сейчас так увлеклась, что не обратила внимания, на то, что одна из мам ее довольно пристально разглядывает.
Эта любопытная мама даже подошла к классному руководителю и поинтересовалась ее именем: мол, подскажите, как обратиться.
Когда выходили из школы, женщина окликнула Тамару. Та обернулась, и только тут узнала свою бывшую подругу Татьяну. Она немного пополнела, изменила цвет волос, и выглядеть стала как-то по-другому: серьезнее, что ли.
Они стояли и смотрели друг на друга. Молча.
Татьяна вроде хотела что-то сказать, но никак не могла решиться, потом как бы выдохнула:
– Прости. Я должна была тебя отговорить. А ты настоящей подругой оказалась. Я бы так не смогла.
– Ты же вроде уехала, – поинтересовалась Тома.
– Да. Стыдно было с тобой встречаться. В прошлом году с сыном вернулись. Вот попали в один класс с твоей Софией. Случайно. Ирония судьбы, не иначе.
Они молча шли рядом. Потом заговорила Тамара:
– Знаешь, Таня, я же сама документы забрала. Ты ведь меня не заставляла. Ну глупость, наверное, совершила. Но нас же учили, что слово надо держать. Вот я и сдержала. Просто думать надо, когда обещание даешь. А этому в школе не учат.
PS. Последний звонок получился интересным и трогательным. Постарались все, и дети, и родители, и учителя. А мама одного мальчика очень проникновенно говорила о том, как важно ценить и беречь дружбу, и никогда-никогда не предавать друзей. Некоторые девчонки даже плакали. И только Тома слушала и понимала, что где-то в словах той дамочки сквозит фальшь...
Всем большое спасибо за лайки, комментарии и подписку) ❤️
Ещё рассказы: