Найти в Дзене

Проповедь по притче о богаче и Лазаре (2003.11.02). Протоиерей Димитрий Смирнов

Сегодня во всех храмах читается Евангелие, которое повествует нам притчу из Евангелия от Луки, которая именуется “О богатом и Лазаре”: Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно (Лк. 16, 19). Человек помимо души состоит из плоти. Когда духовная и душевная жизнь в человеке заглушена или отсутствует, тогда возрастает внимание человека к телесной сфере. Вот эта притча как раз хочет это подчеркнуть. Конечно, не может быть так, чтобы человек каждый день пировал. Даже запой, сколько бы он ни длился, потом человек устаёт, даже раскаивается и говорит, что больше не будет, до следующего раза. Так и с едой: обилие пищи и пиров человека утомляет своим однообразием, потом от этого бывает всякое расстройство здоровья, но притча есть притча. В ней каждый персонаж, каждое его действие носит определённый символический смысл. Здесь другая нагрузка, просто подчёркивается этой притчей, что именно вся жизнь составляла для этого человека удовольствие плоти.

Ему противопоставляется нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его (Лк. 16, 20-21). Он не хотел, чтобы богач пустил его к себе, усадил за его стол. Он ни на что не претендовал. Он был человек смиренный и был бы доволен тем, что упало на пол, потому что то, что падает на пол, как бы обычно выбрасывается, потому что упало в пыль и грязь. Ему бы этого хватило, но ему и этого никто не давал. И не потому что были какие-то жадные, а потому что до этого нищего не было никакого дела. Нищих много, богач один, всех не накормишь. Хотя достаточно было слуге сказать: “То, что останется от еды, небольшую часть, возьми, нищему снеси”. Лазарь бы молился за этого богача, как за благодетеля, наверное, всю оставшуюся жизнь. Богач этого не сделал, потому что он был занят своим пиром.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16, 22-25). Авраам это сказал не потому, что он был жесток, и не потому, что он был мстителен, а потому, что когда человек уже перешёл в мир иной, изменить уже ничего нельзя.

Авраам при всём сочувствии его к этому страждущему человеку говорит: И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк. 16, 26). Уже такая пропасть огромная, что невозможно её перейти. Жизнь была дана человеку, для того чтобы он её прошёл, как некое поприще, и достиг того, что от него хочет Бог. Если человек в течение своей жизни этого сделать не сумел, то ничему уже помочь нельзя. Хотя мы видим, что этот богач молился, но его молитва не имела никакого успеха.

Вот здесь, на земле, когда даже грешный человек начинает молиться, эта молитва всегда имеет успех. Бывает, не сразу, но бывает, и сразу. Когда человек только начинает молиться впервые, Господь вообще все его молитвы исполняет, как только он делает первые шаги. Для чего? Чтобы укрепить его в вере, в благочестии, в понимании того, что Бог любит его, слышит его. Потом со временем это быстрое и скорое исполнение молитв становится реже, человеку нужно делать больше усилий. А вот за гробом – уже всё. Как ничего уже нельзя сделать, когда, допустим, человек совершил какое-то преступление, он может быть помилован, он может быть осуждён на самый большой срок, он может получить условное наказание, но он всё равно будет уже под судом. Изменить уже ничего нельзя. Вот это притча особенным образом подчёркивает.

Но богач не сдаётся: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 27-31). Действительно, так. Мы видим, как страдания душевные богача сделали милостивым, он хочет проявить заботу о братьях, которые продолжают там на земле пировать, может быть, прогуливают и наследство своего богатого брата. Конечно, он страдает, любя братьев своих, желает им добра. Говорит: пусть Лазарь вернётся туда на землю и их предупредит.

Дело в том, что если человек равнодушный, если человек жестокий, если он жадный и если он гордый, сребролюбивый, любой, и кто-то ему скажет, например, что нехорошо быть жадным или глупо быть гордым, максимум, какую реакцию можно вызывать в этом человеке – это он пожмёт плечами, развернётся и пойдёт совей дорогой. В худшем случае он скажет: “На себя посмотри” или ещё погрубее. Так не бывает, что один человек сказал другому, и все бы тут же изменились. Священник вышел на амвон и сказал: “Дорогие братья и сестры, давайте с сегодняшнего дня мы будем хорошими, добрыми, послушными, терпеливыми, трудолюбивыми, оставим вредные привычки”. И все бы вышли и стали хорошими. Какая красота! Но такого никогда ещё не было и быть не может, потому что до всяких священников, до апостолов проповедовал Сам Господь Иисус Христос. И что же? Ничего, никакой реакции. У некоторых – да, какое-то семя падает и начинает расти. За счёт его оно растёт? За счёт почвы. Пока человек сам не захочет почву взрыхлить, удобрить, оросить слезами покаяния, до этого ничего не вырастет. Кому-либо что-либо говорить совершенно бесполезно. Можно этим словом только лишь зародить в его уме мысль, а делать что-либо или не делать будет он сам и именно только в течение своей собственной жизни. Дальше уже ничего изменить нельзя. Поэтому апостолы, а после них все священнослужители церковные могут только рассказывать, что здесь содержится, а остальные люди могут реагировать, как им нравится. От этого ежедневного, сиюминутного или более глубоко осмысленного выбора, собственно, и зависит вся их жизнь, все поступки, будет ли этот человек духовно возрастать, то есть руководствоваться в своей жизни, в своих поступках благодатью Божьей и Духом Святым, или будет это ограничивать и руководствоваться какими-то иными соображениями собственной выгоды, корысти, удовольствия и так далее. От этого, собственно, и зависит вся жизнь человека – либо его духовная деградация, либо его духовное возрастание. Вот об этом как раз эта притча и свидетельствует.

Каждый человек может измениться, но для этого он должен решиться на это сам. Благодать Божия может ему только в этом споспешествовать. Бог не может делать за человека, Бог может только помогать человеку в том намерении добра и добродетели, которое человек хочет осуществить. Без этой помощи Божьей это тоже невозможно. Взял бы человек и исправил своё сердце: сделался из жадного щедрым или из равнодушного заботливым. Нет, человек должен себя заставить, он должен заставить себя обратить внимание на этих нищих, уделить им своё время, внимание, преодолеть брезгливость. Он должен себя заставить, а уже потом у него и возникнет и сердечное к ним отношение, и доброта. Но без этого делания совершенно невозможно.

Как человек, страдающий от лени. Иные спрашивают: “Как победить лень?” Только трудом. Вот лежу, ленюсь, не могу встать. Не можешь, а ты всё равно встань. Только через «не могу» — перекрестился, “Господи, помоги”, ножки свесил и встал. Другого пути нет. Человек лежит и думает: “Как бы мне избавиться от лени”. Никак, только свешивая ножки и вставая. Призывая на помощь Бога, это сделать легче и проще. Причём это должна быть не единовременная акция, это нужно совершать ежедневно и многократно. Как чувствуешь, что заленился и стремишься к тому, чтобы расслабиться, нужно, наоборот, натянуть себя в струнку и преодолевать свою собственную леность и желание расслабиться. Тогда в человеке постепенно образуется навык, а благодать Божия ему будет в этом споспешествовать. Он очень многое успеет, очень многое совершит, очень многое сообразит. И так со всем: и с телом, и с умом, и с сердцем.

Господь однажды упрекал Своих учеников: о, несмысленные и косные сердцем (Лк. 24, 25). “Косные” в переводе со славянского значит “медлительные”. Сердце медлит, не мгновенно реагирует на то, чтобы совершить ему что-то доброе, полезное, с любовью, а медлит. Он даже за эту косность сердца этих людей порицал, потому что Господь никогда не ждал, хотя к этому Его призывали обстоятельства, начальники синагог, в которых Он проповедовал. Они говорили: “Ну что Ты исцеляешь в субботу, подожди до следующего дня” (см. Мф. 12, 9-13; Лк. 13, 10-16). Господь этого не делал. Он видит, что человек страдает, зачем же давать ему страдать ещё одни сутки, когда можно помочь именно сейчас. Он скоро старался действовать – в тот момент, когда к Нему было это обращение, а иногда даже без этого обращения.

Вот это изменение сердечное – это и есть цель пришествия Христа на землю. А зачем? Были бы люди просто исполнительные, чёткие, правопослушные, зачем нужны обязательно любовь и доброта? Было бы всё по закону, порядочно и всё регламентировано. В этом для Бога нет никакой цели. Навести порядок среди людей всегда можно палкой – с гвоздём, конечно, чтобы это было и больно, и опасно. Это совсем не трудно, и на некоторых этапах человеческой истории, например, в империи инков, в социалистическом лагере или у Адольфа Гитлера этот порядок достигался. Если над человеком висит угроза его жизни, свободе, угроза смертью, он тебе сделает всё что хочешь, даже родную мать предаст. А не предаст, ликвидируют, оставят только тех, кто предадут – и будет порядок. Некоторые даже с удовольствием вспоминают: «Вот раньше за десять минут опоздания на работу в тюрьму сажали». В тюрьму сажать – и не будут опаздывать, и не будет ни пробок, ничего. За два часа будет приходить пешком и будет вовремя успевать. Дело не в том, чтобы на земле навести порядок, потому что при таком порядке, конечно, будет преступности в тысячи раз меньше, это безусловно, но цель пришествия Христа на землю – не навести порядок в хаосе нашей жизни, а поселиться в сердце человека Духом Своим Святым. Дух же Святый может войти только в милующее сердце, другого пути нет.

Спасение человека не значит суд над его поступками. Ты совершил восемь хороших поступков и одиннадцать плохих, поэтому ты наследуешь преисподнюю. Не пищи уже, не сопротивляйся, с тобой всё решено. Ты совершил четырнадцать хороших поступков и двенадцать плохих, значит ты наследуешь жизнь вечную. Нет, так только у людей, у Бога совсем не так. Бог хочет, чтобы каждый человек спасся, а спасение заключается в том, чтобы дух человека соединился с Духом Божьим, с Духом чистоты, правды, любви. Этот Дух Божий – вечный, он даёт жизнь вечную. Другого пути спасения нет.

Цель Христа – не навести какой-то социальный порядок здесь, справедливость и так далее. В любви нет справедливости, в любви всегда милость, всегда снисхождение, всегда прощение. Господь хотел бы, чтобы Его ученики были таковыми, поэтому Он не наводил здесь какой-то социальный порядок, а Сам взошёл на крест. Христианство началось на земле с величайшей, высочайшей несправедливости, но в этой несправедливости Господь оказал падшему человечеству любовь Свою, для того чтобы каждый, кто захочет, мог последовать Его примеру.

Перед каждым из нас ежедневно такая дилемма в каждом вопросе, который нам жизнь задаёт. А как я на него отвечу? Что будет мной руководить в данном поступке – желание приблизиться к Богу или собственная корысть? Желание проявить смирение или обнаружить свою гордость? Что я хочу? Оказать этому человеку милость или я хочу на нём заработать? Каждый выбирает сам всегда, каждый день и так далее. А Господь просто рассказывает, в частности, и в этой притче. Ты, голубчик, ешь, пьёшь, веселишься. Замечательно, у тебя никто это не отнимает. А ты пренебрегаешь этим человеком – а вот теперь смотри, что из этого получится. И рассказывает, что потом они умерли, и в мире ином происходят эти диалоги, эта коллизия, вот такой результат. Этой притчей Он обращается к каждому из нас. Ты слышал, да? Вот это будет так. А теперь сам выбирай. Никакими мертвецами ни на ночь глядя, ни по утру тебя пугать никто не будет. Ты просто посмотри внутрь своего сердца. Как один философ говорил: “Больше всего меня удивляет и поражает величайшее чудо, что внутри себя я нахожу нравственный закон”. Каждый может посмотреть в свою совесть, и эта притча это предлагает устами Авраама.

Ведь это справедливо. Нищий голодал, кстати, не известно почему. Ну что, так уж трудно чуть-чуть ему дать? Не со своего стола, это очень важно, а из-под стола. Если бы богач от своего стола себе какой-то ущерб нанёс, из сорока блюд оставил бы тридцать девять – это уже добродетель. Денежки к деньгам идут, очень трудно от себя оторвать. Но тут оторвать от псов своих, потому что наверняка и псы не все крошки подъедали, что-то там оставалось. Много ли надо одному убогому нищему? Нет, совсем немного, но и этого не сделали. Ну вот, смотри, это не наказание Божие, никто этого богатого не наказывал, это естественное развитие событий. Человек всю жизнь пировал – и вот он умер. Тело ещё лежит в гробу, а душа просит праздника по-прежнему. А кто же ему этот пир закатит на том свете? Там нет еды, там нет столов, там нет слуг, там нет ни икорки, ни балычка, ни язычков, ни перепелов, ничего там нет. Даже если бы было, куда это всё запихнуть? Тела нет. А желание есть? Желание есть и выпить, и закусить, и полежать. Желания есть, но они удовлетвориться не могут, поэтому человек страдает. Эти желания, которые он развил здесь в течение всей жизни неимоверно, эти желания представляют тот огонь, в котором будет сгорать человек. Человек существо вечное, за гробом изменить ничего нельзя, поэтому геенна огненная – это, конечно, образ, но, действительно, огонь желаний так и называют, кстати. Огонь желаний – это уже довольно пошлая поэтическая фигура, к которой прибегают начинающие поэты. Это всё реально присутствует не только в загробной, но и вообще в человеческой жизни на протяжении всего бытия. Если человек в течение жизни всегда делает то, что он хочет, он трудится над тем, чтобы развить свои желания, то есть он всё более и более, с каждым годом, часом, секундой раздувает огонь, на котором будет гореть его душа. Человек же, который может и научился в течение жизни побеждать свои желания, такой человек готовит себе прохладную участь. Тело наше останется на земле, а многие наши желания, в силу недуховности нашей, они плотские.

Поэтому Господь, чтобы облегчить нам участь, так устроил, что к концу жизни человек становится стареньким, чтобы у него угасали желания посмотреть мир, поболтать с людьми, съесть что-то лишнего и так далее. Его потребности становятся минимальными. Иногда приходит пожилой человек и говорит: “Ну что, я получаю две с половиной тысячи. Мне хватает и ещё остаётся”. А молодой человек говорит: “Попробуй, проживи на десять тысяч”. Почему? Потому что у него желаний больше. Старый человек довольствуется гораздо меньшим, он уже не так прилепляется. То, что когда-то для него представляло какую-то важность, он уже сейчас легко может подавить. Он скажет: “В гроб всё не положишь”. Многие коллекционеры, всю жизнь собиравшие какие-то драгоценности, картины или фарфор, к концу жизни смотрят на это как-то отстранённо: “На кой оно мне нужно? Чтобы племянницы передрались из-за всего этого, по судам бы затаскали. Лучше я подарю какому-нибудь городу или музею”. И это во всём мире, это в некотором смысле совершенно не религиозный акт, но он совершенно естественный, потому что у человека такая привязанность к миру, к тому, что было для него важным, постепенно угасает, он более философски смотрит на эти вещи. Так Господь устроил такой механизм, чтобы человеку было легче оторваться от этой земной суеты. Так и мы должны этому процессу помогать и обуздывать свои желания, потому что этим самым мы облегчаем себе бытие в вечности, поэтому эта притча и об этом. Будем следовать тем вразумлениям, которые Господь нам даёт через Священное Писание, тогда мы будем благополучны в вечности.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/
ЮMoney